Чикин Александр Фёдорович : другие произведения.

Несколько случаев из жизни зоопарка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   ПУСТАЯ КЛЕТКА
  
   Есть много удивительных животных. По большому счёту, они все удивительные, но встречаются среди них такие представители животного царства, мимо которых пройти просто невозможно. К таким неординарным и даже брутальным существам можно с полным основанием отнести нашу соотечественницу - росомаху. Житель центра России знаком с этим зверем только понаслышке, а многие даже и не подозревают о его существовании. А вот население Сибири, севера Америки и Канады знают его очень хорошо: аборигены включили его в свой фольклор, а промысловики и трапперы обоих континентов не переставали удивляться дерзости и изворотливости росомахи - истинного проклятия и злого гения капканного промысла. Двигаясь вслед охотнику-промысловику по его путику, росомаха вынимала приманку из капканов, да и попавшихся в ловушки зверьков не пропускала. Родовое и видовое название росомахи совпадают: Gulo gulo.
   В 2007 году Александр Васильевич Малёв - заместитель директора Казанского зооботанического сада по научной части - привёз молодую самку росомахи из Красноярского края, где он был в научной командировке. Животное доставили в транспортной клетке в Казанский зоопарк и поместили в карантин. После карантина её решили включить в экспозицию зоопарка. Одновременно с этим надо было произвести замеры животного, взять у него анализы и осмотреть для определения общего состояния и описания. Посетители зачастую и не подозревают, что зоосады - это не только место, где экспонируются животные для любопытных зрителей. В зоопарках идёт плодотворная научная деятельность, пишутся диссертации, ведутся родословные книги Краснокнижных видов, осуществляется обмен генофондов на международном уровне, проводятся симпозиумы и конференции как по вопросам биологии, так и по вопросам природоохраны и сохранения природного наследия Земли.
   Меня попросили сфотографировать процесс перемещения росомахи из карантина в действующую экспозицию зоопарка, а заодно снять процесс ветеринарного осмотра животного для фотоархива зооботанического сада. Летающий шприц обездвижил животное, после чего росомаху измерили, взвесили, взяли кровь на анализ, осмотрели и переместили в демонстрационную клетку. В самый последний момент, когда уже ввели животному антидот, прекращающий действие наркоза, вдруг кто-то сообразил, что в клетке бетонный пол и нет никакой подстилки для росомахи. Быстренько втащили в клетку европаллет, который оказался под руками, и оставили на нём быстро приходящее в себя животное. Через некоторое время росомаха пришла в себя настолько, что свалилась с поддона на бетон. Чувствуя себя ещё слабой и не способной к активному сопротивлению, она распласталась на животе и заползла под паллету. В клетку положили мясо и поставили воду, в надежде, что росомаха поест и попьёт, когда этого захочет. Все сотрудники были очень рады появлению нового питомца в экспозиции зоопарка и выражали надежду на то, что росомаха вскоре привыкнет к новому быту в зоопарке, и посетители смогут познакомится с малоизвестным представителем нашей северной фауны. На вольер прикрепили табличку с названием животного, кратким описанием биологии зверя и его географического распространения. Примерно с месяц росомаха пряталась под поддоном, беря корм только ночами, когда вокруг не было людей. Посетители имели возможность прочитать табличку на клетке, но само животное, прячущееся под деревянным поддоном, не замечали и торопились к другим вольерам, где экспонаты были менее скрытными. Но росомаха вполне заслуженно пользуется славой очень умного зверя, способного адаптироваться к новым условиям, что и доказала, в конце концов, эта молодая самочка. Она перестала дожидаться ночи, чтобы взять корм. Росомаха стала наползать на мясо с поддоном на спине, прикрываясь им, как черепашьим панцирем. И вообще она стала так ползать по всей клетке по своим росомашьим делам. Правда, старалась делать это, когда у клетки не было публики. Чтобы понаблюдать за таким необычным адаптивным поведением животного, надо было где-нибудь в сторонке дождаться компании, подходящей к её клетке, присоединиться к ней и, пока публика читала табличку и пыталась что-либо рассмотреть в клетке, потихоньку встать возле дерева и замереть. Когда компания удаляллась, росомаха с поддоном на спине начинала довольно быстро ползать по вольере, компенсируя, вероятно, недостаток двигательной активности. Когда к клетке кто-то приближался, животное замирало, и посетитель мог видеть пустую клетку с одиноко валяющимся поддоном на бетонном полу. Так продолжалось ещё пару месяцев, пока представители Московского зоопарка, приехавшие в Казань по служебным делам, не выразили желания забрать росомаху в свою экспозицию. И теперь жители столицы могут посмотреть на пустующий вольер с надписью "Росомаха" в своём зоопарке на Новой территории. Расположен он чуть дальше вольеров с белыми медведями, но ближе обезьянника. Как раз напротив "Козьей горки", где живут туры и винторогие козлы. Надеюсь, что там росомахе живётся лучше, и таскать деревянный поддон на спине больше не приходится, но людей она по прежнему избегает и лишний раз на глаза появиться не спешит.
   Чикин Александр. 2011.
  
