Аннотация: Статья вышла в газете Культура 21 сентября
В.Чернова
Свет живописи старых мастеров.
Пятого сентября в Культурно-выставочном центре "Радуга" состоялось открытие великолепной выставки "Старые мастера. XV - XVII века. Восемнадцать первоклассных работ из частных собраний предоставлены Московским Центром искусства"
Зрителей было больше, чем мог вместить камерный зал на четверном этаже. Отсутствие окон, специальная подсветка, глубокий синий цвет стен, все располагало к уединенному созерцанию. И поэтому я отправилась на выставку во второй раз, чтобы в полупустом зале сполна насладиться образцами западноевропейской живописи. В экспозиции представлены произведения мастеров нидерландской, голландской, фламандской и немецкой школ живописи XV - XVIII веков.
Понятие "старые мастера" охватывает большой временной промежуток, понятие весьма расплывчато, лишено конкретики. В русской культуре XIX -XX веков это понятие относилось к живописи итальянского Возрождения, к XVII веку великих голландцев и фламандцев. Потому что все коллекции живописи Гос.Эрмитажа формировались исходя из вкусов русских царей и аристократов. Юсуповы вообще любили живопись Рембрандта, и искусство Франции Нового времени.
Северное Возрождение очень сильно отличается от итальянского. В Италии живопись развивалась благодаря влиянию византийской иконы и античному наследию. Ведь понятие Renaissance, итал. Rinascimento буквально означает "заново рожденный" (возрождение). Художники искренне полагали, что своим творчеством возрождают античную культуру.
На Севере искусство отталкивалось от готической миниатюрной живописи, сделанной на пергаменте в скрипториях монастырей. Великолепный часослов герцога Беррийского вдохновил многих нидерландских мастеров. В 1432 году братья Губерт и Ян ван Эйки создали величайший по красоте Гентский алтарь. Впервые, благодаря использованию красок на масляной основе, удалось достичь невероятного уровня детализации. В Нидерландах все остальные художники следовали созданному ими стилю. Многие, спустя века они остались для нас анонимами.
На выставке в "Радуге" привлекает внимание "Мадонна с младенцем" XV века работы Мастера портретов принцев. Небольшая полуметровая дубовая доска с изображением невзрачной молодой женщины с мелкими неправильными чертами лица. Это не рафаэлевские мадонны, нет соболиных бровей, длинных ресниц, лицо скорее анемичное, бескровное без намека на румянец, на руках такой же хрупкий младенец. Но живопись на доске настолько драгоценна, без видимого следа мазков, что кажется, сам ангел водил рукой художника.
Такого же рода тонким письмом отличается "Святое семейство" кисти Мастера Святой крови XV века. Только дубовая доска метровой высоты.
Эти доски художники добывали на кладбище кораблей. Когда приплывал из последнего плавания, потрепанный бурями "летучий голландец", на побережье приходила армия художников. Ведь дубовые доски из обшивки корпуса корабля длиной семь метров и шириной 25 сантиметров были закалены морской водой, ветром, отличались невероятной прочностью. На выставке они восхищают своей сохранностью. Не погнуты, не рассохлись, нет трещин. Святое семейство изображено на фоне пейзажа, где с необыкновенной филигранностью написаны тонкой кистью цветы, деревья, животные. В каждом творении Бога виден отсвет частицы Создателя. Такова философская, эстетическая и этическая составляющая нидерландской живописи XV - XVI веков.
И только в облике запечатленных персонажей мастерами северного Возрождения можно осознать чувство благочестия - истинное почитание Бога в исполнении всех Его законов и постановлений. Благочестие - это нравственная жизнь, обнаруживающая себя в христианском самообладании и терпении. Известный философ Николай Кузанский провозгласил: "...Человеческая природа - такая природа, которая была помещена над всеми творениями бога и лишь немного ниже ангелов". Все это можно осознать в произведениях из частных коллекций.
Впоследствии с ростом протестантского движения, иконоборчества, в Нидерландах возникли северные и южные провинции. В южных провинциях осталось католичество, и начала развиваться барочная живопись в русле итальянской традиции. Стиль европейского барокко великолепно выражен в четырех замечательных работах Яна Брейгеля Старшего и Яна Брейгеля Младшего.
Ян Бре́йгель Бархатный (Старший, Цветочный) (1568 -1625) - Сын Питера Брейгеля Старшего, представлен в экспозиции картиной "Пейзаж с путниками". Творческое наследие этого мастера отличается множеством великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками. Таков "Пейзаж с путниками" на дубовой доске . Ян Брейгель знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Благодаря своим покровителям, художник имел доступ в королевские оранжереи, в которых выращивали редчайшие растения. Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветет, то или иное растение.
