Чувакин Олег Анатольевич : другие произведения.

Китовский М. Наследие демиургов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    О романе М. Китовского "Наследие демиургов", номинированном на конкурс "Триммера" (2011)


   Здравствуйте, дорогие организаторы конкурса, романисты и читатели!
   Предлагаю вашему вниманию обзор десяти романов, выдвинутых на конкурс "Триммера" 2011 г. в составе первой группы. Каждому роману будет посвящена отдельная статья.
   Форма всех статей одна: читая главу за главой, рассказываю о чтении.
   Критерии оценки:
   1) Сюжет: увлекательность, ясность, "стреляющие ружья", убедительность фантастического мира, его антураж (разумеется, два последних пункта - для фантастики и фэнтези).
   2) Язык: грамматика, лексика, орфография, пунктуация - вплоть до правил компьютерного набора. Дефис вместо тире, отсутствие пробела воспринимаются мною как ошибки, мешающие читать текст. Существенными недостатками, снижающим по пункту 2 оценку, буду считать употребление автором канцелярита, жаргона, мата и словечек, его "заменяющих".
   3) Художественность: образная речь, внутренний мир главных героев, характеры и психология персонажей, авторское умение заставить читателя сопереживать героям романа. Оцениваться по пункту 3 будет и умение использовать весь арсенал литературных средств. К примеру, засорение текста пустыми диалогами отрицательно скажется на оценке.
   Общая оценка произведения по трём пунктам - обыкновенное среднее арифметическое. Система - десятибалльная.
   Оценки - относительные: сравнение выполняется внутри данной группы; лучший роман имеет все шансы получить оценку, близкую к 10, худший - к 1. Это не будет значить, что роман абсолютно плох или идеален. Это будет значить, что он относительно хорош или плох в первой группе.
  
   * * *
  
   Китовский Михаил. Наследие демиургов
  
   Первая глава - "Вдали от дома".
   "Джек как всегда витал" = "Джек, как всегда, витал"
   "Не знаю как ты, а мне всего одиннадцать". Дети так не говорят. Дети, наоборот, всегда кажутся себе взрослее, чем они есть.
   "Но игры играми, а вот реальное желание попасть в другой мир - это уже патология". Так мыслит 11-летний?!
   "никому непонятные" = "никому не понятные"
   "...выходило пока из рук вон плохо". Всё бы ничего, если бы речь не шла о... ногах.
   "Макс посмотрел на школьный рюкзак - единственное, что связывало его с реальным миром - и грустно вздохнул. Всего лишь кучка учебников, да привязанный сзади скейт, а сколько воспоминаний! И это после одного-единственного дня в чужом мире. Что же будет через неделю? Через год?"
   Не верю. Один день - и ноль переживаний? У 11-летнего ребёнка? Ах да, вот они, переживания:
   "Он попытался сосредоточиться. Да, ситуация действительно нестандартная. В одиннадцать лет оказаться где-то у чёрта на рогах, с каким-то непонятным заданием и, главное, в параллельном мире - прямо скажем, не очень приятно".
   По сюжету:
   "Итак, в параллельный мир его закинул маг Вуру Ро Ли".
   "Что происходило дальше, Макс помнил очень смутно. Словно во сне - вроде бы знаешь, что с тобой что-то случилось, а вспомнить, что именно, не можешь. Похоже, он в кого-то врезался... кажется, в машину. Или нет, просто упал, не заметив выбоину в асфальте, а скейт отлетел в чью-то "Приору" и оставил на двери вмятину. Потом убегал от разъярённого хозяина, прятался в чужом подъезде, спасался через незнакомые дворы, прежде чем вернуться в школу. Или не вернуться? Макс не помнил. Он вроде завалил несколько контрольных, а может, и не завалил.
   Короче, с этим неразбериха. Надо будет обязательно выяснить, сдал он те контрольные или нет. Но сначала надо решить, как вернуться назад.
   Единственное, что Макс помнил хорошо, это вмешательство мага. Вернее, не помнил - он знал, что это Вуру вытащил его из передряги с машиной".
   Далее: "И только сейчас Макс понял: у него перенасыщение информацией".
   Я отказываюсь верить в мальчишку, который эдак мыслит. Так может мыслить студент, но не мальчик одиннадцати лет.
   Я даже проверил, не ошибся ли я. Перечитал. Нет, в двух местах в этой главе автор сообщает, что Максу одиннадцать лет. "Не знаю как ты, а мне всего одиннадцать..."; "В одиннадцать лет оказаться..."
   "Ничего кроме как "на восток" тот..." Автор, с пунктуацией плоховато!
   Глава "Мечтатель".
   Читать пока скучновато. Может быть, потому, что тут "Академия магов" - лит. изобретение далеко не оригинальное, а скорее потому, что в главного героя я не верю.
   "Однако Вуру Ро Ли считал иначе.
   Это был высокий седобородый старик..." Логическая неувязка.
   "Парень впустил". "Впустить" - глагол переходный. Дополнения требует.
   Сюжет развивается:
   "Он объяснил, что хранилище демиургов закрыто для простых смертных. Попытаешься попасть внутрь - тут же свалишься замертво. Лишь раз в несколько тысячелетий рождаются люди, для которых допуск в хранилище открыт, и они могут спокойно входить в него, словно в обычное здание. Таких людей всегда двое. Сегодня это Макс и Джек".
   В общем, миссия заявлена.
   Глава "В путь".
   Из послания от Вуру: "Хранилище демиургов можно открыть только вдвоём, так что никаких хождений поодиночке".
   Очевидно, я имею дело с очередной компьютерной игрушкой-бродилкой:
   "Этот необычный предмет - навигатор. Он доведёт вас к берегу Огненного моря. Как вы знаете, нужно покинуть родное графство, преодолеть Хмурый лес и перебраться через горную цепь. Думаю, это не трудно. Во всяком случае, таким парням, как вы. Я буду оберегать вас, а если понадобится помощь, брошу дела и немедленно появлюсь. Пользоваться навигатором не трудно, запомните лишь три вещи:
   Красный - неверное направление.
   Жёлтый - нет движения.
   Зелёный - всё верно, идёте правильной дорогой.
   Если возникнут какие-то вопросы - задавайте. Но не слишком часто. Я тоже не ходячая энциклопедия..."
   Увы, очень скучно. И это с первых-то глав!
   Герои покупают ящера. Вонючего.
   "Джек и Макс закидали на него вещи..." Правильно: "покидали". А закидать можно тухлыми помидорами.
   Глава "Айзбург".
   Тут Лис и Гэрри.
   Глава "Академия магов".
   "Судье что ли каждый раз..." Пунктуация!.. Орфографически же текст неплохо вычитан. В этом смысле автор - молодец. Или орфокорректор "Ворда".
   "И вам придётся за это заплатить" Точки не хватает в конце предложения.
   Глава "Вне закона".
   Сюжет: "Макс тяжело вздохнул - похоже, он застрял в чужом мире надолго".
   Ну, как читатель я давно об этом догадался. О чём же такой большой роман, если ГГ не застрянет в "фэнтезийном мире" надолго?
   Далее:
   "Маг посмотрел на преступников:
   - Что касается вас, я уже всё решил. Ты, - он указал на Джека, - утром же отправишься на рудники, а ты, малыш, остаёшься с нами. Завтра я покажу тебе Академию - сегодня у меня очень много дел. Лис, Гэрри, отведите его в общежитие, выделите какую-нибудь комнату. И накормите, он наверняка голодный.
   - Может, сначала позаботиться о Джеке? Например, запереть его в клетке в восточном зверинце? Там как раз освободилась одна, после того, как мы продали единорога.
   Маг пожал плечами:
   - Что ж, я не против. Только сначала...
   Он достал из воздуха блестящий браслет нежно-золотого цвета и защёлкнул его на руке Макса.
   - Это для моего же спокойствия. Не хочу, чтобы такой ценный экземпляр пропал. Он очень мне нужен. А теперь..."
   Глава "Подземелье".
   Чудовище заволакивает Макса в тоннель.
   "Лис знал, что сегодняшний день этим и кончится. Их всё-таки отчислили. И как бы он ни готовился к этому событию, на душе всё равно стало как-то неуютно. Теперь ему и Гэрри официально нельзя колдовать - на территории Объединённых графств это будет караться смертью".
   Далее:
   "И тут вмешался Джек. Кулак сжался сам по себе, и он, не раздумывая, врезал жирдяю между глаз. Помощник смотрителя рухнул на землю, успев краем потока задеть Лиса.
