Аннотация: Опубликована в газете КУЛЬТУРА.23 августа 2018г.Самара
В.Чернова
Про брендреализм Шнурова
В Самарском художественном музее состоялся выставочный проект "Ретроспектива брендреализма" - выставка живописи и инсталляций лидера группы "Ленинград", Сергея Шнурова.
С одной стороны личность Сергея Шнурова достаточно известна своими эпатажными акциями. С другой стороны, музыкант имеет свою фанзону, которую не посещают любители классического и современного искусства. Потому для них Шнуров фигура неизвестная. Оттого немножко биографических строк. Лидер группы "Ленинград" родился и вырос в Ленинграде, ныне городе Санкт-Петербурге. Будучи веселым и жизнерадостным ребенком в школе он получил прозвище "Шурик".
После школы Сергей Шнуров учился в инженерно-строительном институте, в своем родном городе, но не окончил вуз. В начале 90-х годов учился в Художественно-реставрационном лицее и в духовной семинарии. После окончания обучения менял профессии: был сторожем в детском саду, делал оградки для могил, что по его словам ему безумно нравилось, был дизайнером в рекламном агентстве и PR-директором на питерской радиостанции.
С юных лет Шнуров был почитателем корифеев русского рока - Шевчука, групп "Кино", "Секрет", "Ноль". Его Группа "Ленинград" появилась на свет в 1997 году. Популярная группа выпускает альбомы, меняет солисток, распадается и воссоединяется, создает скандальные клипы, но объединяет ее одно - яркая личность Шнурова.
Для многих постоянных зрителей музея было неожиданным узнать, о том, что Сергей Шнуров еще и пишет картины, участвует в создании арт. - объектов.
Сергей Шнуров картины начал писать в середине 90-х годов. Живописные полотна выставлялись в Санкт-Петербурге. Впервые в столице его работы были показаны публике в 2010 году в галерее FineArt, чему способствовал друг Сергея - художник Дмитрий Шорин. Выставка имела название "Эксклюзив брендреализма" и представляла публике восемь полотен музыканта. Свои произведения Сергей подписывает и датирует и показывает в крупных музеях России.
Брендреализм - направление в искусстве, придуманное самим музыкантом. По задумке автора оно отражает факт существования тех наших современников, которые становятся глупыми заложниками и идолопоклонниками статусов и брендов. Идеи своих работ воплощает не он сам. Выставка Сергея Шнурова - как раз тот самый случай, кода автор лишь идейный вдохновитель. Все представленные работы исполнены не им, а людьми, которые на него работают в лучших традициях брендов
На каждой картине можно найти и узнать либо символ, либо проекцию популярного бренда (от нефти до религии). Картины Сергея Шнурова довольно разноплановые и провокационные. Картина "Похищение", где орел похищает собачку чихуахуа в курточке с капюшоном, символизирует конец гламура, на картине "Да, нет", изображены два молодых человека. Один с пакетами брендовой одежды, другой в пиратских лейблах. Стоит отметить, что размер полотен значителен.
На третьем этаже в СОХМ разместились другие концептуальные экспонаты. Например, у окна в зале в глаза посетителю сразу же бросается огромная, ярко розовая, глянцевая грудь. Называется всё это чудо like.
В углу этого же зала разместился "Иконостас", где под стеклом и в позолоте блистает портрет Стаса Михайлова с автографом. Уделил внимание идейный вдохновитель брендреализма и другим коллегам по шоу - бизнесу. Тут и камерная инсталляция "Лепс спел".
Интересны так называемые ювелирные изделия. Это три коробочки в виде пятиконечных звезд рубинового стекла, с икринками. Здесь икра красная, черная, и баклажанная - миниатюрный баклажан из фиолетового аметиста. В одном интервью, Шнуров призывал улыбаться и ни в коем случае не делать серьезное восторженное лицо
Шнуров, в свойственной ему саркастической манере, в интервью утверждает: "Название должно быть сложное, чтобы лоха запутать. И чтобы ему стало неловко за своё неполное среднее образование".
Среди ряда работ есть и картины - кадры из клипов "Ленинграда", которые также пародируют массовую помешанность на брендах.