   МИР ТЕСЕН
  
   В 2004 году мне довелось побывать на Дальнем Востоке. Там я познакомился с фотографом диких животных Владимиром Медведевым. Узнав о том, что я много снимаю в Казанском зооботаническом саде, Владимир рассказал мне такую историю.
   Когда-то Владимир работал обходчиком в Лазовском заповеднике. Он активно занимался фотосъёмкой животных. Как-то раз, весной, когда птицы сели на яйца, Владимир решил проверить хорошо знакомое гнездо белохвостых орланов. Он снимал уже несколько сезонов этих птиц и их птенцов на гнезде. На деревьях, стоящих по соседству от гнезда, у Владимира был оборудован лабаз, с которого и велась фотосъёмка. Придя на место затемно, он потихоньку забрался на помост, хорошенько замаскировался, стараясь делать всё очень тихо, и стал дожидаться рассвета. Когда стало светло, он увидел самку, сидящую на гнезде. Самец ночевал рядом с гнездом на большом суку. Гнездовье было старое. Птицы гнездились на этом дереве уже несколько десятилетий. За это время гнездо разрослось до размеров копны: около двух метров в диаметре и более двух метров высотой. Сделав несколько снимков, фотограф просидел на лабазе до вечера, чтобы не беспокоить птиц, и только в темноте потихоньку вылез из засидки, спустился на землю и ушёл восвояси. Прикинув, когда могут появиться птенцы, Владимир запланировал следующую съёмку через три недели. В канун того дня, когда планировалась фотосъёмка птенцов орланов, с Японского моря налетел небольшой, но сердитый тайфун: сильно дул, блистал молниями и гремел, вылил много воды, но к вечеру выдохся или убежал дальше на континент. Ночью вызвездило, и небо обещало хороший день. Владимир собрался и пошёл к своим орланам. Пришёл на место затемно, но в темноте ему сначала показалось, что он где-то заплутал, поскольку никак не мог найти ни своего лабаза, ни гнезда птиц. Кое-как разглядел небольшую скалу, возле которой стояло дерево с гнездом. Подошёл к ней и наткнулся на завал: все деревья возле скалы были повалены. Когда рассвело, стало видно, что деревья с гнездом и лабазом сломаны как спички метрах в трёх от земли. Гнездо упало прямо под скалу вниз лотком. Владимир часа три просидел в подлеске, ожидая орланов, но они так и не появились. С тяжёлым сердцем направился он к месту падения гнезда, не ожидая ничего хорошего. Но оказалось, что гнездо не до конца опустилось на камни, и в этом небольшом зазоре между основанием скалы и гнездовым лотком есть кто-то живой. Тонкой хворостинкой, лёжа на животе, Владимир потихонечку выгреб из-под упавшего гнезда одного погибшего птенца и двух живых. Они были совсем маленькими, сильно переохлаждёнными и едва подававшими признаки жизни. Владимир устроил их запазухой и понёс на усадьбу заповедника. По дороге птенцы отогрелись и ожили. Он покормил их варёной рыбой, которую взял себе на обед. У кого-то из учёных, приехавших в научную командировку в заповедник, случайно оказалась в вещах инфракрасная лампа, и птенцам соорудили гнездо с обогревом. К августу птенцы оперились, выросли в огромных молодых орланов, но были очень ручными, и вопрос об их выпуске на волю даже не стоял. Поскольку орлан-белохвост вид Краснокнижный, администрации заповедника стоило огромных усилий договориться о передаче этих подросших птенцов в зоопарк.
   Примерно за неделю до отправки подростков произошло несчастье: одна из птиц каким-то образом запуталась шеей в бечёвке, свисавшей с потолка сарая, в котором жили орланы. Владимир, который пришёл их кормить, застал одну птицу висящей, а вторую сильно напуганной. Погибший орлан был горячим на ощупь, было понятно, что несчастный случай произошёл только что, но искусственное дыхание его не оживило. Второй птенец, пережив гибель брата, в прямом смысле впал в депрессию: перестал есть, больше не бегал и не перелетал по сараю, а, нахохлившись, сидел целыми днями на жерди. В таком состоянии его отправили к нам в Казанский зоопарк. Там он живёт и поныне.
  
   Чикин Александр. 2011.
  
