Аннотация: Выставка произведений из трех музеев.Из музея Тропинина, из музея игрушки в Загорске, и из СОХМ. Статья о выставке.
Валентина Чернова
Счастливый мир детства в зеркале русской портретной живописи
Четыре музея осуществили интереснейший проект. ГБУК "Самарский областной художественный музей", ГБУК гор. Москвы "Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени", ФГУ "Художественно-педагогический музей игрушки" Российской академии образования, ГБУК "Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина", сформировали выставку "Детский образ в русском искусстве XVIII - XX вв.
Своеобразная летопись образов детства в истории русской живописи предстала в Мраморном зале Самарского художественного музея
В России XVIII века возникновение детских портретов связано с западноевропейской модой изображения детей в виде мифологических героев - Купидона, Психеи. Луи Каравакк написал маленькую царевну Елизавету в образе Венеры. Многие дети первой половины XVIII века в одежде взрослых с кукольными застывшими лицами выглядели неестественно. Художники в портретах того времени выразили неопределенность своего отношения к детству, опираясь на свод правил "Юности честного зерцала..." введенных Петром I.
В Елизаветинское и екатерининское время дети изображались как маленькие дамы и кавалеры, мальчики - обязательно в военных мундирчиках с деревянными ружьями, барабанами, ведь военное будущее было предопределено для всех дворянских детей. Таковы - "Мальчик в голубом костюме. Портрет графа А.В. Орлова", "Портрет мальчика в красном кафтане", "Портрет ребенка с яблоком", работы неизвестных русских мастеров конца XVIII века.
В истории русского искусства XVIII века Карл Людвиг Христинек (1733 -1792) является первым русским живописцем выходцем из "немцев", родившимся в Санкт-Петербурге, воспитанным на традициях петербургской школы. Замечательный тонкий портретист Христинек хорошо прочувствовал особенности русского интимного портрета, он передавал не только характерные особенности облика модели, но и в совершенно русской традиции, тщательно изображал детали одежды, украшений и прически. В экспозиции выставки запоминаются "Портрет мальчика в красном камзоле и парике," работы художника круга Христинека и "Портрет цесаревича Павла Петровича в костюме кавалера ордена Андрея Первозванного" работы Карла Людвига Христинека. (из собрания СОХМ). Данный портрет отличает особый колорит. Когда говорят об изысканной живописи "рококо", то не представляют ее характерные особенности. А они состоят из тонких прозрачных перламутровых лессировок, множества разнообразных оттенков серого, жемчужного, оливкового цветов. В лице маленького цесаревича Павла с пудреным паричком на голове присутствует особая хрупкость, фарфоровая бледность. Обычно дома мальчики из аристократических семей носили красную или розовую шелковую косоворотку, широкие шаровары и высокие сапоги красного сафьяна. Наличие военной формы означало повзросление.
Великий князь Александр Михайлович писал в воспоминаниях: "...радости беззаботного детства внезапно оборвались для меня в тот день, когда мне исполнилось семь лет. Среди многочисленных подарков я нашел форму полковника 73 - го Крымского пехотного полка и саблю.
- С завтрашнего дня, - объявил отец, ты уйдешь из детской. Ты будешь жить с братьями Михаилом и Георгием. Учись и слушайся учителей... Прощайте, мои беззаботные нянюшки, мои волшебные сказки! Всю ночь я проплакал в подушку, не слушая моего доброго дядьки казака Шевченки.
С этого дня и до пятнадцатилетнего возраста мое воспитание было подобно прохождению строевой службы в полку. Мои братья и я жили в казармах, мы спали на узких железных кроватях с тончайшими матрацами на досках. Нас будили в шесть часов утра. Читали молитвы, принимали холодную ванну. Наш утренний завтрак состоял из чая, хлеба и масла. Все остальное было строго запрещено, чтобы не приучать нас к роскоши.
Затем урок гимнастики и фехтования. Особое внимание уделялось практическим занятиям по артиллерии. В возрасте десяти лет я мог бы принять участие в бомбардировке большого города. От 8 часов до 11 и от 2 до шести вечера мы должны были учиться. Наша программа состояла из сравнительной истории других религий, русского языка и русской литературы, истории иностранной литературы. Истории России, Европы, Америки, Азии, географии. А также математики и сопутствующих ее дисциплин, языков, французского, английского, немецкого и музыки.
