Аннотация: Мой метод постижения философских абстраций
Я, готовя лекцию по истории психологии, задалась вопросом о соотнесении номинализма с принципом "бритвы Оккама". Чтобы понять, откуда у Оккама взялась такая формула, и почему он был номиналистом, стоит представить, как он жил - обычной жизнью, хоть и Оксфордского профессора. Итак, идет Оккам на рынок и хочет купить у торговца белую ткань. Есть ткань - ее можно увидеть. Есть качество ткани - белизна - тоже можно увидеть. Противники Оккама - реалисты - сказали бы, что белизна существует сама по себе. Как и стоимость ткани. И вот Оккам говорит торговцу: - Голубчик, почем эта ткань? - 5 фунтов, милорд! - Полмилуй, голубчик! Она недостаточно белая! 3 фунта - и ни пенса больше! - Милорд! Да вы посмотрите на ткань на солнце! Белее нет ничего на свете! - Ну, уж! Ты рассуждаешь так, будто видел все белые вещи, которые существуют на свете! Или на тебя снизошло откровение, в чем состоит суть белизны?
- Милорд! Не моего ума это дело, но все, кто покупал у меня эту ткань по пять фунтов, сочли ее достаточно белой. Может статься, серое уныние царит в вашем сердце и мешает разглядеть белизну моего холста?
- Ах ты, плут! Не хочешь ли ты сказать, что я могу наслаждаться белизной своей постели лишь в радужном настроении?
- Именно, милорд! Если меня, к примеру, приветит какая красотка, даже ворчание моей жены мне кажется дивной песней.
- Однако ночью, независимо от настроения, белая ткань нам видится серой! Или скажешь, что ночью Господь призывает к себе все видимые днем сущности?
- Возможно, милорд! И я вам скажу, что к Господу белизна и цена этого холста отправляются вместе, держась за руки, и одна другой не дают упасть или споткнуться!
- А потом они возвращаются к хитрому торговцу, который убедит любого простофилю, что черное - это бывшее белое, и чем дальше упрятана белизна, тем она истинней?
Нет, не у Господа, а у тебя в лавке обитают эти два проходимца, а ты, подобно магу-чернокнижнику, с легкостью превратишь белое в черное или иное, в зависимости от того, что ищет покупатель. Не желаю больше спорить с тобой о белизне, мне достаточно собственных глаз, чтобы понять, что ты - ловкий обманщик! И, рассерженно удаляясь от торговца, Оккам, бурча под нос проклятья, постепенно успокаивается и резюмирует: - То, что можно понять посредством меньшего, не следует понимать посредством большего!" А если совсем уж по-современному - "не вешай мне лапшу на уши" :)
http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/History_of_Philosophy/OCCAM/OCCAM.htm