В.А. Чернова - зав. сектором зарубежного искусства
Лучшие произведения западноевропейского искусства
в собрании Самарского художественного музея
Коллекция западноевропейского искусства Самарского областного художественного музея начала формироваться в 1920-е годы. Ее ядро составили произведения, поступившие из Государственного музейного фонда, национализированные в первые годы советской власти (живопись, гравюра, фарфор). Некоторые экспонаты поступили в 1928 году из Пушкинского Дома Академии наук. Интересные пополнения были сделаны в 1938 году из фондов Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Помимо централизованных поступлений из Москвы и Ленинграда, в музей попали и произведения искусства из Самарской центральной библиотеки ("Пейзаж с коровами" Розенберга, "Мадонна с младенцем" неизвестного художника итальянской школы XVII века), также были переданы коллекции из Самарского общества археологии, истории и этнографии ("Портрет старухи" Урбанского, а также декоративно-прикладное искусство из коллекции фон Вакано).
Уже позднее, в 1930-е годы, музей приобрел "Деревенский пейзаж" художника круга Тенирса у гражданки Медведевой. В 1942 году в музей поступил "Пейзаж" Ф.Воувермана - гордость нашей экспозиции. Наконец, в 1957 году были сделаны очень важные приобретения из частной коллекции балетмейстера куйбышевского оперного театра Н.В.Даниловой - "Возвращение блудного сына" Я. Бунса и "Семья цыган" Диаса де ла Пенья.
Постоянную экспозицию западноевропейского искусства составляют три зала на третьем этаже музея на улице Куйбышева, 92, здесь представлены живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Демонстрация западноевропейской графики (гравюры Италии, Англии, Франции, Германии) осуществляется на временных выставках.
Голландия
В состав голландской коллекции музея входят произведения художников XVIґXVIII веков. Разнообразен жанровый состав произведений: пейзажи, натюрморты, картины на мифологические сюжеты и бытовой жанр.
Национальная голландская художественная школа сформировалась на основе нидерландского искусства ХV-ХVI веков.
Отдаленное представление об искусстве Северного Возрождения дает работа неизвестного нидерландского мастера ХVI века "Рыбный рынок". Картины из серии "рынки" были популярны в Нидерландах и Италии, синтетически сочетали жанр с натюрмортом и, как правило, предназначались для украшения интерьеров парадных столовых. Люди, торгующие дарами природы, к тому же отождествлялись со стихией воды (рыбные рынки).
Средствами натюрморта неизвестный художник воссоздал картину изобилия, благоденствия и процветания - воплощение дорогой сердцам его современников мечты о "золотом веке", радостном, необременительном труде. Не случайно, например, на заднем плане "Рыбной лавки" запечатлена оживленная картина жизни портового города. Здесь изображены и группа гуляк, и сцены купли-продажи рыбы, и гладь большого канала (вероятно, в Амстердаме). Тяжеловатый коричневый колорит картины типичен для картинок бамбччанти, написанных в Италии. По предположению искусствоведа В.А. Садкова, этот натюрморт создан итальянским последователем творчества нидерландского живописца Иоахима Бейкелара.
Голландская школа XVII в собрании СОХМ насчитывает несколько полотен, среди которых работы, где особенно ярко проявились тенденции реалистического искусства. Пожалуй, ни в одной картине музея так полно не воплощается повседневное бытие, как в "Пейзаже" Филипса Воувермана. Художник обращаясь к самым простым мотивам, создал окрашенный лирическими эмоциями, правдивый образ своей страны. Характерные состояния природы, батальные сцены и (или) анималистические композиции в изображении художника сохраняли живое дыхание жизни.
Филипс Вауверман (Воуверман) (1619, Харлем - 1668, Харлем) учился у отца - Паулюса Воувермана и Франса Хальса. Посетил Гамбург в 1638 - 1639. Филипс вошел в историю искусства как мастер изображения мифологических, религиозных анималистических и пейзажных композиций. Также он живописал своих современников из разных сословий, всех возрастов и во всех проявлениях их жизни.
Его "Пейзаж", с видом окрестностей Харлема из собрания музея подкупает многообразием изысканных голубовато-серебристых тонов. Эта небольшая работа, написанная на дубовой доске, изящна, в ней художник словно предвосхищает появление пейзажей рококо, их своеобразные пастельные оттенки. Так трактованы и рыхлый, глинистый пригорок с ветхой лачужкой на вершине, и бледные охристые дюны, и дальние холмы, и редкая зелень деревьев на переднем плане, и живописная группа людей со спешившимся всадником и белой лошадью в центре картины. Есть необъяснимое очарование в этой небольшой серебристо-серой доске, запечатлевшей низкий горизонт и высокое небо, покрытое влажными облаками.