Учение не было трудным, но излишняя строгость наставников оставила в нас всех осадок горечи. За малейшую провинность нас серьезно наказывали. Можно с уверенностью сказать, что современные любящие родители воспротивились бы, если бы их детей воспитывали так, как это было принято в русской Императорской семье эпохи моего детства". (Париж.1933г.)
В конце XVIII века и начале XIX века идеи сентиментализма и просвещения расширили представления о душевной жизни людей. Это произошло после 1785 года, когда вышла "Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства" и дворянство освободили от обязательной двадцатипятилетней гражданской и военной службы. Дворянство разъехалось по имениям вить "дворянские гнезда", и способствовало возникновению культа дома, семьи, теплых родительских отношений.
Этот период оставил в летописи большое количество портретов детей. Заказчиками были не только дворяне, но и купцы. Именно тогда дети часто изображались в интерьере со своими любимыми игрушками - лошадками - качалками, оловянными солдатиками, куклами, карточными домиками. Таковы произведения безвестных мастеров - "Мальчик в красном платье с игрушками и букварём", "Девочка в красном сарафане с игрушками". "Портрет мальчика в розовом платье с поясом", "Поколенный портрет девочки в чепчике". Интересен портрет работы Тулова Ф.А. "Портрет девочки с карточным домиком". 1830-е гг. На выставке представлены детские игрушки из коллекции ФГУ "Художественно-педагогического музея игрушки" Российской академии образования (Солдатики, фарфоровые куклы и детское ружье). Эти предметы детской жизни важны, они выстраивают эмоциональную атмосферу и среду, в которой вырастает ребенок.
В начале XIX века в ребенке стали формировать творческое начало. В детских портретах появились психологические характеристики. Лица утрачивают кукольность, из "личинок" человека вылупились маленькие личности. Таковы портреты В.А.Тропинина (1776-1857) - "Девочка с канарейкой. Портрет княжны Л.А. Горчаковой" (ФГУ), "Портрет Михаила Андреевича Оболенского ребенком" (музей Тропинина), "Портрет мальчика Казакова" (СОХМ). Именно в детских портретах Тропинина сформировался образ детства, выражающий душевную чистоту, непосредственность, открытость. Детство - утро жизни, прекрасная пора счастья познавания мира. Идиллическое восприятие жизни крестьян на лоне природы сказалось и на детских портретах А.Г.Венецианова.
В живописном наследии передвижников также были свои достижения. Русская живопись середины и второй половины XIX века отличалась большой дифференцированностью. C одной стороны, картины И. И. Творожникова "Бабушка и внучка", "Бедные дети" работы Бурова Ф. Е., "Крестьянские дети" Сычкова Ф. В., взывающие к состраданию. C другой стороны в портрете работы неизвестного мастера "Девочки в белом платье со сложенными руками", в "Портрете великого князя Александра Павловича в детстве", "Портрете голубоглазой девочки в белом" И.К.Макарова также есть отражение лучших черт детства. Детские портреты, если они не носят социальный характер, заказывали родители, с пожеланиями идеального образа на портрете. И тому пример, лучшие портреты той поры созданные К.Е. Маковским.
На рубеже XIX-XX веков складывается понимание, что детство - отдельная "детская культура". И тогда возникает не только любовное отеческое отношение, но и уважение к ребенку как уникальной личности. Искусство отвело детям одно из важнейших мест, детский портрет превращается в самобытную художественную ценность. Абсолютным шедевром на выставке является "Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой" кисти Б.М.Кустодиева.
Ставшая общим местом идея, что каждый художник смотрит на мир глазами ребенка, особенно верна по отношению к замечательному русскому художнику Н. П. Богданову-Бельскому.
Судьба этого художника - типичная судьба - человека из народа. Когда-то он, Николай Богданов-Бельский робкий подросток, обуреваемый жаждой познания, пешком пришел из деревни в частную школу С.А. Рачинского в селе Татево, Тверской губернии, и в его лице встретил понимание, поддержку.