   Молодой маг сложился пополам.
   - А ты не такой тюфяк, каким казался, - произнёс он, корчась от боли.
   Джек восторженно пялился на свой кулак. Он в первый раз в жизни кому-то врезал. По-настоящему, со всей силы.
   - Ты в порядке?
   Лис не ответил. Во-первых, его скривило от удара, а во-вторых, толстяк ещё шевелился. Джек оказался не лучшим боксёром, и помощник смотрителя быстро приходил в чувство. Ладони засветились красным, и в этот самый момент Лис вырубил его оглушающим вихрем.
   - Жить буду, - пошутил маг. Он сменил вихрь на пилу-молнию, и приступил к решётке. На этот раз пила горела вполсилы. - Это подлое заклинание. Его выбирают маги, слишком тупые для разучивания настоящих. Обычно, они устраиваются в полицию или гвардию... - Лис чихнул. - На должность охранников...
   Он снова чихнул. Из носа текло, глаза слезились. Живот болел как от попадания пушечного ядра. Джек окинул взглядом лежащих студентов.
   - Теперь я официально ваш сообщник, - заявил Лис, вытирая сопли. - Я маг без лицензии, помогающий преступникам
   Лис, Гэрри и Джек выручают Макса.
   Глава "Охота за беглецами".
   "Маг промурлыкал заклинание и оказался перед дверью в трактир. Он вошёл, поморщил нос от сизого дыма, отыскал хозяина. Представившись, спросил о необычных постояльцах.
   - Всё верно, они прибыли сегодня ночью. Откуда - не знаю. Утром сказали, что ещё вернутся, и чтобы я покормил их ящера. Думаю, они скоро появятся.
   - Они преступники, - сказал маг. - И имеют связи с местными хулиганами, которых я сегодня утром отчислил из Академии".
   Вот потому-то и скучны книжки о магах. ""Маг промурлыкал заклинание и оказался..." Раз - и готово.
   "Они нанесли ущерб нашему заведению. Испортили лабораторию с дорогостоящим оборудованием. Переполошили студентов. Распилили решётку коллектора, чтобы крысиные выродки могли гулять, где им вздумается". Смесь канцелярита с разговорной речью.
   "Браслет на руке судьи подал сигнал. Очень слабый, практически незаметный - его явно глушили. Это был сигнал о местонахождении Макса.
   - Похоже, мы теперь знаем, где они, - улыбнулся судья. - Направьте отряд к энергетической башне, у нас мало времени".
   Да, я читаю ходилку-бродилку, и мне скучно. Может, дальше станет интереснее?
   Позади примерно шестая часть романа.
   Глава "Твердыня холода".
   "...наколдовал вокруг Макса что-то вроде помех..." Не знал, что наколдовывал?
   Глава "Битва над городом".
   "Карлик мутным взором посмотрел на Макса:
   - Я приглушил боль. Не до конца - иначе я бы полностью вырубился".
   Все эти заклинания и приглушения только добавляют скуки. Я уверен: вдоволь набродившись-налетавшись, персонажи выполнят миссию. Признаюсь: да, я не люблю компьютерные игрушки-бродилки. И не люблю романные фантазии на их темы. В прозе я люблю в первую очередь, не говоря о хорошем языке, характеры и жизненность. Ящеры, крысы в коллекторах, энергия башни, оглушающие шары и прочие магические финтифлюшки, наверное, могут быть интересны - но только после того жизненного материала, что создаёт настоящую книгу. А тут я даже в 11-летнего мальчика не могу поверить.
   "Я чуть не обосрался от страха, - признался мальчик".
   Минус один балл по пункту "Язык". (Далее подобные словечки отмечать не буду; при чтении предыдущих романов делать это мне уже надоело. Буду только снижать оценку по п. "Язык").
   Глава "Ночной гонщик".
   "Король возвышался на хрустальном троне..." На троне восседают. А возвышается башня или замок. Или кто-то над кем-то.
   "Облака.
   Но король плевал на них с высокой колокольни".
   Сидит на троне и плюёт на облака... с колокольни. Всякой идиоме - своё место.
   К королю является некто Ночной гонщик, о чьём существовании не знает маг.
   Глава "Скейтборд".
   Магическая философия: "Он считает, что если ты маг, то не должен тратить свою силу направо и налево. Хочешь побриться - бери бритву, хочешь приготовить ужин - учись на повара, хочешь попасть в другое место - используй ноги. Он считает, что маг должен применять волшебство лишь тогда, когда это действительно необходимо".
   Про скейтборд: "С моей магией твои колёса будут крутиться где угодно. Да хоть на засыхающей глине в гончарной мастерской". Вот как это делается: "Рассмеявшись, Лис взял доску из рук мальчика. Пара несложных заклинаний, и вокруг колёс скейта возникло ярко-синее свечение". Правда, "Хватит на полгода, - сказал Лис. - Затем магия выветрится, и колёса станут прежними".
   Глава "Преследователь".
   Ночной гонщик прибывает на ящере "в родной городок Джека".
   Ночному гонщику нужен новый ящер:
   "Ночной гонщик получил рептилию - правда, лишь во временное пользование - и спустя полчаса выехал из города.
   Тварь даже не бежала - она просто летела над землёй. Казалось, что будь под её лапами не твёрдая поверхность, а вода, она побежит по воде. Естественно, ни о каком возвращении ящера не могло быть и речи. Ночной гонщик просто влюбился в это животное. Он обожал скорость и, к тому же, ненавидел судью.
   На то были свои причины".
   Глава "Оборотни".
   Персонажи попадают к Генералу.
   Глава "Пушистые".
   "Здесь не действуют законы Объединённых графств. Территория принадлежит оборотням и они здесь хозяева".
   Ну, и понятно: Лис начинает колдовать. В этом - всё фэнтези. Чуть что: колдуем. Фэнтезисту не надо ломать себе голову над сюжетными трудностями.
   Глава кончается так:
   "В камеру протиснулись две симпатичные девушки. Барсук шепнул:
   - Если они вздумают чудить, кричите, охрана рядом.
   Девушки кивнули, и тюремщик закрыл за ними дверь. Лис поднял голову:
   - Отвались мой новый хвост! Кто это существо? Это божественное существо?
   - Та, что слева - моя сестра, - ответил Гэрри. - А справа... чёрт побери, неужели ...
   - Привет, мальчики! - поздоровалась левая. Её взгляд упал на карлика. - Братишка! - и она бросилась обниматься".
   Глава "Новый вождь".
   "Девушек завали Сабрина и Нуара.
   Первая была сестрой Гэрри, той самой, о которой он так часто рассказывал. Симпатичная блондинка, с роскошными волосами и глазами цвета неба. Поначалу Макс не понял, чего в этих глазах особенного, а потом догадался - девушка куда старше, чем выглядит. На вид она казалась совсем молоденькой, почти первокурсницей какого-нибудь ВУЗа. Девушку выдавал взгляд - серьёзный, немного печальный и таинственный - взгляд взрослого человека, матери и даже в чём-то - философа".
   И это - повествование от лица 11-летнего мальчишки! В "вузе" Макс не учился и думать нём для сравнения вряд ли может. Слово "вуз" пишется, кстати, строчными буквами. Это даже орфокорректор "Ворда" знает.
   Прогуливаются. Что им стоит - с магической-то силой?
   "Вернее, это был не обрыв, а довольно резкий спуск с утёса..." Спуск с утёса не может быть "резким", так же, как не может быть "резким" угол. Надо бы написать: обрывистым или крутым. А это удалить: "Вернее, это был не обрыв..."
   Глава "Традиция предков".
   Автор переносит читателя к судье и рыжебородому магу.
   "Он и сам бы не отказался от хорошего фэнтези романа, только где его теперь достанешь?" О да, устами героя глаголет истина!
   Далее - Макс. Сюжет:
   "Как только начало светать, Макс разбудил львицу.
   - Сабрина, - сказал он твёрдо, - я хочу бросить Шипу вызов. Победить его в круге позора".
   Макс в кошачьем теле на скейтборде:
   "Мальчик надел оба ролика, зашнуровал, затянул все ремешки. Сабрина оказалась права - размер подходил идеально. Макс встал с кровати и посмотрел вниз. Кошачье тело такое неуклюжее! Центр тяжести смещён, стопа короткая, в нос постоянно забивается шерсть, не говоря уже о бесполезном придатке - болтающемся сзади хвосте. Макс попробовал оттолкнуться и чуть-чуть проехать вперёд, но не удержал равновесие и грохнулся на пол".