Усилиями многих голландских художников бытовая живопись стала одним из ведущих жанров. В сферу ее интересов были включены многообразные явления обыденной жизни. У таких художников, как Себастьян Хемскерк (до 1691 - 1748), все творчество наполнено жизнерадостным юмором. Герои большинства его картин - грубоватые простолюдины. В экспозиции Самарского музея его живопись представлена картиной "У корчмы", где зафиксирована заурядная картина сельской жизни. Спешившиеся с коней всадники заказывают вино служанкам, тут же пьют его, а рядом, в деревенской пыли - сцепившиеся бродячие собаки и, чуть поодаль, у дощатого забора, подвыпивший гуляка справляет нужду; на все это с большим интересом взирает мальчик в белом переднике. Сцена написана легко, свободно, а переданное в золотистых тонах состояние наступающих сумерек позволяет ощутить теплоту вечера, лишая фигуры грубой брутальности. В этом небольшом сюжете Хемскерк блестяще раскрывает тему быта и нравов голландских низов.
Томас Вейк (1660-1677) - представитель харлемской школы живописи, живописец и офортист. Его полотно "У алхимика" посвящено теме оглупления простака шарлатаном. Этот сюжет в свое время развивали Иероним Босх и Питер Брейгель. На холсте представлен убогий интерьер комнаты-лаборатории алхимика, где устрашающую роль играют человеческий и лошадиный черепа, а также лежащиеся на грязном полу листы с каббалистическими надписями. Сам алхимик, саркастически ухмыляясь, что-то помешивает в горячем тигле, а его ученик облапошивает клиентов, показывая простакам пузырек с "волшебным эликсиром бессмертия". Острая, экспрессивная мимика изображенных откровенно гротескна. Данный сюжет был чрезвычайно распространен в жанровой живописи и Фландрии, и Голландии в семнадцатом веке.
Голландская живопись подарила миру множество талантливых художников-анималистов. Они писали коровниц с коровами, цепных собак, подчас создавая героизированные образы домашних животных, одновременно подмечая индивидуальное и характерное в облике и повадках животных.
Людольф де Йонг (1616-1679), известный более как мастер- анималист, разрабатывал в своих пейзажах с животными различные эффекты солнечного освещения. Картина "В парке" относится к жанру "скотных дворов". Художник умело соединяет в одну тесную группу людей и животных, проецируя их на великолепный пейзажный фон с небольшим каналом, зданием на втором плане и ветвистыми деревьями со множеством птиц на ветках. Запечатленные на полотне животные привлекают внимание своими характерными повадками. Не меньшее значение играет пейзажный план, написанный тонко и проникновенно, с широким и светоносным небом. Л.де Йонг во многом опирался на традиции Пауля Поттера - крупнейшего анималиста Голландии.
Ян Веникс (ок. 1640-1719) работал во второй половине XVII- начале XIII веков. Он учился у своего отца Яна Батиста Веникса. Уже смолоду он проявил незаурядное мастерство в изображении животного мира. В то время был особенно популярен жанр "птичьи дворы". В традициях этого жанра написана картина "Птичий переполох", где запечатлена шумная ссора домашних уток и собак. Чаще пернатые и животные изображались в мирном соседстве друг с другом. Но именно благодаря "ссоре" картину отличает живая экспрессия и декоративность. Художник явно любуется движениями животных и птиц, их грацией и изяществом, силой и ловкостью. Недаром "птичьи дворы" были так популярны у бюргеров. Изображая животных на природе и извлекая всевозможные колористические эффекты из контраста теплых тонов меха собак или оперения птиц и зелени пейзажа, Веникс в совершенстве запечатлел фактуру шерсти, пуха и перьев.
На подобную тему написан также сюжет картины Викторса Якобуса "Куры, индюки и морская свинка", запоминающийся сочной живописной фактурой и умением на небольшом полотне выявить характерные черты в характере животных.
Ян Бунс "Возвращение Блудного сына", (1662 г.) - "романист", он относится к итальянизирующему направлению в голландской живописи. Бунс решает композиции так же, как и многие "романисты-итальянисты", придерживаясь традиций итальянских академий, ценивших безупречный рисунок, живопись тоном, светотеневую проработку, некоторую театрализацию сюжета.