Его сын Ян Бре́йгель Младший (1601-1678) - представитель южнонидерландской фламандской династии художников Брейгелей, внук Брейгеля Мужицкого. Будучи первенцем, Ян продолжил отцовскую династию и стал художником. На протяжении своего творческого пути он создавал полотна в похожем стиле. Вместе со своим братом Амброзием писал пейзажи, натюрморты, аллегорические композиции и другие работы, полные мелких деталей. Он копировал работы своего отца и продавал их под его подписью. На выставке в Самаре представлено три работы этого мастера: "Аллегоря слуха", "Венера в кузнице Вулкана" на медной доске и "Явление Христа Марии Магдалине" на дубовой доске. Последняя работа запомнилась прозрачными лессировками, сочностью красок, особенным изяществом фигур святых. Живопись такого рода почти не представлена в музеях страны, потому вызывает уважение желание приобретать такое искусство современными российскими коллекционерами.
Южнонидерландская фламандская школа живописи XVII века развивалась под влиянием Питера Пауля Рубенса. Такова "Цветочная гирлянда вокруг медальона с Марией и младенцем Иисусом" кисти Яна Филиппа ван Тилена и Эрасмуса Квеллинуса Младшего. Сочные листья и стебли цветов, вокруг медальона, крепкая фигура и пышущее здоровьем лицо Мари с младенцем, полны жизни и телесной радости бытия. Таким же буржуазным самодовольством отличаются натюрморты Корнелиса де Хема. "Натюрморт с дыней", Яна Паувела Старшего "Натюрморт с фруктами и устрицами". "Натюрморт с фруктами и устрицами" демонстрирует виртуозное мастерство в передаче фактур фаянсовой посуды, металлического блюда, в передаче сока устриц и свежих фруктов.
Интересна работа Франса Франкена Младшего представителя известной династии художников Антверпена - "Интерьер картинной галереи". Став председателем гильдии св. Луки (прообраз средневекового Союза художников), он создал большое количество малоформатных кабинетных полотен на исторические, аллегорические, мифологические и библейские сюжеты. Был также популяризатором некоторых новых тем и сюжетов во фламандской живописи, например, развивал жанровую живопись. Особенно много он написал жанровые композиции с кабинетами, картинными галереями, где свободно размещал в интерьере натюрморты, картины на стенах и колоритные фигурки знатоков искусства. Его картина "Интерьер картинной галереи" написанная на дереве, великолепна по письму, по колориту, по передаче фактур тканей и стилей картин на стенах. Техника письма Франкена Младшего развивалась от толстого слоя живописи импасто, до тонких глазурей и более мелких мазков. Его студия была невероятно плодовитой.
Голландская жанровая живопись представлена типичным сюжетом на тему сельской жизни: Хендрик Мантерс Сорг "Крестьянское хозяйство". Надо сказать в этой маленькой стране уровень ремесла живописи был настолько высок, что существовала специализация по сюжетам. Кстати, картины возами на подводах привозили на ярмарки, и зачастую, искусством трудно было прокормится, так велика была конкуренция.
В Голландии существовали также и итальянисты, те, кто равнялся на творчество венецианцев. Такова большая картина на дереве Хендрика Босха "Похищение Европы". XVII век. Пышнотелая Европа в окружении служанок и арапа, завернутая в желтое покрывало усаживается на смирного бычка. Вызывает восторг блистание красок. Не секрет, сейчас краски синтетические, а тогда были из натуральных материалов. Отсюда сияние и блеск живописи старых мастеров.
Французская живопись представлена двумя парными пейзажами Жака Куртуа по прозванию Бургиньона: "Пастухи в шалаше", "Пастухи со стадом". Художник учился у своего отца, много странствовал, служил в солдатах, писал батальные композиции и небольшие пейзажи с фигурами. Его работы отличает полнота жизни.
Немецкая школа живописи представлена работой XVIII века кисти Кристиана Вильгельма Эрнста Дитриха "Нимфы у ручья". Следует отметить, что в то время немецкая школа живописи всецело зависела от наследия голландцев XVII века. В то время много копировали. Считалось, что если художник сделал хорошую копию с Рембрандта, сам стал Рембрандтом. Таким мастером виртуозом считали Кристиана Вильгельма Эрнста Дитриха, живописца и гравера. В его картинах есть элементы караваджизма, композиции безупречны, а офорты несут влияние голландской гравюры. Однако Дитриха отличает любовь к античной мифологии, его "Нимфы у ручья" более грациозны, в отличие от пышнотелых фламандок.
В ходе вернисажа довелось услышать разноречивые впечатления. Кто-то отметил, что все нимфы страдают целлюлитом, кто-то жаловался на духоту, и на то, что мало привезли картин. А мне, любопытствующему историку искусства подумалось, что перед нами предстала малоизвестная страница в истории западноевропейской живописи. А то, что незнакомо, не всегда нравится. Безусловно, для художников, для ценителей живописи это прекрасная возможность насладиться подлинной европейской живописью.