В ноябрьской Самаре, в зале Самарского художественного музея все стены расцвели красками лета. Отрылась выставка произведений живописи современных импрессионистов с загадочным названием "Арт - мост. Впечатления от лета".
Вячеслав Тишин представляет компанию Арт - Мост, он же куратор выставки "Арт-мост. Впечатления от лета". В одном из интервью он подчеркнул, "что импрессионизм не потерял своей актуальности. И он понятен людям и даже более интересен, чем какое-то концептуальное сложное искусство. Мы привозим сюда только лучших, это ярчайшие представители современного импрессионизма".
Компания Арт-мост создает и поддерживает многие выставочные проекты, в том числе нашумевшую выставку "Десять художников Казани". Это уже третий проект. Интересно то, что работа куратора не испытывает диктат личностной вкусовщины. Компании интересны все существующие течения и направления в современном искусстве, все то, что позволяет представить общую картину современной культуры.
На данный момент выставку можно назвать групповой. Три художника из трех географических точек. Картины лета предстали в исполнении трех авторов - Олега Теняева из Санкт-Петербурга, Бато Дугаржапова из Москвы и Александра Отрошко из Сочи. В нашей "запасной столице эти мастера живописи встретились впервые. И в этом есть определенный знак. Арт-мост перебрасывает соединительные пролеты, арки в самые различные центры России. Бато Дугаржапов приехал из Москвы, несмотря на перелом ноги.
Мне довелось посетить выставку тогда, когда ее осматривали ученики Художественной школы Љ3. Знакомый преподаватель подошел и поделился впечатлением: "Если уж искать наследие импрессионизма, то оно больше выражено в полотнах Олега Теняева из Санкт-Петербург. Верно?"
Действительно в творчестве этого художника отчетливо проявились традиции русского импрессионизма, пейзажа начала XX века. Они тесно переплелись с индивидуальностью мастера и выразились в радостной живописности, в высокой культуре мазка. Постоянные поездки по стране, и на Север, на юг, в Гурзуф выявили в творчестве Олега Теняева чувство пленэра. Живопись в технике алла прима - спонтанная, быстрая, не всякому мастеру по плечу.
Живописные полотна Александра Отрошко в большей степени тяготеют к традициям экспрессионизма, о чем не преминул сообщить все тот же преподаватель из Художественной школы Љ3.
Александр Отрошко, художник из Сочи в интервью высказался так:
"Живопись - это бешеный труд, тогда может результат быть. Чем больше работаешь - тем больше результат. И чем больше ты любишь свое дело - тем лучше. Я сначала делаю то, что мне хочется и мне нравится, что кому-то это еще нравится, попадает когда в десятку - тогда хорошо".
Его работы спонтанны, словно животворный поток из картинок человеческого бытия льется неудержимо, захватывая экспрессией живописного пятна, рисунка.
Говоря о задачах для современных импрессионистов, Бато Дугаржапов, художник из Москвы высказался так: "Импрессионизм требует небольших вставок от авангарда, от абстрактного мышления - это обязательно. И тогда вещь получается очень современная. Вроде бы, есть язык импрессионизма, но содержание авангардное. Вот это и есть очень большой путь.
Сам художник по образованию монументалист, работает в небольшом формате, видимо, монументальная школа помогает все предельно обобщить. Его композиции минималистичны, отличаются высокой живописной культурой, Тонкий изысканный колорит, лапидарность пространственных композиций, чувство пятна, силуэта, все способствует созданию особого пейзажного образа - пейзажа - символа, пейзажа - знака. Я бы связала его работы с направлением символизм
Живопись трех мастеров представила самые разнообразные настроения лета. Здесь можно увидеть пасмурные, дождливые дни. Или теплые, яркие, цветы юга и бурление жизни на улицах южного города, либо представлены картины жизни средней полосы России, полные красок цветущей природы.
Куйбышевское время
На выставку "Куйбышевское время" в Детской картинной галерее мне настойчиво предлагали пойти коллеги - искусствоведы. Она получилась интересной. Десятки работ советских авторов раскрывают жизнь региона во второй половине двадцатого века. История Куйбышевской области глазами ее художников - хронографов. Все произведения советских художников, исполненные на холсте, картоне, фотопленке, гравюрах, в металле, гипсе, керамике - это настоящие документы второй половины двадцатого века. Часть работ из частных коллекций.
В своем интервью директор музея "Детская картинная галерея" Нина Васильевна Иевлева высказалась:- "Это время ушло безвозвратно и мы хотели показать это ушедшее время. Все экспонаты выставки условно разделены на две части - официальное искусство соцреализма и пейзажные работы "для души".
Этот дом всегда приветлив к посетителям. Н.В.Иевлева сама гостеприимно провела по выставке. В первом зале в качестве культурологических экспонатов представлены советская школьная форма, пионерский галстук, газеты и журналы. У меня они вызвали массу личных воспоминаний и ассоциаций. Для кого - то это материал из прошлого века.
Рядом на стене десяток фотографий А. В. Иевлева - фотокорреспондента ТАСС Куйбышевского корпункта с 1939 г., по Куйбышевской и Ульяновской областям с 1945 по 1971. Они зафиксировали облик города Куйбышева.
В зеркальном и каминном залах экспозиция состоит из произведений "официального" искусства прошлого века, так называемый социалистический реализм. Основными задачами живописи того времени были запечатление военного и трудового подвига народа. В залах экспонируются скульптура А. Кудинова, графика П. Якушева, Ю. Бородачева, К. Печуричко, Н. Панфильцева, П. Ураткина, В. Пашкевича, И. Дубровина, живопись В. Пурыгина, Б. Иевлева и другие работы.