   Насчёт "неуклюжего" кошачьего тела - коротко: ха-ха. Автор, наверное, кошек не видел.
   Глава "Битва".
   Тут автор даёт точную характеристику своему роману: "Сегодня, как никогда раньше, Макс чувствовал себя героем фэнтези. Причём, далеко не лучшего, с кучей заштампованных ходов и громадным "роялем в кустах". Браво! Плюс один балл по пункту "Сюжет".
   "...круг позора стоял в поле. Как раз под обрывом - там, где заканчивался город. Всюду росла трава, изрядно потоптанная людьми и наполовину превратившимися оборотнями. Собралось, наверное, всё племя". И что? А вот что: "Толпа затихла - все ждали развязки".
   Глава "Лис".
   Тут Ночной гонщик. Потом - Лис.
   "Но времени не осталось совсем, и Лис решил бить отсюда. Шип Дикобраз поднял Макса над головой, котёнок извивался и царапался. Толпа притихла. Ещё несколько секунд, и наглому мальчишке придёт конец". И далее:
   "Маг швырнул невидимый пучок энергии в Дикобраза. Тот пошатнулся, его ноги разъехались, а Макс едва не полетел в ров. Лис бросил ещё один заряд, разделив его надвое. Одна часть подтолкнула Шипа к обрыву, а вторая опрокинула его жирные лапы назад, чтобы мальчик грохнулся на камень.
   Понимая, что уже теряет сознание, Лис нанёс третий удар, в надежде столкнуть негодяя в ров. Маг так и не увидел, достиг этот заряд цели или нет. В глазах потемнело, мир перевернулся с ног на голову, и Лис отключился".
   В общем, никуда без магии. Что не требовалось и доказывать.
   Глава "Свадьба".
   "Вставать и вообще, что-либо делать, жутко..." Обе запятые - лишние.
   Опять магия:
   "Уже в помещении доктор Рэйнер очистил Лиса от грязи и наколдовал с десяток полезных заклинаний". Скучно-то как. Ну никаких проблем и забот. Разве что когда появляется другая магия. От жизни текст настолько далёк, что читается исключительно через "не хочу". По конкурсной надобности.
   "Впрочем, свадьбу среди оборотней, в параллельном мире, да ещё и в одиннадцать лет, трудно упрекнуть в неоригинальности". Да уж. Вообще непонятно, зачем автор сделал героем мальчишку 11-ти лет. Ну, сделал бы студента. Он по всему тексту и тянет на студента.
   Однако: "Вождём можно стать лишь с четырнадцати лет". Т. е. жениться запросто, но вот в вожди мальчугану рановато...
   Является "Оно":
   "Но у судьи были свои мысли на этот счёт. Усмехнувшись, он начал концентрировать силу космоса...
   Частью рассудка Оно понимало, что окружающая среда причиняет многим боль. Что миллионы существ - слишком маленьких и слабых, чтобы брать их в расчет - испытывают невероятные муки, находясь здесь. Для них это настоящий ад.
   Но Оно считало это место своим домом и особо не задумывалось над страданиями других. Да и зачем о чём-то думать, если можно просто лежать, наслаждаясь теплом и покоем? Изредка Оно перемещалась по своему миру, ввергая остальных в ужас. Но большую часть времени проводило в безмятежной дремоте - и так миллионы, миллионы лет.
   В какой-то момент всё изменилось. Оно почувствовало, что нужно где-то ещё. Что Его кто-то зовёт, кто-то большой, сильный и другой. Зовёт покинуть этот мир - не навсегда, а на время - и пуститься в охоту за чем-то ценным и важным".
   Далее:
   "Судья сконцентрировался на браслете - том самом, которым наградил мальчишку. Сигнал ощущался слабо, но даже такого хватало, чтобы использовать в качестве маяка. Тем более, монстр был куда ближе к Максу, чем старый маг".
   "Какое-то время они стояли молча, разглядывая то помятую траву, то толпу, а то и бледное, словно заболевшее, солнце. Болтовня в рядах оборотней о задерживающейся свадьбе набирала обороты. Всем хотелось знать, что происходит.
   Вот тут-то всё и началось.
   - Пожар! - закричал какой-то полу-лев (слитно пишется. - О. Ч.), тыча лапой в сторону юга. - Лес горит!"
   "Оно" приближается, и Макс решает бежать к горам.
   Ну-с, пока хватит. Третий день уже читаю.
   Глава "Пещеры".
   "Под вспышки молний, шум, грохот и неистовый жар гигантского чудовища, мальчишка нырнул в прохладу пещеры. Тут он во второй раз споткнулся, и полетел в темнеющую неизвестность".
   Далее. "Ему", т. е. инфернальному демону, в этом мире неуютно. Тем более что "тут его пронзила боль. Он даже не знал, что такое бывает - обычно, мелкие сущности не могли причинить ему вред". "Демона атаковал кто-то сильный, явно желающий ему зла". Оказыыается, атаковавшим был наш старый знакомый Вуру Ро Ли.
   "Старый маг возвышался на одинокой скале, и лучом холода высасывал жар из монстра. Он, словно клещ, пил энергию у пылающего гиганта. Вуру не задумывался о последствиях, он был настолько силён, что мог запросто взлететь в воздух, окружить себя силовым полем, отразить любой удар твари или просто телепортироваться в безопасное место.
   Не этого боялся старый Вуру. Не физического поражения. Его беспокоили судьбы Макса и Джека, эти двое просто обязаны добраться к цели живыми, иначе всё пропало".
   Далее.
   "Прошло несколько часов. Оборотни расположились в крупном зале пещеры, первом от входа. Он был настолько велик, что без труда вмещал всё племя (а это больше пятисот особей), и оставалось ещё много свободного места.
   Раненых почти не было. Встречались ушибы, мелкие порезы - при побеге кто-то неизбежно спотыкался и падал, - обнаружилось даже три перелома. Нескольких мелких оборотней придавило толпой. Но все были живы".
   Очень доброе фэнтези!
   Ночной гонщик обещает отмстить Вуру.
   "Хотя, к чёрту всё. Нуара ослепительно красива - настолько, насколько может быть красива наполовину женщина, наполовину пантера, с чёрной бархатной шерстью и длинным изящным хвостом. Будь Макс постарше, он назвал бы её сексуальной". Вот именно. Отчего б автору не делать его постарше? А то, неровен час, в педофилии обвинят. Теперь это модно.
   Церемония:
   "Вспомнив это, Макс улыбнулся. Он даже прозевал обращение шамана. Весьма, банальное, совсем как в голливудских фильмах. Рэйнер спрашивал, согласен ли он быть мужем Нуары, заботиться о ней в счастье и в горе, и хранить верность, пока смерть не разлучит их. Макс ответил положительно. Тот же вопрос задали девушке, и она тоже согласилась.
   Ну а после всех этих формальностей им разрешили поцеловаться. Прямо как в кино. Вот только возникли сразу две проблемы: во-первых, Макс ещё никогда никого не целовал, а во-вторых, сделать это в кошачьем обличье было непросто. Нуара заметила его смущение и кажется, слегка улыбнулась - так, чтобы это видел только Макс. Она вообще умела быть нежной и ласковой, но почему-то всегда отгораживалась от других стеной льда.
   - Не бойся, - шепнула она, и нежно поцеловала мальчика в губы.
   Толпа зааплодировала. Макс был готов немедля провалиться под землю (но и без того находился под землёй), такого смущения он ещё не испытывал никогда. Это не передать словами, и не описать ни в каких песнях. Это сродни тому, что ты голым оказался на виду у всех. Хорошо, что сквозь шерсть не видно кожу - Макс покраснел не хуже помидора".
   Далее - свиток с посланием Вуру.
   Потом:
   "Когда аплодисменты пошли на спад, а эмоции поутихли, Макс спросил у Рэйнера:
   - Теперь Нуара... она теперь моя жена, да? Официально?
   - Всё верно, малыш, теперь она твоя. А ты - наш будущий вождь. К сожалению, до четырнадцати лет ты не сможешь управлять племенем, и тебе нужен наместник".
   "Мальчик оглянулся на Рейнера и Нуару. Они лишь молча кивнули.
   - Как вам известно, мне всего одиннадцать, и я должен выбрать наместника. Им будет Гэрри. Это классный парень, и он спас мне жизнь. Надеюсь, вы его примите". Правильно: примете.
   Глава "Снова в путь".
   Персонажам кажется, что "подземное путешествие не кончится никогда..." А мне кажется, что никогда не кончится этот текст, адресованный любителям "путешествий".