  
   ТАКАЯ РАБОТА
  
   Светлана Курбашкина - заведующая отделом хищников Казанского зооботанического сада. Она рассказала мне любопытную историю.
   Когда-то в Казанском зоопарке был старый обезьянник. Он представлял собой большую деревянную постройку с печным отоплением. Зимой этот павильон сильно выхолаживался за ночь, и служители, приходя на работу, первым делом затапливали печь. Обезьян там было не слишком много, но самой заметной фигурой в той экспозиции была самка шимпанзе. Звали её Луиза. Эта пожилая дама была совершенно ручной. Ночью обезьяны мёрзли, но, как самая умная и догадливая, Луиза мёрзла выразительно и артистично: она охватывала плечи руками, съёживалась в комок и изображала на лице непереносимые страдания. Поэтому её выпускали из клетки, и она садилась возле печной топки на стул, натягивала на голову вязаную шапочку служительницы, набрасывала на себя её телогрейку, и протягивала к огню то, что у нас называется "ступнями". Луиза сжимала и разжимала пальцы и кисти ног, потирая их друг о друга, как это делает протянувший ладони к огню человек. Придерживая руками телогрейку, которая как бурка черкеса держалась на её плечах, Луиза никогда не надевала её в рукава. Зимой, а особенно в середине рабочей недели, в провинциальных зоопарках почти не бывает посетителей, и шимпанзе целый день могла сидеть у печи. Когда она слышала скрип снега под ногами подходящего к обезьяннику человека, обезьяна сбрасывала на спинку стула телогрейку, срывала с себя шапку и быстренько заскакивала в вольер, успевая прикрыть за собой дверь в клетку прежде, чем посетитель зайдёт в павильон. Для уважаемой публики Луиза готова была поработать несколько минут шимпанзе.
   Чикин Александр. 2011.
  
  
   МЕДВЕЖИЙ МАКАК
  
  
   Крысы - наши городские сожители. Особенно они донимают зоопарки, где бороться с ними вдвойне сложно: от этой борьбы запросто могут пострадать официальные жители клеток. Однако, бороться с ними можно, но это не столько хлопотно, сколько дорого. Даже самый благополучный зоопарк в стране - Московский, не может похвастаться устойчивыми успехами в этой борьбе. Что уж говорить о провинциальных зоопарках, которые испытывают хронический дефицит средств?
   Каждый сотрудник зоопарка, без сомнения, может поведать какой-нибудь курьёз, связанный с крысами. Я хочу вам рассказать случай, свидетелем которого был сам.
   Я фотографировал обезьян. Остановился у вольеры с надписью "Медвежий макак. Macaca arctoides". Это среднего размера обезьяны, живут они в горных лесах Юго-Восточной Азии. Поскольку горные леса не страдают от жары, макаки довольно тепло одеты длинной бурой шерстью, за что и получили своё название. Да и на вид макаки производят впечатление угрюмых и замкнутых существ, что ещё больше оправдывает их название. Пара, расположившаяся в этом вольере, была не склонна к общению с посетителями и сидела в глубине клетки на высоком деревянном помосте возле задней стены. При моём росте мне были видны только верхушки согбенных лохматых спин, а посетители меньшего роста не видели и этого: вольер производил на них впечатление пустого и они, разочарованные, брели дальше, с удивлением глядя на бородатого дядьку с фотоаппаратом, застывшего у пустой клетки. Подошла молодая мама с пятилетним сыном. У мамы было очень плохое зрение: даже в очках она продолжала щуриться, пытаясь что-то разглядеть в клетке или прочитать табличку на ней. Тут из какой-то дырки в полу, в середину клетки выскочила крыска и уселась обедать у кучки земляных орехов, семечек, морковки, яблок и капустных листьев, разложенных для обезьян. Крыса совершенно игнорировала нас, занятая своим делом: она прекрасно понимала, что мы отделены от неё решёткой и стеклом.
   "Мама! Мама! - обрадовался малыш. - А как называется эта обезьянка?" Мама в очередной раз прищурилась сквозь очки на кого-то ей сильно напоминающего зверька, потом прищурилась на табличку и прочла вслух: "Медвежий макак". Потом она опять перевела взгляд на крыску, долго щурилась и, наконец, изрекла: "Что-то это не похоже на макаку, тем более на "медвежью".
  -- Похожа! Похожа! - возмутился сынок. - Мы же только что видели таких у медведей в клетке. Я сначала думал, что это три маленьких медвежонка и даже хотел погладить одного, когда он на улицу из клетки вылез, но он от меня удрал. А теперь-то я понял, что это не медвежатки были, а медвежьи макаки!
  
   Чикин Александр. 2011.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"