Более всего меня удивило огромное полотно работы Бориса Иевлева с изображением рабочих на конвейере ВАЗа. Четкие вертикали конструкций цеха, в сочетании с красными, синими и желтыми пятнами одежды рабочих, невольно вызвали ассоциации, связанные с наследием модернистов. Невозможно поверить, что эта авангардная по формалистическому решению работа, создана в конце пятидесятых, начале шестидесятых годов.
Вторая часть выставки - пейзажная. Она представляет более шестидесяти этюдов куйбышевского художника Геннадия Филатова из коллекции Сергея Рудняева, а также четыре картины художника Алексея Андрианова (1907-2007 г. г.) из коллекции Олега Давыдова и двенадцать графических листов художника Александра Любимова. И эта часть ошеломительная.
Сейчас нигде нельзя увидеть так много живописных работ Геннадия Филатова. Он умер в 1979 году, и его творческое наследие быстро разошлось по частным коллекциям. Здесь, в этюдах виден его замечательный талант в создании лирического пейзажа. Любовное восприятие скупой на краски природы нашей лесостепной зоны, вслушивание в движение вод Волги, и восторг перед величием Жигулей, все проявилось чистосердечно и искренне в небольших этюдах.
Следующим ошеломлением для меня стала керамика Валентины Свешниковой. Целый зал! Те искусствоведы, который изучают историю декоративно - прикладного искусства, в частности фарфора и керамики, знают, что самый большой прорыв в этой области был сделан мастерами в семидесятые и восьмидесятые годы XX века. А все потому, что идеологи соцреализма этим материалам отводили чисто функциональное предназначение. Вазы и чашки с чайниками.
В.А.Свешникова - представитель Петербургской школы керамики. И знаменитый Ломоносовский (бывший Императорский) фарфоровый завод охотно допускал эксперименты. На поверхности чайников и ваз возникали современные юноши и девушки, поглощенные чтением стихов, или созерцающие закат. Именно в то время художники - керамисты очень смело перевели малые формы бытовой функциональной керамики в область станкового искусства. В эти вазы не поставить цветы Они стали самодостаточными объектами в интерьере. Бокалы, блюда, множество предметов интересны по форме и отличаются тонкой росписью по глазури. Каким богатством обладает Детская картинная галерея!
От замысла к спектаклю.
О выставке такого рода всегда сложно писать. Она интересна не только для узких специалистов, но и для зрителей. Специфика сценографии не всем знакома. Сразу отмечу то, что самарская сценография не отрывается от лучших традиций XX века. Не секрет то, что сегодня для большинства театров все делается на компьютере. И макеты декораций. Они даже проецируются на сцену посредством проектора. Часто москвичи присылают в Самару акварельные намеки на костюмный образ. Уже на местах мастера разрабатывают крой, детали, аксессуары.
Большую часть экспозиции занимают работы студентов нашего Художественного училища им. К.С.Петрова - Водкина. Преподаватель Светлана Юрьевна Новикова утверждает, что сценограф должен быть синтетическим художником. Он должен знать и уметь все, что делается в цехах. Он должен быть и бутафором, модельером, мастером интерьера, закройщиком и архитектором. Он должен знать, как устроена сцена, как там все двигается, ставиться, какие заколки на сцене использовать по назначению. Художник должен быть актеру родней.
Преподаватель сценографии Наталья Васильевна Хохлова в бывшем художник театра оперы и балета подчеркивает, что в этой области сценографии важно понимание музыки. "Художник в театре должен уметь делать буквально все, чтобы создать иллюзию реальности на сцене",- подтверждает она
Работы студентов двух преподавателей выглядели в экспозиции профессионально, значительно. Здесь и макеты, эскизы театральных сцен и костюмов, постеры. Как - то спокойно стало за художественное училище. Здесь всегда были лакуны, связанные с нехваткой преподавателей. И вдруг - приятная неожиданность - высокий профессиональный уровень работ студентов. На выставке представлены также работы преподавателя училища Светланы Исхановой .Для нее театральная среда, сцена - это креативное пространство, наделяющее душой любой объект.
На выставке помимо студентов и преподавателей участвуют Оперный театр, СамАрт, два кукольных театра - Самарский театр кукол и театр "Аленький цветочек".
Анна Букалева художник - постановщик театра кукол во многом способствовала созданию интересного экспозиционного пространства, благодаря наполнению его куклами.
Художник-постановщик спектаклей Елена Кучерова также представила на выставке свои работы. Одна - парящий в воздухе ангел Пьеро. Это персонаж комедии дель арте с белыми крыльями - Наш город перспективный для театральных художников, - размышляет в одном интервью Елена Кучерова. Все время появляются новые театры. Поэтому нужно обращаться не к столичным знаменитостям, а к самарским выпускникам, получившим эту прекрасную специальность,
Значительную часть пространства галереи заполнили куклы, персонажи, которые создала главный художник Самарского театра кукол - Любовь Ивановна Борисовская. Ее персонажи погружают в детскую волшебную сказку. Они красочны, наивны, прямолинейны, а потому и прелестны.
Думается, все зрители высоко оценили художественный облик новой выставки, которая представила все виды театральных постановок: драму, оперу, кукольный спектакль - все то, что вместе увидеть просто невозможно.
По традиции "Нового пространства" выставку сопровождает серия мероприятий, которые организуют театры "Город" и "Ш.П.А.М
Все эти замечательные выставки мне удалось посмотреть в ноябре. Они все по - своему самобытны и вызывают не только исследовательский профессиональный интерес, но и доставляют эстетическое наслаждение.