   "Однажды, проснувшись раньше остальных, Макс заметил, что у него выпадает шерсть. Он разбудил Лиса.
   - Всё в порядке, - ответил тот, зевая, - просто ты опять становишься человеком".
   Глава "Наместник".
   Является Ночной гонщик.
   "Гэрри внимательно посмотрел в глаза незнакомца. И на секунду ему показалось, что он уже где-то видел это лицо. Скорее всего, в одной из таверн Айзбурга - они с Лисом часто веселились после занятий. Или где-нибудь в Академии. Карлик моргнул, и лицо незнакомца опять стало чужим.
   - Из Айзбурга? - спросил он.
   - Не важно, откуда я, - ответил Ночной гонщик, подозрительно оглядываясь. - Я бы сказал больше, но даже у стен есть уши. Особенно когда поблизости мой давний враг.
   Брат и сестра переглянулись. Карлик пожал плечами.
   - Вы трое, - Ночной гонщик указал на Гэрри, Сабрину и Рэйнера, - вы трое пойдёте со мной. Недалеко, куда-нибудь в один из соседних гротов. Я хочу поговорить с вами наедине".
   Глава "Спуск".
   "Они стояли на пологом склоне холма, сплошь покрытого пеплом. Сзади высились кривые, как морды гоблинов, скалы. Далеко впереди - там, где спуск плавно переходил в равнину, почти на самом горизонте - светилась прибрежная полоса бурлящего моря лавы. Даже отсюда виднелись поднимающиеся кверху фонтаны магмы, взлетающие в воздух камни, похожие на раскалённые кометы.
   Вот только было всё это чертовски далеко. А рядом, в непосредственной близости, бушевали человечки. Макс лениво отгонял их скейтом, не в силах оторвать взгляд от Огненного моря. Всё больше и больше монстриков карабкалось по его одежде, пытаясь дотянуться до шеи..."
   "Лишь спустя время он понял, что остался в одиночестве. Сбросив с плеч укусившего его человечка, Макс затормозил доску".
   Ночной гонщик идёт дальше. С положительными персонажами ничего не случилось, как я того и ожидал. Вот такая тут интрижка:
   "Перешагивая через раскалённые докрасна камни, наёмный убийца двигался по ущелью. Всё-таки, разговор с оборотнями принёс пользу. Во-первых, стало известно, каким путём пошли Макс и Джек. Сам Ночной гонщик ни за что туда не сунется - ему легче преодолеть горящее ущелье, чем сражаться с ордами пещерных монстров. А во-вторых - и это самое главное - оборотни теперь на его стороне. Конечно, они отнеслись к словам охотника скептически (да и кто бы на их месте не отнесся), но всё-таки, поверили ему.
   А это значит, что Гэрри и Сабрина ещё сыграют роль в безумном круговороте жизни".
   Послание от Вуру:
   "Отлично, Джек!
   Ты в нескольких километрах от Чёрного замка. Теперь дойти до него сможет и ребёнок, дорога лёгкая..." Напоминает писулю из компьютерной игрушки, предваряющую переход на новый уровень.
   Боже мой, я всего половину романа прочитал! Право же, автор мог бы ограничиться и аннотацией.
   Глава "Чёрный замок".
   "Фиг его обнаружишь в такой неровной местности". Смешаны разговорный стиль и научный. А художественным и не пахнет.
   У персонажей некоторые трудности: "Чёрный замок медленно приближался, а тайный лаз Вуру по-прежнему оставался непроверенной легендой". Впрочем, мне это всё равно. Скорей бы до конца добраться.
   "Нуара оказалась права - когда-то давно этот путь был тоннелем. О его прежней судьбе напоминал низко свисающий потолок, укреплённый толстыми металлическими подпорками. Дорожка под ногами то сужалась, то расширялась, а временами и вовсе куда-то исчезала. Кое-где встречались столь опасные места, что преодолеть их без помощи магии не представлялось возможным. К счастью, Лис уже мог колдовать". Ну конечно, как не поколдовать!
   Сообщение на очередном уровне компьютерной игрушки:
   "Приветствую тебя, Джек!
   Я знал, что ты или твои друзья обязательно обнаружите потайной ход".
   Ниже описывается сто семьдесят второй.
   "Тело почти целиком состояло из обработанного магией железа - металл не брала ни ржавчина, ни высокая температура, ни время. Прошло столько веков, а оно почти не изменилось, разве что, слегка покрылось копотью и мелкой сетью царапин. Каждая из четырёх лап заканчивалась гусеницей. На длинной спине примостились два паровых котла. В их топках постоянно что-то горело, но это были не дрова, а очень древняя магия. Она же помогала двигателям распределять энергию: часть на лапы, часть на гибкие шею и хвост. Хватательная клешня находилась как раз на его конце. При необходимости, Сто семьдесят второй мог дотронуться ей до любой части тела или поднять с пола интересующий предмет.
   Но самой удивительной частью тела была "голова". Она сидела на гибкой длинной шее, и выглядела как стеклянный шар, у которого срезана нижняя треть. Внутри "головы" плескалась жидкость, а в ней плавал мозг. Самый обыкновенный человеческий мозг - с глазами, извилинами и длинным отростком, уходящим в шею.
   Из нижней непрозрачной части шара постоянно светил красный луч (иногда их было два или три). В каком бы положении не находилась голова, луч всегда попадал в одно и то же место - в щель чёрной коробочки, расположенной на спине, среди труб и вентилей паровых котлов. Так как воздух в Чёрном замке не славился абсолютной чистотой, луч был виден практически всегда.
   Но Сто семьдесят второму это не мешало. Он боготворил новое тело - ведь только благодаря ему он получил бессмертие. Да, когда-то давно Сто семьдесят второй ходил на двух ногах, состоял из мяса и костей, а в его жилах струилась кровь. У него даже было имя. Но всё это в прошлом, а обитатели Чёрного замка редко о нём вспоминали.
   И постепенно теряли память".
   Глава "Внутри".
   Встреча со 172-м. "Едва опомнившись от удара по мозгам, Сто семьдесят второй ринулся вперёд. Единственное, что он мог сделать - прижать незнакомцев к стене, раздавить их стеклянной головой, как пальцы давят виноград. Им некуда бежать, тело робота перекрыло дверь. Эта тесная камера станет их могилой". Чепуха. Выберутся они. Ещё полромана впереди.
   Фокус с монетой. 172-й повержен, хоть мозг его и жив.
   "Да, деньги - мощнейшая сила, - согласился Лис. - Я думаю, если её убрать, этот тип снова оживёт".
   Новый уровень компьютерной игрушки: ""Что ж, я не сомневался в вашем успехе. Молодцы! Но теперь, когда навигатор найден, предстоит самое трудное".
   Глава "Драконы".
   Ну как без драконов-то!..
   Великая мать. Дракониха.
   Договор персонажей со 172-м. "Прости, мой ржавый друг, но у тебя нет выбора. Либо ты помогаешь нам, либо умираешь". Ай, какие суровые!
   "План Лиса был до омерзения прост..." Это как же - "до омерзения"?
   Сюжет: "Этот малый, - он указал на робота, - покажет нам путь в зал с драконами".
   Призрачный капитан, попыхивающий трубкой.
   Сражение с роботами. "Фаерболы", сменяющиеся "ледяными потоками", и всё такое.
   "...сомкнувшие тело цепкие пальцы" = "сомкнувшиеся на теле цепкие пальцы"
   Глава "Огненное море".
   Ночной гонщик лицезрит битву. Далее:
   "И тут Макс осознал, что не касается ногами пола. Что-то схватило его за шкирку и тянуло вверх - он видел, как Лис добивает роботов, как призрачный капитан прогуливается вдоль корабля, а освобождённая Нуара пятится прочь. Его развернуло, и он оказался лицом к лицу с драконом. Громадная морда находилась так близко, что её можно было коснуться рукой.
   - Любопытно, - промурлыкала дракониха. Именно дракониха - неизвестно почему, но Макс догадался, что она самка. - Крайне любопытно!
   Тварь вертела его перед собой и так и эдак, разглядывая, как товар в супермаркете. Мальчишка её заинтересовал. На какое-то мгновение ему даже показалось, что крылатая ящерица готова его отпустить. Ещё чуть-чуть посмотрит, и непременно отпустит! Нельзя губить такого уникального ребёнка.