Оборванным, несчастным, одиноким приходит промотавший свое состояние сынпросить прощения у отца. Его отец, господин в богатых одеждах, спешит поднять своего сына с колен. Рядом роскошно одетый юноша - старший брат, а на переднем плане, привлекая особое внимание зрителя, - плачущий мальчик с собакой. Через эту страдающую фигуру Бунс стремится раскрыть драматизм сюжета. Сцена встречи происходит на фоне монументальных зданий классической архитектуры. Картины Яна Бунса исключительно редки в музейных собраниях России и Европы.
Коллекцию голландского искусства дополняют образцы национального фаянса. Наибольший интерес представляет фаянсовое панно XVIII века с изображением небольшого городка на берегу реки. Известен центр производства фаянсовых панно - город Роттердам. Продукция его предприятий обладает исключительными живописными качествами. Голландские изделия девятнадцатого века ("Ваза", Дельфт, XIX век) также не лишены своеобразного национального колорита.
Фландрия
К сожалению, в собрании Самарского художественного музея отсутствуют картины фламандских мастеров первого ряда. В постоянной экспозиции музея скорее представлены не имена, а основные жанры и направления фламандской живописи XVII века.
Среди младших современников Рубенса большой популярностью пользовался Давид Тенирс Младший (1610 - 1690), в своем творчестве испытавший сильное влияние Адриана Браувера и Питера Пауля Рубенса. Но необходимо отметить, что если и Рубенса, и Браувера привлекал мир сильных, ярких эмоций, их герои знали, что такое буря и кипение страстей, то Тенирс предпочитал бесконфликтные сюжеты. Картина неизвестного художника круга Д. Тенирса " Сцена у колодца" в собрании музея привлекает атмосферой бесстрастия и умиротворенности. В изображенном пейзаже все тихо и спокойно, о чем-то непринужденно беседуют местные жители у колодца, дремлет над поплавком рыбак. Художник передаетповседневное, бессобытийное течение жизни.
До XVII века жанр интерьера в европейской живописи влачил жалкое существование, в основном преобладали изображения церквей, отдельных архитектурных деталей. К середине XVII века художники начали уделять внимание интерьеру в целом. Хендрик ван Стейнвейк (1586-1649) в своей картине "Внутренний вид готического собора" воплотил основные принципы жанра интерьера этого века. Его картина с изображением церковного интерьера цельна по композиции, наполнена светом. Благодаря живо написанным фигурам людей, интерьер "зазвучал", приобрел эмоциональную окрашенность.
Среди всех произведений фламандской живописи выделяется "Горный пейзаж" работы неизвестного художника. В этом масштабном полотне воплощен героический характер природы, изображены вздымающиеся вверх скалы, кряжистые деревья - огромный мир, в котором люди (фигурки охотников с собаками) занимают совсем немного места.
Германия
Немецкое изобразительное искусство XVII-XVIII вв. по художественной значимости уступает достижениям в области немецкой музыки и литературы этого времени. В XVII веке экономическая разруха вынудила многих немецких художников покинуть пределы родины, уехать за границу.
Собрание портретов немецкой коллекции открывают два превосходных мужских портрета - "Портрет неизвестного в красном", 1772 г., работы Франца Йозефа Дегле (1724 -1780) и полотно художника австрийской школы "Портрет неизвестного в латах", написанное примерно в 1650-е годы.
На "Портрете неизвестного в латах" изображен мужчина в напудренном парике с длинными локонами, грудь его пересекает алый шелковый шарф, на фоне которого особо выделяется орден в виде двуглавого орла. Большой накрахмаленный воротник полностью скрывает шею, красиво оттеняет мужественное лицо. Видимо, герой портрета постоянно носил какой-то головной убор (шлем?), закрывающий от света верхнюю часть лица. Потому оно контрастно по цвету - нижняя половина лица красная, обветренная, а лоб и веки подчеркнуто светлые. Глаза живут своей внутренней жизнью, выражая страдание и чувство одиночества.
"Портрет неизвестного в красном" 1772 г. работы Франца Йозефа Дегле (1724 -1812), работавшего в итальянском городе Анкона, еще требует дальнейшей атрибуции. Хотелось бы установить личность щеголеватого кавалера в красном камзоле с письмом в руках, изображенного на фоне отплывающего в море судна под английским флагом.
С начала XVIII века во многих государствах Германии возникли Академии художеств, они были во многом ориентированы на иностранное искусство. Ведущее место в станковой живописи занимал жанр парадного портрета.
Георг Давид Маттьё (20.11. 1737, Берлин - 03.11. 1778, Людвигслусте, пригород Шверина) родился в Берлине, где учился у художника Пэна, до 1764 года жил в Берлине, являясь лучшим художников немецкого рококо. В 1764 году он был приглашен в качестве гофмалера в город Шверин, где работал при дворе принцессы Ульрики Софии Мекленбург-Шверинской. В собрании хранится его поколенный портрет Ульрики Софии Мекленбург - Шверинской, датируемый 1769 (?) годом.