Он пришел в искусство, когда творили прославленные художники, - Репин и Суриков, как представитель младшего поколения передвижников. Потому новые веяния времени, такие, как пленэрная живопись, достижения импрессионизма были легко восприняты и четко сказались в методике творчества. Помимо жанровых сюжетов Н. П. Богданов-Бельский писал портреты. Однако образы крестьянских детей стали лучшей темой его творчества. Украшением выставки стали несколько работ этого мастера. "Урок пения". 1899 г., "Дети на уроке", "Дети"
Картина "Дети" из собрания Самарского художественного музея была написана в 1910е годы. Поступила из собрания купца Павла Ивановича Шихобалова и его жены Веры Лаврентьевны. (Самара)
По воспоминаниям Веры Лаврентьевны, сюжет картины - самый незатейливый. Дети, два мальчика собрали ягоды и принесли господам-дачникам продать. Сидят на веранде и ждут, когда вынесут деньги.
Жаркий летний день. Солнце, пробиваясь сквозь листву, мягким светом ложиться на лица. От горячего воздуха и гудения пчел, немного хочется спать. От пола веранды в тени веет прохлада, холодит пятки ног. Коротко остриженные дети с летним загаром на ногах и руках, румяны и белолицы. Они сидят на крашеной скамье спиной к солнцу, и лучи его, пробиваясь сквозь сочную зеленую листву, золотят скамью, деревянную ограду веранды, играют на соломенной шляпе одного мальчика, и в волосах, легких, как пух, другого белоголового мальчика. Лица их, удивительно живые, подвижные. Дети сидят смирно, с робостью, и ожиданием смотрят на зрителя.
Поверхность полотна необыкновенно свежа, потому что полна воздуха, света. Воздух, ― то, что питало всех художников начала ХХ века. Композиция картины проста и выразительна. Ограда веранды, прямоугольные ручки скамьи, трактуются как - обрамление, а в центре - два мальчонки, два чижа, два бельчонка. Во всем естественность. Она в непринужденных позах детей, в непреднамеренности мотива, в случайности детского образа. Кусок зелени обрезан оградой веранды, этот композиционный прием дает почувствовать, что мир продолжается за пределами картины. Мальчики, сидящие на скамье, - часть начала жизни, творца, чье золотое солнце светит сквозь буйство листвы. Мальчики совершенно органично слились со всем, что их окружает.
Связь эта― воздушная среда и колорит картины, общие тона в живописи лиц, и солнечные блики на голове, на досках скамьи, одежде и листве. Н. П. Богданов-Бельский пишет тени, не приглушая основной цвет предмета, а придавая теням другой цвет. Все окрашено солнцем, его лучами мягкими и теплыми.
Картина Н. П. Богданова-Бельского "Дети" написана в необычных светлых тонах. Здесь сказались занятия в мастерских Парижа и знакомство с работами импрессионистов. Центральное пятно в картине - одежда мальчиков - их вылинявшие от стирки рубахи. В колорите - лиловое, желтое, голубое, розовое. От них рефлексы на лицах, в волосах. В одно целое сливаются один тон, переходящий в другой, нет напряженности цвета, нет искусственности в цветовом строе. Эти качества присущи французам-импрессионистам. Именно у них появилась впервые непринужденность композиции, естественность, создающая впечатление случайно подмеченного, выхваченного из жизни эпизода, который также присущ и полотну Н. П. Богданова-Бельского.
Сумма используемых художником приемов сложилась в, некое сообщение о безмятежности бытия, о гармонии души, не замутненной суетой внешнего мира. Вероятно, поэтому зритель видит в работе― мастерство и счастливый мир детства.
У каждой эпохи свой образ детства. Советскую эпоху сложно характеризовать в пределах такой масштабной выставки. Здесь в наличии образы, пронизанные романтикой социализма, такие как картина В.А.Васильева "Первоклассница", но в экспозиции преобладают портреты детей художников XX века Р.Баранова, К.Зефирова, А.Папикяна. Детские портреты XX века прекрасно отражают все художественные искания живописи в творчестве К.Зефирова "Алеша". 1918, С.Я.Адливанкина. "Миша". 1933, Н.Попова. "Портрет мальчика". 1920-1930-е гг., И.Обросова - "Девочка и стога" 1960г.
Что для нас - современников, уже одной ногой ступивших в XXI век, - современный мир детства? Сегодня, в технократическом пространстве бытия, мир детства воплотится в ребенке, который объелся сладостями, наигрался с котенком, увлекся компьютерными игрушками, или пресытился калейдоскопом впечатлений во время путешествий. Именно поэтому трудно создавать искусство, связанное с миром детства. Есть немало интересных стилизаций, но появление полноценного художественного образа дело будущего.