   Но закончилось всё куда прозаичнее. Дракониха открыла зубастую пасть, выпустив целую тучу едкого дыма. Макс зажмурил глаза и перестал дышать. А когда вновь рискнул посмотреть, он был уже внутри - окружённый острыми зубами и раздвоенным языком.
   - Терпи, - раздалось из глотки, - это быстро".
   Лис видит "незнакомца, одетого во всё чёрное". Ну, понятно, кого. Говорят на тему того, что драконы неуязвимы.
   "Едкий дым проник в горло, мальчишка задыхался от кашля. Глаза слезились, тело сотрясалось от какой-то дрожи. "Это конец, - подумалось Максу. - Вот так и погибают настоящие герои фэнетези".
   Ага, "фэнетези"... Зуб даю, пацанчик сейчас сам в дракона превратится. Ну, или спустя страниц пятьдесят.
   "Макс видел Нуару и Джека. Они были рядом - напуганные и уставшие, но рядом, как настоящие друзья. Заметил интересную деталь: их лица и руки перемазаны кровью. Всё вокруг красное от крови... или света Огненного моря. И почему-то ужасно холодно...
   Тут Макс снова потерял сознание. На этот раз надолго".
   Глава "Другой берег".
   "Макс выглядел ужасно. Бледное лицо, тяжёлое дыхание и наспех замотанная рана на животе. Он умирал". Ой, не верю! Не умрёт парнишка, нет.
   Переход на новый уровень: "Очень жаль, что так вышло. Я не лекарь - мои способности не распространяются так далеко. У меня есть одно заклинание на случай смерти одного из вас, но не думаю, что оно тебе понравится. К тому же, Макс должен сначала умереть".
   Стало быть, умрёт, но оживёт. Ну точно: станет дракончиком.
   "Рана выглядела так, словно была сделана не вчера, а несколько недель назад. Она срослась, превратившись в круглый тёмно-бордовый шрам.
   - Ничего хорошего, - покачал головой Лис".
   "Всё будет хорошо", - как говорят доверчивым клиентам риэлторы, готовясь их облапошить.
   Глава "Встреча".
   Новый уровень: "Джек, будь бдителен! Слуга тьмы рядом. Он едва не догнал вас в Чёрном замке, но может сделать это сейчас. Старайтесь вести себя как можно неприметнее. Удачи".
   "Раньше Джек радовался любому сообщению старого мага, а теперь его одолела тоска. Путешествие уже не казалось такой светлой и чистой мечтой, как раньше".
   Увы, и меня, читателя, одолела тоска. Но только не "теперь", а с самого начала. И никак от этой читательской точки не могу избавиться. Смертельно надоели эти хождения, летания, битвы, превращения, снова хождения, летания, битвы, превращения... Может быть, из этого текста сделать сценарий компьютерной игры?
   "Никто не сомневался, что Макс умрёт".
   Я сомневаюсь. Текста впереди ещё много.
   "- Это драконья лихорадка, - сказал Лис ночью. Тогда он в первый и последний раз накричал на Нуару - а всё от накатившей волны отчаяния. Потом маг долго бродил в темноте, и никто не знал, что он делает. Когда Лис вернулся, его кулаки были разбиты в кровь. - Она неизлечима.
   - Даже магией? - спросила пантера.
   - Особенно магией.
   И он пояснил:
   - Эта болезнь меняет организм, наделяя его частью драконьих свойств. Чешуйчатая кожа, жёлтые глаза - и тому подобная чушь. Одна из главных особенностей драконов - практически полная невосприимчивость к магии. Именно поэтому мы ничего не можем сделать. Я уж молчу о традиционной медицине - той, где всё делается травами, скальпелем и добрым словом. Драконья лихорадка истощает организм, превращая его в скелет, обтянутый зелёной кожей. Академии не известно ни одного случая, когда заразившийся бы выжил. Увы".
   О! Я угадал - мальчишка станет дракончиком. А может, взрослым драконом?
   Появляется Ночной гонщик:
   "Джек резко обернулся. В нескольких шагах от него стоял молодой парень - примерно того же возраста, что и он, крепко сложенный и одетый во всё чёрное. Его нельзя было не узнать - ведь именно благодаря нему Макс до сих пор оставался жив. Именно этот человек остановил дракона.
   - Кто ты? - Джек медленно встал, дотронувшись до рукоятки меча.
   - Можешь звать меня Ночным гонщиком, - парень кивнул в сторону обрыва. - Зря выбросил. Это привлечёт стадо".
   Джек атакует его.
   "Я проделал такой путь не чтобы убить тебя!" = "Я проделал такой путь не для того, чтобы убить тебя!"
   Гонщик говорит Джеку: "Я скажу тебе правду о Вуру. Хоть ты и не хочешь слушать, я всё равно скажу. Никакой он не спаситель человечества, он просто наглый мерзкий тип, обманувший ни одну сотню честных людей". Правильно: "не одну сотню".
   "И опять телу охотника ничего не стало". Автор, ну что за язык!
   Глава "Вуру Ро Ли".
   Разговор Ночного с мастером.
   Далее: "Теперь в доме находилось два тела - умирающее и уже мёртвое. Первое принадлежало Максу. Второе - Джеку. Лис не стал приносить их в одну комнату: он не хотел, чтобы внезапно очнувшийся Макс (что маловероятно) увидел мёртвого друга, поэтому оставил его в комнате с бассейном. Они с Нуарой сидели рядом, и при свете магического шара пытались хоть что-нибудь сделать".
   Джек мёртв. Но:
   "Вуру провёл руками над трупом, совершая беглый осмотр.
   - Мне не дано воскрешать мёртвых, - сказал старый маг. - Как никому из живущих. Но я могу на время вернуть его душу - как раз, чтобы он сумел исполнить моё поручение. Без Джека мир погибнет".
   "Я верну Джеку душу, - продолжил Вуру, - и заключу её обратно в это мёртвое тело. Он станет таким же, как прежде... ну, почти. Рано или поздно труп сгниёт, и душа освободится. Но я советую воспользоваться мумифицирующим заклинанием, чтобы сохранить плоть от разложения. А теперь тихо, я начинаю колдовать".
   "Лис сидел рядом, не в силах поверить в происходящее". Вот и я не верю.
   Глава "Макс".
   Ночной гонщик и великая мать.
   "Ночной гонщик лежал на спине и смотрел в небо. Он знал, что спешить сейчас нельзя. Надо дождаться, когда их жертвы снова отправятся в путь, и потом осторожно пойти по их следу. А произойдёт это не раньше исцеления Макса.
   Великая мать лежала рядом, и охотник обратился к ней:
   - Всегда хотел спросить, как происходит вербовка в наши ряды. Я плохо её помню.
   Дракониха промурлыкала:
   - Тебе интересно, что сейчас происходит с Максом?
   - Да.
   - Он становится драконом. Ты должен знать это лучше меня".
   Так же, как читатель знает это лучше автора.
   Видения Макса. Он в них летает.
   Маг "наколдовал волшебное зеркало.
   Макс осторожно заглянул внутрь. Он ожидал увидеть всякое - от мерзкого урода, до ангельского красавца. Но всё равно, вид крошечного, не больше кошки, дракончика его потряс".
   Ну, вот и дракончик. (Кстати: см. роман А. Щупова "Полёт ящера". Там описывается превращение человека в ящера. Медленно этак, страниц на 400, с психологией).
   "...старые раны заросли, как трава на подстриженном газоне". Трава... зарастает? Газон может зарастать травой, а трава может расти.
   Макс тренируется "на обновлённом скейтборде" (парящей доске).
   Очередной игровой уровень: "Вы медлите - сообщал Вуру в очередном послании. - А любое промедление только укрепляет силы зла. Джек, вы должны бежать! И как можно скорее - судьба мира висит на волоске".
   Глава "В небе". Ещё четверть текста нужно осилить.
   "Этого парня вредно недооценивать" = "Этого парня нельзя недооценивать"
   Ночному гонщику снова придётся гнаться за персонажами. Так я и думал: ведь четверть романа впереди.
   Король Хрустального города говорит с шаманом, а потом с министром военных дел. Убить двоих: "Единственное, о чём я прошу, так это о двух небольших убийствах. И чем скорее, тем лучше".
   Инструкция к новому уровню игры: "На тот случай, если придётся идти пешком. Навигатор приведёт вас к краю великого обрыва, к пункту под названием "Крайняя точка". Оттуда на пароме переправляетесь в Хрустальный город, а там вас будет ждать моя летающая лодка".
   "Послание не вызвало среди путешественников никаких эмоций". Так же, как и во мне.
