Аннотация: Умер самарский художник.Это статья о его творчестве
ВАЛЕНТИН ИВАНОВИЧ БЕЛОУСОВ
ТВОРЧЕСТВО
В художественной жизни Самары творчество Валентина Ивановича Белоусова занимает свое собственное место. Он не является носителем чьих - то концептуальных идей, не сохраняет каноны чьей - либо школы. Он утверждает в живописи свое чуткое видение мира, будь - то сцены городской жизни, лица знакомых или просторы волжских ландшафтов.
В.И. Белоусов как художник сформировался в шестидесятые годы, когда в живописи, утвердились новые стилевые приемы и идеи, а выразительные средства были скупы и лаконичны. Именно тогда он написал первые простые и одновременно динамичные композиции, уходя от дробности и усложненности, став первооткрывателем жанра городского живописного пейзажа.
На первой персональной выставке в 1971 году камерные пейзажи, рожденные в тесноте мастерской, выстроились лентой, обретая в экспозиции монументальность фриза. Самара, как основная тема, как улицы, здания, как неповторимая радость живущих ярко, стремительно, и стареющих внезапно деревьев, людей и домов, в живописи В.И.Белоусова предстает чуткой к переменам времени и воздействию этого времени на человека. Его Самара ломает все привычные представления, новизной кубообразных элементов - домов в районе новостроек. Работая в жанре городского пейзажа, этот мастер живо и полнозвучно соединяет человека и городскую среду, самарца и Самару. Он соединяет людей, и их суету с природой, растворяя их в ней, сделав их частью стихии, живущей общей жизнью, с большими деревьями вместе с воздухом, ветром и солнцем. Пространство города, свет, люди. Воздух, земля - все одно и тоже, все единое...
В восторженном пантеизме В.И.Белоусова много интереса к сюжету, к реальному житейскому эпизоду, он всегда уходит от любования мгновеньем, к пейзажу - картине.
При обращении к портрету он всегда интересовался не характером, а образом, свободным от лишних аксессуаров, от груза суеты и быта. Показателен "Портрет часовщика" - ветерана войны, образ - символ человеческой судьбы, соотнесенный со временем.
С самого начала у В.И.Белоусова проявилась в работах одна интересная особенность, присущая только уму. Это фиксация композиции с высокой точки зрения, будто поднявшись на дельтаплане над улицами и площадями, художник, все запечатлел в полете. (Город над Волгой, Карусель, Площадь им. Революции). С другой стороны, обращаясь к жанру портрета, Белоусов наоборот - фиксирует фигуры с низкой точки зрения, укрупняя и возвышая портретный образ (Белла, Рита, Внуки и дети, Отдых)
В последующее время, в 1970-80е годы, живописные искания мастера были устремлены к ассоциативности и многозначности. В.И.Белоусов пишет картины - символы: "Утро 9 Мая", "Юность", "Реликт", "Старая набережная Волги", "Жигули", "Огонь войны", "Город над Волгой" и др. Стремление поднять найденный образ до знакового уровня, до живописного символа, очищенного от мирской шелухи, отличает также полотна 1990-х годов: "Время после войны", " На круги своя", "Скалы", "Художник", "Осенние листья", "Масленица", "Спаси и Сохрани". Помимо философских работ, с середины 90х годов В.И.Белоусов создает бессюжетные фигуративные композиции, доводя фигуры до геометрической схемы. Таковы - "Пирамида", "Космический шлейф", "Отражение". В последующих полотнах-панно, на холстах возникли светящиеся деревья "Дерево освещенное".
Валентин Иванович Белоусов является одним из ярчайших художников Самары, без его творчества невозможно представить историю пейзажной живописи нашего края.