Принцесса изображена сидящей в глубоком кресле с книгой и табакеркой в руках. Дама одета в платье василькового цвета с шелковыми бантами на груди и несколькими рядами французских кружев на рукавах. Художник особо тщательно выписывает затейливый рисунок кружева, яркие блики света, играющие на гранях драгоценностей из крупных сапфиров, мягкое сияние золотой табакерки. Бесспорно, перед нами один из шедевров немецкого рококо.
Высоким уровнем владения мастерством живописи отличается "Портрет принца" кисти Иоганна Фридриха Харпера (1688 - 1746). Картина выполнена в духе французской живописи рококо, тонко подчеркнута образная сущность модели - "фарфорового", кукольного мальчика. Судя по тому, что И.Ф.Харпер работал при дворе (им были написаны портреты Фридриха I и Фридриха Вильгельма I), вероятно, мальчик происходит из семьи Фридриха I.
Франц Михаэль Зигмунд фон П. фон Пургау (1677 -1754) - крупнейший мастер в области натюрморта. Его натюрморт "Битая дичь" датирован 1730-м годом. Анализируя стилистику произведения, необходимо отметить, что художник испытывал сильное влияние голландской живописи XVII века. Европейский натюрморт XVIII века стремился вписаться в традиции голландского реализма века предшествующего.
В немецкой живописи первой половины XIX века наиболее популярным было итальянизирующее направление. Многие художники жили подолгу в Италии, изучая образцы живописи и воспевая красоты этой солнечной страны. В собрании музея хранится серия рисунков неизвестного художника, посвященная видам города Неаполя и его окрестностей.
С первого десятилетия XIX века возникают кружки писателей, поэтов-романтиков. В изобразительном искусстве достижения романтизма выражены несколько слабее. В экспозиции Самарского музея представлен "Романтический пейзаж" 1846 года работы Луи Гурлита (1812-1891). По происхождению голландец, Л. Гурлит получил образование в Амстердаме, в молодые годы входил в амстердамскую группу итальянистов, долго жил в Италии, умер в Германии. Это полотно отражает вкусы своего времени, идеализируя образ природы в "итальянском духе".
Италия
Изобразительное искусство Италии представлено в собрании Самарского художественного музея образцами живописи, скульптуры, гравюры и декоративно-прикладного искусства.
Самая ранняя в коллекции работа относится к эпохе Возрождения - XVI веку. Это гравюра Маркантонио Раймонди (1480 - 1528) "Правосудие" (поступила из ГМИИ).
Агостино Караччи (1557-1662) - представитель знаменитого семейства Карраччи в Болонье, явился основателем Болонской Академии. Этот выдающийся художник в нашей коллекции представлен гравюрой "Сатир и нимфа", являющей собой мифологическую сцену наказания нимфы плетьми.
Вико Эней (1520-1567) родом из Пармы, работал в гравюре с 1541 по 1567 годы, в ранний период своего творчества создал несколько качественных листов с рисунков Рафаэля. В собрании музея имеется гравюра с картины Рафаэля "Оскорбление Лукреции".
Искусство XVIII века завершает этап многовековой эволюции итальянского классического искусства. Наиболее ценные достижения итальянского искусства этого века связаны не только с архитектурой и монументальной живописью, но и с жанром архитектурного пейзажа, театрально-декорационным искусством и графикой. В коллекции имеется прекрасное собрание гравюр резцом Джованни Батиста Пиранези ( 1720-1778) - "Виды Греции" и "Виды Рима".
Наиболее известным культурным центром Италии в восемнадцатом веке была Венеция с присущей ей пышностью и роскошью жизни.
В Венеции того времени художественная жизнь была достаточно оживленной, живописцы пользовались уважением и почётом венецианского общества. По законам того времени они входили в один цех, были членами братства живописцев, но в силу преобладания заграничных заказов были мало скованы цеховыми канонами и ремесленными обязательствами.
Доминирующую роль в венецианском искусстве той поры играл жанр ведуты - городского пейзажа. Известные художники того времени - Антонио Канале (Каналетто) и его племянник Бернардо Белотто (1720-1780) были приверженцами жанра veduta naturale, точно соответствующего конкретному городскому виду. Строго соблюдая перспективу, часто прибегая к "оптической камере", они воспроизводили легко узнаваемые места.
В собрании СХМ представлен образец такой живописной ведуты - это "Вид Венеции" неизвестного художника круга Бернардо Белотто.