   Далее:
   "Выставив вперёд руки - именно в таком положении было легче всего сохранить равновесие - трое магов со скоростью ветра рассекали воздух. На горизонте маячила цель. Издалека она напоминала птицу, но улучшенное волшебством зрение выдавало её с потрохами. Летучий корабль. А внутри - те, кого им надо убрать".
   "Маги выстроились в клин..." Ну, и т. д. Кончается очередная магическая заварушка так: "Один за другим, маги взмыли в небо - туда, докуда песок ещё не добрался. На полной скорости они рванули домой, не на шутку испугавшись внезапно возникшей бури".
   Глава "Пустыня".
   "Скорее, проделки Вуру. Ему выгодно нам помогать". Ну, ещё бы.
   Джек пытается отговорить друзей от миссии, но ничего у него не выходит.
   "первыми же делом" = "первым же делом"
   Персонажи путешествуют с караваном.
   Встреча Джека с Вуру.
   "Он дал сигнал, и перчатка прыгнула на руку Джека. Секунда, и она наделась, ещё секунда - срослась с кожей. Цепи отпустили, и он свалился на землю. Рука продолжала светиться.
   - Ну как, есть ещё желание мне перечить?
   Джек с ужасом смотрел на новую, горящую зелёным светом, ладонь. Но первый шок быстро прошёл. Он покачал головой и тихим ровным голосом ответил:
   - Нет, повелитель. Я сделаю всё, что вы прикажете".
   Глава "Крайняя точка".
   Разговор короля с министром. Планируется уничтожить город, насколько я понял.
   "Даже возвышаясь на троне, король чувствовал себя скверно". Восседая.
   "Мы можем объявить врагам войну, и обезьяны сотрут наш город в порошок. Это сделать мы в состоянии. Но мы не можем заставить народ умирать без боя. Как-никак, это их дом, и каждый, будь то домохозяйка, воин или ребёнок, возьмёт в руки оружие и пойдёт отстаивать свои права".
   "Он вздохнул, и улыбка тут же слетела с его старческого лица. Король понимал, что берёт на душу огромный грех - и за жизни людей, и за судьбу целого государства. Но он также понимал, что существование мира дороже. Если Вуру получит артефакт демиургов, вселенной конец.
   А не для того ли был возведён Хрустальный город, как не защита мира от зла?"
   Ах, бедный придуманный мир!
   Глава "На небе".
   Зуур.
   "Эти мерзкие людишки посмели его оскорбить. Да ещё как! Зуур никогда не был так зол, как сейчас. Если их давние враги добивались войны, они её получат. Разведка подтвердила - в Хрустальном городе нет сильной армии, а подкрепление подоспеет не раньше, чем через сутки. Они сотрут эту стекляшку в порошок".
   "И это случится уже сегодня, примерно к полудню".
   Зуур и король:
   "Зуур зарычал и бросился на старика. Тот ловко извернулся и в последнее мгновение вонзил ему клинок в шею. Обезьяний отпрыск, последний раз дёрнувшись, рухнул к ногам монарха. В ту же секунду со всех сторон налетели другие твари, и король оказался в кольце.
   "По крайней мере, я умру сражаясь" - была его последняя мысль".
   Глава "В западне".
   "надо выбрать решение" = "надо принять решение" или "надо сделать выбор"
   "...парень наткнулся на проблему..." Что-то язык у автора совсем испортился.
   "Джек подобрал осколок, видимо, вывалившийся из потолка, и приступил к ампутации. Как любой зомби, боли он не чувствовал, а тело с самого начала считал чем-то инородным. Ведь смотрел на мир он не глазами тела, а каким-то другим органом чувств (может, призрачными глазами?)..."
   Интересно, кому автор, пытающийся писать от лица персонажа, задаёт эти вопросы? Надо бы определиться: или писать с точки зрения всеведущего автора, или взять в "фокал" Джека.
   "Джек уже почти закончил, как в сознание вклинился Вуру: "Что ты делаешь?! - закричал он, увидев почти отпиленную руку. - Это же порвёт связь!". (Точка лишняя. - О. Ч.).
   Разум мгновенно затуманился. Осколок вывалился на пол, гулко звякнув. Из руки-перчатки повалил зелёный дым. Пара секунд, и он стянул разрез, а уже через полминуты кисть снова стала полноценной частью тела. Джек пошевелил ей, искренне удивляясь, как это он мог на такое пойти.
   "Отлично, теперь ты готов к последнему рывку. Я всегда в тебя верил! Слушай внимательно: проход расчищен, и всё, что тебе остаётся, это как можно незаметнее схватить Макса, и бежать. Если тебя попытаются остановить, убивай. Убивай и беги - это всё, что ты можешь сделать во имя спасения мира".
   Перед глазами Джека поплыли картины. Теперь он видел план Вуру во всех подробностях, и такой исход ему нравился. От прежнего желания самоубийства не осталось и следа.
   Джек поднялся на ноги, взял осколок стекла и двинулся в толпу".
   Итак, очередная игрушечная инструкция получена, начинается очередное игрушечное действие.
   И вот так:
   "Джек развернулся и посмотрел магу в глаза. Тот сжимал в руке фаербол, а за его спиной стояли Ричард и Нуара. Парень поднёс осколок к шее Макса:
   - Одно движение, и он умрёт!
   Лис замахнулся, но тут же опустил руку.
   - Враньё! - крикнул дракончик. - Я нужен ему живым!
   Маг опять замахнулся, и фаербол вспыхнул в два раза ярче.
   - И чего ты этим добьёшься? - рассмеялся Джек. - Скоро артефакт будет моим, и все вы умрёте. Страшной смертью умрёте, я обещаю!
   Лис бросил огненный шар, но Джек словно ждал этого момента. Он вспыхнул, как свеча, шагнул назад и исчез в открытом люке колодца".
   Глава "Наследие демиургов".
   Дискуссия Макса с Вуру:
   "Вуру выглядел довольным. Огонь в глазах горел с утроенной силой, узоры на красном плаще дьявольски светились. Макс бросил на него сердитый взгляд.
   - Ах, мальчик из параллельного мира, - старый маг наигранно улыбнулся. - Мне жаль, что так вышло - я не хотел твоего превращения в дракона. Действительно не хотел.
   - Мне нравится быть драконом! Это лучше, чем воровать у людей мозги и разрушать мир!"
   Далее:
   "...Раз я обещал вернуть тебя домой, я сделаю это. Как только вы раздобудете артефакт, твоё приключение закончится.
   На секунду Макс вспомнил дом - родителей, друзей, мечты. А потом понял, что дорога назад отрезана. Ну не возвращаться же в облике дракона! Теперь его мир этот, а тот - лишь воспоминание и добрый сон, так похожий на сказку".
   И даже так: "Ведь он даже забыл, как выглядит собственная комната. Забыл намертво". Стариковская память у мальчишки. Или драконья?
   "...полоснуть друга острыми спинными шипами..." Друга? Вряд ли тут уместно это слово. У автора - трудности с наименованием героев. Джек и Макс тут - противники. "...шипы на спине принесли пользу: одна рука Джека была почти отрезана, и болталась теперь на куске мяса. К сожалению, не та, на которой сидела перчатка". Вот именно так и поступают с друзьями.
   Далее:
   "Лодка плавно опустилась на камни. Видимо, магия, которая держала её в воздухе, перестала действовать, и она накренилась набок. Макс вывалился, больно приложившись о булыжники.
   - Вот оно, никем не покорённое хранилище демиургов! - воскликнул Джек, ступая на каменистую землю. - Скоро весь мир упадёт к нашим ногам!
   Макс огляделся. Узкая полоска берега - метров пятьдесят, а может меньше - за которой сразу начинались отвесные скалы. Бесцветно-серые, практически чёрные, как и всё в этом крошечном мирке.
   - А вон и врата! - обрадовался Джек.
   В скалах были вырезаны огромные дверные створки, высотой, наверное, с пятиэтажный дом. Они слабо переливались, словно окружённые каким-то силовым полем.
   - Идём, Вуру не любит ждать! - Джек потянул Макса за длинный конец верёвки, специально оставленный для этой цели. - Не сопротивляйся".
   "Мальчик почувствовал на себе каждый камешек..." Язык, язык! А как вам это: "Макс с трудом поднял шею". Пусть он дракон, но всё же лучше бы он поднял голову, чем шею.
   "Макс сделал усилие, и связывающие его верёвки порвались". Ну, ясное дело. Сейчас он остановит Джека. Скорей бы уж. "В этот момент Макс избавился от верёвок на крыльях". Давай, давай!
