Аннотация: размышления на выставке Уильяма Хогарта
В Чернова
Уильям Хогарт - основатель национальной школы английской живописи.
Пятого марта в Самарском художественном музее в Мраморном зале открылась выставка под названием "Мир Уильяма Хогарта". В экспозицию вошли в основном гравюры известного мастера.
В сопроводительной листовке была дана исчерпывающая информация о коллекции и о художнике. Самарский художественный музей обладает значительной коллекцией гравюр английского графика и живописца Уильяма Хогарта (1697 - 1764), которая состоит из 115 листов. На выставке "Мир Уильяма Хогарта" представлено 77 лучших работ из всех известных серий мастера: "Карьера шлюхи" (1732), "Карьера мота" (1735), "Четыре времени суток" (1738), "Прилежание и леность" (1747), "Четыре степени жестокости" (1751), "Выборы в парламент" (1755 - 1758). Также в экспозицию вошли парные гравюры "Улица пива", "Переулок джина" (1751), две гравюры "Вторжение" (1756), иллюстрации к поэме "Гудибрас" Сэмюэла Батлера (1726 и работы "Пузыри Южного моря" (1721), "Маскарады и опера" (1724), "Опера нищего", "Саусорская ярмарка" (1733), "Бедствующий поэт".
Про Хогарта написано много разной литературы. В любом поисковике, в энциклопедии можно также узнать про трудное детство в семье учителя по латыни. Про долговую Флитскую тюрьму, где сидел его отец, и про то, что мальчик с юных лет вынужден был работать, чтобы содержать мать и сестер. И, конечно, же, он самозабвенно любил рисование, живопись, искусство.
Я хорошо знакома с коллекцией СОХМ, и мне в свое время было интереснее узнавать про Хогарта те факты, которые его делали истинным англичанином.
Уже в шестнадцать лет он стал учеником гравера по серебру и на продажу изготовлял коммерческие визитки, мелкие ювелирные изделия, в глубине души считая такую работу тупой. И тогда же юный Уильям стал учиться живописи и гравюре.
В двадцать три года он открыл собственную гравюрную мастерскую, вначале работал один, потом нанял мастеров и поставил искусство гравюры на поток. Печатная гравюра давала возможность заниматься публицистикой и сатирой, ведь художник жил в эпоху Просвещения и финансовых пирамид.
Как англичанин, живущий на островах, он был ксенофобом, он не любил не только французов, живущих на материке, но и итальянцев. Во всех сериях гравюр Хогарт высмеивал иностранцев. А надо сказать, в то время в Лондоне боготворили только иностранцев вроде Генделя, и приезжих итальянских кастратов, которые исполняли его знаменитые оперы. Каждый аристократический дом почитал за честь встречу с великим композитором.
В то время англичане активно обустраивали свои родовые гнезда - замки, необходимо было приглашать армии художников - декораторов, для оформления и украшения интерьеров росписями и полотнами с итальянской живописью. Перечень имен более чем впечатляющий. Это замечательный мастер ведуты (видового пейзажа) Антонио Канале, по прозванию Каналетто, Орацио Бружоле - украшатель вилл и замков, Антонио Цукки, муж Анжелики Кауфман, братья Себастьяно и Марко Риччи. Итальянцы жили в Лондоне десятилетиями. Безусловно, такие мастера, как Франческо Бартолоцци повлияли на развитие всей английской гравюры. Была большая конкуренция. Известно, что позднее, когда Хогарт разбогател, он нанимал в свои граверные мастерские и французов и итальянцев.
В отличие от иностранцев, Хогарт любил трудиться в литературной назидательной манере. В Англии XVIII в. работало много мастеров в так называемом "разговорном жанре", только в отличие от большинства современников, у Хогарта в "разговорных сценах" провинциальные дворяне и буржуа - чванливые, пустоголовые персонажи. Но были и заказные торжественные "разговорные портреты" видных английских семей.
Хогарт женился в тридцать два года, похитив предварительно Джейн - дочь своего учителя по живописи. И в связи с необходимостью больше зарабатывать, придумал писать двенадцатидюймовые маленькие салонные картинки (30см). Это была новинка, успех продлился несколько лет.
Как человек современный, он придумал бестселлер (от англ. best seller - "продаваемый лучше всех"). Это серия картин на тему "Карьера шлюхи". Ведь в то время шлюху можно было купить всего за шиллинг. А что такое серия - это в нашем понимании сериал. Живописная серия оказалась настолько популярной, что Хогарт устроил платную подписку на издание гравюр этой серии. Позже появилась серия "Карьера мота", потом "Модный брак" и ажиотаж достиг такого уровня, что породил армию пиратов. Они бессовестно копировали серии гравюр и наживались на продаже листов. Как истинный англичанин, Уильям Хогарт провел в Парламент закон о пиратстве, по-бойцовски защищая авторские права. И это было в восемнадцатом веке!!
Страстный сатирик, публицист и моралист, Хогарт высмеял выборы в Парламент, когда покупаются голоса, а на выборах к избирательной урне привозят голосовать сумасшедших и умственно отсталых людей. "Вместо того, чтобы забивать память затхлыми правилами или утомлять глаза копированием скучных попорченных картин, - писал он в "Автобиографии", - я всегда находил, что изучение натуры - наиболее прямой и надежный путь к познанию нашего искусства.
Хогарт даже в наши дни может что - то новенькое открыть про англичан. Оказывается, в его время в качестве познавательного развлечения принято было посещать анатомический театр и лицезреть препарируемые останки бездомных людей.
Еще одной из форм просветительных путешествий лондонцев было посещение Бедлама. Для нас - россиян название этого слова употребительно для обозначения крайней неразберихи и беспорядка, а в Англии, всякий знал, что это Бедлам (сокращение от слова Bethlehem) - дом для умалишенных в Лондоне. Его название обратилось в нарицательное имя для всех подобных заведений.
Своей продуктивной работой Хогарт наводнил гравюрный рынок Англии. В середине 50-х годов XVIII века почти в любой английской лавочке или книжном магазине можно было купить гравюры Уильяма Хогарта. Так и в наши дни, практически нет ни одного музея в России, где не было бы гравюр из мастерской Уильяма Хогарта.
Что может почерпнуть современный зритель на выставке Хогарта? Бурную жизнь лондонцев восемнадцатого века во всей ее театральности, низменности и неприглядности. Изучив ее, мастер открыл новую эпоху в искусстве, обогатил жанр многофигурного портрета и создал бытовой жанр в английской живописи. "Я часто говорил, что, когда живопись в усвоенном мною стиле станет уделом более искусных рук, она станет более завлекательной и полезной, чем вековечный пафос и скучнейшие повторения затертых, избитых библейских сюжетов или нелепых историй о языческих богах".