Данному жанру отдавали предпочтение официальные круги Венеции, это сказалось на успешном развитии графики. Венецианские издатели регулярно публиковали серии городских пейзажей. В собрании музея находится офорт работы Антонио Визентини "Вид Большого канала в Венеции".
Во второй половине XVIII века все большую популярность приобретает пейзаж- фантазия ("каприччо").
В таком духе работал Марко Риччи (1679 - 1729), племянник и ученик Себастьяно Риччи. Творчество этого художника двести лет находилось в забвении. Два больших фантазийных пейзажа итальянской школы поступили из Государственного музейного фонда в конце 1930-х годов. До этого они находились в коллекции Брокара и считались работами неизвестного художника круга Сальвадора Розы XVII века. До недавнего времени датировка и характеристика произведения не вызывали сомнений. В пейзажах типа ведута каприччи раскрепощается творческое воображение художника, из картины в картину кочует ряд занимательных подробностей. Технологические особенности письма и ряд особенностей стилистики этих картин позволили отнести их к венецианской школе XVIII века, творчеству художника круга Марко Риччи.
Дополняет школу венецианской живописи XVIII века полотно художника Доменико Маджотто (1712 (1713) - 1794) "Портрет менялы". Образ менялы был широко распространен в живописи того времени и воспринимался современниками как аллегория алчности.
Франция
Коллекция французского искусства в собрании музея невелика, но интересна. Среди произведений мастеров французской гравюры - четыре офорта Жака Калло (1592/3-1635), в том числе знаменитая "Голгофа". Известный мастер XVII века Жерар Одран (1640-1703) сочетал технику офорта с резцом. Сильвестр Израель (1621-1691) - рисовальщик, гравер и издатель, дружил с Калло, издавал его гравюры. В коллекции хранится его офорт "Вид Версаля и парадный двор перед дворцом" (1684).
Жак Леба (1707 -1783) воспитал плеяду лучших граверов Франции. В музее находится его лист "Полдень". Знаменитый Николя де Ламерссен, создавший "Сюиты Ламерссена", гравюры к сказкам Лефонтена, представлен листом "Оправданная служанка" (офорт, резец). Выдающийся мастер гравюры резцом на меди Георг Вилле (1715-1808) представлен четырьмя прекрасными образцами: "Голландская повариха", "Нормандская старушка", "Семейный концерт", "Портрет маршала де Ложес".
Восемнадцатый век во Франции - век Просвещения. В изобразительном искусстве победило светское, а позднее - гражданское начало. Это время связано с борьбой различных художественных направлений. Начиная с 1770-х годов, можно говорить о новом этапе, когда классицизм становится ведущим стилем эпохи.
Самым известным пейзажистом второй половины 18 века был Гюбер Робер (1733 - 1808). Много лет - с 1754 по 1765 годы - художник провел в Италии, проникаясь почтением к античности, к памятникам Древнего Рима. Это художник нового поколения - поколения классицистов. В своем искусстве Гюбер Робер органично соединил интерес к античности и к природе. В собрании музея находится характерная работа Гюбера Робера "Пейзаж с кипарисами". Как в гравюрах Пиранези, здесь в одной композиции соединены расположенные в разных местах руины и памятники. Известно, что, создавая картину, Робер фантазировал, сочинял, используя наброски с натуры. В нашей работе на переднем плане представлены мощные кипарисы, у подножия которых стоит большая величественная статуя-фонтан. Здесь же римлянка с кувшином, набирающая воду из источника, на втором плане виднеется силуэт собора св. Петра, а вдали панорама Рима, его городских застроек и холмов, покрытых розовато-голубой дымкой.
Завершает экспозиционный ряд картина Виржиля Нарсиса Диаса де ла Пенья (1808 -1876) "Цыгане". Диас де ла Пенья был живописцем и литографом, в юности занимался росписью по фарфору. В раннем своем творчестве он испытал сильное влияние Корреджо, Прюдона и Делакруа, отсюда и происходят его нимфы, "венеры" и мифологические сюжеты; в конце 1840-х годов он сближается с Т. Руссо, работает в местечках Фонтенбло, Барбизон возле Парижа и пишет преимущественно пейзажи. Впоследствии становится одним из ведущих представителей барбизонской школы. Картина "Цыгане" (из собрания Даниловой) относится к раннему периоду творчества художника. Интерес автора сосредоточен на передаче света и цвета. На полотне запечатлены две молодые цыганки с детьми, проходящие по горной тропе, вокруг все погружено в вечерний сумрак, сквозь ветви деревьев пробивается свет луны, сообщающий всей сцене некую романтическую таинственность.