   "Макс бросился на друга, вцепившись зубами в его обгоревшую лодыжку". Так его, друга!
   "Дракончик не отставал. Зомби несколько раз ударил его второй ногой по голове, но Макс лишь втягивал шею и выставлял наружу шипы. А потом опять принимался за лодыжку. Джек завертелся, как уж на сковородке. Затряс ногой, ударил мальчика свободной кистью - тот не унимался.
   И вдруг рука оторвалась. Шар гулко стукнулся о плиты и покатился в тень.
   - Моё! - заорал Джек.
   Макс отцепился от ноги и бросился вслед за артефактом. Зомби едва не схватил его за хвост, но парнишка вовремя отскочил в сторону. Шар скрылся за нагромождением старинного оружия - мечей, сабель, ятаганов...
   - Стой, мелкий гадёныш!
   Джек поднялся на ноги - левая была прогрызена до кости, но сама кость оказалась цела. Во всяком случае, ходить можно. Мертвец глянул на валяющуюся руку и решил, что сможет прожить и без неё. Надо лишь доставить артефакт Вуру, а тот наколдует ему новое тело. Живое, сильное и здоровое - тело настоящего бога".
   "Дракончик прижал к груди шар, откатывая его как можно дальше от друга". Прижал к груди, откатывая? Можно или прижать, или откатывать. Автор, выберите что-то одно.
   "Макс уткнулся спиной во что-то твёрдое. Стена или какой-то предмет - какая сейчас разница? Шар переливался под его лапами всеми цветами радуги. Бывший друг поднял над головой меч - через секунду всё кончится.
   - Прощай! - сказал труп.
   Из последних сил Макс рванул вперёд, в надежде проскочить между ног мертвеца. Меч со свистом опустился, и мир окутала тьма.
   Вечная тьма".
   Не думаю, что вечная.
   Глава "Что случилось потом".
   "...голос человека средних лет, зарабатывающего на жизнь языком". Не шнурки ли он языком завязывает?
   Создаётся впечатление, что к концу романа автор не то торопился, не то ленился. Первая половина романа, как мне показалось, чище написана.
   "- Разве я не умер?
   - Пока нет. И я не хочу, чтобы это случилось в ближайшее время".
   Ну, что я говорил? Никакой вечной тьмы. Кто-нибудь всегда может поколдовать.
   Сериал обещают продолжить: "Через несколько секунд ты попадёшь домой, и твоё первое приключение закончится. У тебя будет какое-то время, чтобы придти в себя и начать новую жизнь. Но сильно не обольщайся - спокойствие не продлится вечно. Вскоре я вернусь, и ты отправишься в новое приключение. На этот раз, с целью победить Вуру..."
   Макс оказывается в своём мире. "Послышался вой сирен, вокруг замельтешили врачи - а всё, что происходило дальше, слилось в беспорядочно-хаотичные отрывки. Макс много раз пытался вспомнить, как его везли и что было потом, но всегда натыкался на череду провалов. Этот кусок жизни практически целиком выпал из его памяти".
   Мама говорит ему: "Фэнтези до добра не доведёт". Вот чистая правда.
   "...неоднократно срывался с кровати..." Сорваться можно с крыши. Автору надо плотно поработать над языком.
   "катать на скейте" = "кататься на скейте"
   "Но самое страшное, что Макс скучал по друзьям. По Лису, Нуаре, Джеку - по всем, кого он оставил на произвол судьбы, бросив решать глобальные проблемы в одиночку. Над всей его жизнью повисла какая-то недосказанность, словно он прочитал детектив, но так и не понял имя убийцы. С этим было очень трудно ужиться".
   А вот я не верю. По "реальному" миру он что-то не очень скучал.
   "И самое главное, что Макс ничего не мог сделать. Только ждать. Ждать, когда полубог из соседнего мира вернётся, чтобы дать ему второй шанс. Это угнетало, но одновременно, и давало сил - мальчик знал, что вскоре история завершится.
   Однако дни шли, а демиург не появлялся. Закончилась осень, за ней настала зима, а после - весна. Макс с тоской наблюдал, как недели складываются в месяцы, месяцы - в годы, а те всё идут и идут, словно вагоны товарного поезда.
   В итоге, реальный мир полностью вытеснил мир сказочный, и Макс потерял всякую надежду на возвращение. Он мысленно похоронил друзей, поставил крест на фэнтези и с головой окунулся в пучину настоящей жизни".
   Что я советую сделать и автору.
   А вот последствия злоупотребления фэнтези:
   "- Может, купим по пиву? - спросила Лариса. - Только и ты тоже, я не хочу пьянеть в одиночестве.
   - Увы, не получится, - ответил Макс.
   Был тёплый летний вечер, они сидели на скамейке небольшого парка, переходящего в набережную. Городской пруд, несмотря на грязную воду и неприятный вид, как магнит притягивал молодёжь. Всюду ходили влюблённые парочки, да и просто весёлые компании. Через несколько скамеек от них какие-то ребята играли на гитаре.
   - Почему?
   - Видишь ли... - Макс замялся. Не говорить же, что когда-то его покусал дракон, и теперь он изрыгает трёхметровое пламя всякий раз, как выпьет спиртного. - У меня аллергия на алкоголь.
   - Такое бывает? - удивилась Лариса".
   "также, владельцем" = "также владельцем"
   "Лариса слушала и кивала. Похолодало; темнеющее небо стянули тучи - похоже, собирался дождь. Макс ускорил шаг, надеясь успеть под крышу раньше, чем он начнётся.
   Тут у парня зазвонил телефон".
   У автора постоянные трудности с наименованием героев. Кто, думаете, этот посторонний "парень", выкидывающий читателя из Максовой точки зрения? А это Макс и есть.
   "Он подождал ещё немного, борясь с непонятно откуда взявшимся дурным предчувствием, а затем снял трубку". Телефон-то мобильный. Как с него снять трубку?
   Голос в трубке: "Если имя Вуру Ро Ли тебе знакомо, нам есть о чём поговорить".
   "И вот она - дверь с заветной табличкой "37". Лучше бы сказать: с номерком.
   За дверью - негр.
   "Так вы и есть тот демиург, который спас меня от Джека?"
   "Меня что ли" = "Меня, что ли"
   Задача Макса - его словами: "Значит, остановить Джека и самого себя... Прямо как в дешёвом фантастическом боевике!" Характеристика сюжета довольно точная, кстати.
   "...И ничего не надо придумывать - просто спрятать артефакт и отрубить Джеку руку с перчаткой. Связь разорвётся и к нему вернётся разум. Как вам?
   - Идея, соглашусь, неплохая. Но есть несколько минусов. Например, так ты не спасёшь Лиса и Нуару. А им, поверь, досталось не меньше твоего. К тому же, Вуру может ненароком засечь тебя - время от времени он сканирует хранилище, чтобы узнать, нет ли в нём демиургов. Но главное, что тебе не попасть туда, не пройдя всего пути. В послании говорится...
   - Стойте, я уже проходил эту дорогу! Мне что, повторять всё заново?
   Негр ответил лёгкой улыбкой:
   - Только так ты спасёшь мир. Иногда повторение - кратчайший путь к победе".
   Батюшки-светы! Повторения ни один читатель не выдержит.
   Но... Следующая глава называется:
   "Всё сначала". (Правильно здесь, кстати: "с начала").
   Чувствую, тут будет бонус-миссия компьютерной игры.
   "- Это голем, - пояснил демиург, бросив предмет на пол. - И ты будешь с ним драться. Поначалу он не окажет сопротивления, и первые несколько раз ты победишь его с лёгкостью. Дальше пойдёт сложнее. С каждым раундом умения голема начнут возрастать, и драка станет интереснее. А дальше - учи новое. Не выучишь, не победишь.
   - Похоже на компьютерную игру.
   - Именно, - подтвердил демиург. - Кстати, знаешь, почему я люблю ваш мир? Из-за классных игр, - и, поймав взглядом улыбку Макса, скомандовал. - Ладно, начинаем!
   Кукла ожила, схватила меч и ринулась на парня".
   Вот я и говорю, автору бы писать сценарии компьютерных игр и деньги грести лопатой, а он на самиздатовские романы разменивается.
   "Последнее, что видел Макс, было иссушенное лицо негра. Затем пламя разгорелось, словно в аду, последовала яркая вспышка, и человек оказался в другом мире". Опять трудности с наименованием. "Человек" - это Макс? Или негр? Советую автору почитать книгу Успенского "Поэтика композиции".
   "Ближе к вечеру, Макс снова встретился с королём. Теперь уже в последний раз.
   - Постарайся закончить побыстрее, - сказал монарх, прислонившись к серой колонне. Они стояли в непривычно серой для этого города комнате - зале перемещений. Стены и пол тут были не стеклянные, а каменные. И лишь сквозь потолок виднелись облака. - Чем быстрее прикончишь этих двоих, тем больше у нас шансов сохранить равновесие. Ты понял?
   Макс кивнул, вставая в центр пентаграммы. Шаман приготовился к телепортации - ещё немного, и парень окажется один на один со своей судьбой".
   Вот кто теперь Макс. Ночной гонщик. Точно, тут у нас бонусная миссия.
   Глава "Друзья".
   "Шанс догнать беглецов таял, как снежный ком, оказавшийся на сковородке". Ерунда, догонит.
   Глава "Великая мать".
   Пейзаж с высоты драконьего полёта:
   "Впервые за много лет Макс ощутил радость полёта. Нет, никакие скейты, сноуборды, езда на лошади или ящере и даже прыжок с парашютом с этим не сравнятся! Разве что, полёт на дельтаплане - но парню так и не довелось его попробовать, так что сравнивать было не с чем.
   Крепко обхватив ногами драконью шею, он с восторгом осматривался по сторонам. В прошлый раз он провалялся всю дорогу без сознания, и Огненное море сильно его впечатлило. Все эти огромные лавовые столбы, бьющие в небо, летящие в разные стороны раскалённые камни, молнии в серых как пепел тучах... Если приглядеться, можно заметить снующих в магме огненных змеев или крупных рыб, всплывающих на поверхность набрать воздуха".
   "Макс вяло улыбнулся, погладив королеву драконов по огромной морде:
   - Что ж, битвы нам всё-таки не миновать. Я не хочу, чтобы Лис и Нуара погибли".
   Глава "Снова вместе".
   "Лишь бы не опоздать, лишь бы успеть во время..." Вовремя, а не "во время".
   Никуда он не опоздает.
   Глава "Битва".
   "Нуара прыгнула как раз вовремя. Секунда промедления, и от парня в чёрном остались бы две обугленные половинки. Пантера с грацией большой кошки оттолкнула Лиса в сторону, а сама проехалась по замусоренному полу с Ночным гонщиком в лапах.
   Тот улыбнулся:
   - Привет.
   - Макс? Это действительно ты?
   Он не мог сдержать слёз:
   - Ты жива! Вы оба живы! Не поверишь, но я так долго ждал этого момента..." Ага, ждал - с другой девушкой.
   "- Вот она, мистер, - какой-то ребёнок протянул Максу скейтборд.
   - Спасибо, - Ночной гонщик посмотрел..." Ну нельзя так с наименованием персонажей! Если Макс показан глазами других героев, то его можно назвать Ночным гонщиком. Но если речь идёт от его лица, то - нельзя.
   Глава "Почти как бог".
   "И с этими словами Макс исчез, прихватив артефакт, сделавший его всемогущим. Вуру Ро Ли остался один. Он в панике огляделся, чувствуя всем своим существом безграничное давление этого крошечного мирка. Привыкший считаться чуть ли не самым могучим магом современности, Вуру впервые за много лет испугался. Сила - чудовищная сила - таилась в этих стенах и этой пещере. И она была готова прихлопнуть его, как человек муху.
   И тут Вуру начал терять сознание. Он чувствовал, как каменеют его ноги, и молча упал. Воздух превратился в вязкую субстанцию, звуки смолкли, осталось только непрерывное шипение.
   Столь великий маг не может умереть!
   Правильно - в отличие от обычных людей он просто уснёт. Навечно. И будет спать до тех пор, пока кто-нибудь, столь же необычный, как Макс или Джек, не попытается его воскресить. И скоро это случится? Может, через тысячу, а может, и через миллион лет. Никто не знает.
   На последнем издыхании Вуру наколдовал свиток с посланием. Такой же, с помощью которого он общался с Джеком. На этот раз в послании была лишь одна фраза - последняя надежда мага на власть над миром:
   "Спасите меня - и я отблагодарю".
   "Макс не знал, почему ни Джек, ни Вуру не могли воспользоваться артефактом. Осознание, что вещь подвластна только ему, пришло внезапно - как только он взял её в руки. Парень и раньше брал этот шар - ещё когда был дракончиком - но тогда такого ощущения не возникало.
   Впрочем, какая разница? Теперь он - практически бог, и может сотворить с этим миром всё, что угодно".
   Негр говорит Максу: "Ты сам должен вернуть артефакт на место, и это может стать одним из труднейших поступков в твоей жизни. Но если справишься, ты выйдешь победителем. Так надо, Макс, поверь мне, так надо".
   Немного морали.
   Далее.
   "И вот настал день, когда младший вернулся в лоно богов. Теперь он уже не выглядел старым негром, с головой, похожей на череп. Он стал бестелесной сущностью, поистине микроскопической, по сравнению с гигантами - творцами и разрушителями миров.
   - Ты неплохо потрудился, - сказал один из таких гигантов. - Только забыл об одном. Вернуть мальчишку обратно, в его родной мир.
   - Пусть проведёт время с друзьями. Кто знает, когда ему ещё выпадет такая возможность. А как решит, что пора возвращаться - я самолично его перекину".
   Трошки философии: "Есть цель, есть средства, а ценится уже результат, плюс то, как этот результат достигнут". Обычно результат и достигается при помощи "средств".
   Ещё чуток: "Если мир стал лучше, люди повзрослели, влюблённые нашли друг друга и так далее - то это даже лучше". Позвольте, а "лучше" чего?
   И ещё философский перл: "Чем красивее история, чем больше в ней задействованных лиц и благородных поступков, тем лучше". Особенно это хорошо: "чем больше в ней задействованных лиц".
   Ура - "Эпилог"!
   Тут автор сообщает обо всех "задействованных лицах" понемножку.
   "Макс не без улыбки смотрел на друзей. И вдруг всем сердцем ощутил тоску. Ему нравился этот мир, как нравился свой, и он не хотел расставаться с ним навсегда. Это как любить двух женщин сразу - проводя время с одной, ты непременно изменяешь другой. Но так уж получилось и с этим ничего не поделаешь". Вот и вся мораль, собственно.
  
   * * *
  
   1) Сюжет.
   Тем, кто любит миры с "артефактами", магией, волшебными трюками, превращениями, фаерболами, ледяными потоками, огненными морями, драконами и полётами на оных, королями, хрустальными городами и наследием демиургов, которым может воспользоваться почему-то только 11-летний мальчишка из параллельного мира, этот роман, наверное, будет интересен.
   Но не мне.
   Я думаю, что произведение тем увлекательнее, чем больше в нём жизни и чем меньше "артефактов". Самая увлекательная фантастика - та, в которой фантастики минимум.
   2) Язык.
   Есть ошибки, лексические неточности, хромает пунктуация, но при всё при том текст более-менее вычитан. (Во второй половине вычитан менее, чем в первой. Наверное, автор устал читать).
   Есть и обсценная лексика (но немного).
   3) Художественность.
   Персонажи, увы, говорят на одном языке - авторском, а мальчик 11-ти лет (главный герой) выражается как 20-летний дядька. По дому не скучает. В такого ГГ я поверить не могу. И не верю!
   Характеры примитивны. Психологии ровно ноль. Все бегут, летят, заклинают и дерутся, выполняя романную миссию. Фэнтези есть фэнтези. И, наверное, зря я придираюсь. Покушаюсь, так сказать, на законы жанра.
   Далее. Никому из персонажей я не сопереживал. Более того, уже в первой трети романа мне хотелось, чтобы главного героя кто-нибудь прикончил. Чтобы и роман закончился.
   Сюжет легко предсказуем (см. по тексту), поскольку линеен, как компьютерная игра - пусть и с бонусным уровнем.
   В финале романа автор пытается морализировать и философствовать, но лучше бы он этого не делал (см. выше в тексте).
  
   По п. 1 оценка будет приблизительно 6: автор на славу потрудился. Кроме того, добавляю один балл по пункту "Сюжет" за авторскую сюжетную самооценку, довольно точную (подробности в тексте статьи). Итого - 7.
   По п. 2 выше 6 не поставлю.
   По п. 3, пожалуй, выйдет 3.
   Напомню, что оценки относительны, т. е. могут перемениться.
   Удачи автору на конкурсе!
  
   24-28 ноября 2011
  
  
  
   free counters


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"