Брендреализм - направление в искусстве, придуманное самим музыкантом ещё десять лет назад. По задумке создателя оно отражает феномен существования наших современников, которые становятся бездумными заложниками и идолопоклонниками статусов и брендов. Мораль выставки состоит в том, что современный человек живёт брендами, и полностью идентифицирует себя с ними. Видимо, поэтому здесь можно увидеть ковер - портрет Земфиры, вывязанный уфимскими бабушками, Степашку в маске Дарт Вейдера, памятник девушке с айфоном и другие бренды конца XX - начала XXI века.
- "Я как тот волшебник, который дотрагивается до какой - нибудь ерунды, и она превращается в произведение искусства"
"Поиски в музее, трепетания чувств - мне всё это смешно"
Почему Сергей Шнуров сделал насмешливо - эпатажный вброс, в массовое искусство, усугубляя положение брендирования мира?
Так сложилось, что в нашем отечестве существуют две столицы. Москва и Санкт - Петербург. Официальная и неофициальная. Когда в начале XX века столицей был Петербург, все эпатажное и неформальное рождалось в Москве. Это здесь появились художественные объединения "Бубновый валет" 1910г., "Ослиный хвост" 1911г., здесь Володя Маяковский надел желтую блузу, Давид Бурлюк пропагандировал ценности футуризма. Именно в Москве в гостинице "Романовка" возник сборник стихов поэтов - кубофутуристов Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского, Давида Бурлюка, Алексея Кручёных, Василия Каменского, Бенедикта Лившица и манифест "Пощечина общественному вкусу". 1912г. Манифест отрицал, все прежние эстетические ценности и в нарочито эпатажной форме заявлял о разрыве с существующей литературной традицией.
Думается не случайно, когда в конце XX века Ленинград - Петербург не был столицей, здесь возникли музыкальные группы "Аквариум" 1972г., "ДДТ" 1980г., "Кино"1982г., группа "Ленинград" 1997г. В северной не столице Санкт - Петербург возникла - советская и российская группа художников "Митьки" (1980-е) объединяющая около двух десятков человек и названная по имени одного из них, Дмитрия Шагина, а также субкультура, сформировавшаяся на основе их мировоззренческих принципов, описанных в одноимённой книге.
В своем интервью с В. Познером Сергей Шнуров настойчиво говорил о "пощечине общественному вкусу". О традиции русского эпатажа в культуре. Вот так выстраивается интересная тенденция. В не столице всегда бурно развиваются та или иная эпатажная субкультура.
Есть еще одна интересная составляющая выставки Сергея Шнурова - наличие "карнавализма" или "смеховой культуры".
Исследуя в свое время феномен смеховой культуры, Д.С.Лихачев и А.М.Панченко пришли к выводу, что смеховая культура есть система, она словно антимир, куда переносится все неблагополучное и неправильное.
Функция смеха, благодаря "потешникам", состоит в создании "отдушины" для общества. Со смехом уходило психологическое напряжение, страхи. Смех, как писал С.С.Аверинцев, это стихия, способная смешивать и заменять мотивации. Смех одновременно и разрушитель, и созидатель настоящего мира, обнажая и высмеивая все плохое, он создает мир свободный от несправедливости.
В истории отечества было такое явление, как ОБЭРИУты - представители последней группы авангарда в России в конце 20х - и начале 30х годов. ОБЭРИУты ярчайшая страница "смеховой культуры" в СССР
Примечательно, что в 1970е - 80-е годы в русском неофициальном искусстве существовало направление "карнавализм". Вводя элементы сюрреализма, это направление, свойственное и "подпольному", и допускаемому на выставки искусству, проникнуто лукавым настроением карнавала, дерзко независимого и насмешливого по отношению к канонам социалистического реализма. Примерами может служить живопись В.В. Калинина, Т.Г. Назаренко, Н.И. Нестеровой, да и многих других художников, формально состоящих в Союзе художников-графиков Москвы, базирующегося в Москве, на Малой Грузинской, 28.
Забавно, что в этом же доме, несколькими этажами выше жил человек по-своему "карнавализирующий" окружающий мир развитого социализма - Владимир Высоцкий.
В постсоветское время ситуация изменилась. Политика, экономика в ее рекламном обличии, коммерциализованное искусство - все трансформировалось во "всеобъемлющий шоу - бизнес". Следствием такого положения вещей вновь оказалась актуальной шекспировская сентенция "Весь мир - театр".
И как всегда актуален феномен смеха. Продолжая теорию М.М.Бахтина, он означает переход от несвободы к свободе, а вернее, к освобождению. Ведь смех это неудержимая стихия, не подвластная нашей воле. Так и со смехом - в процессе смеха человек разделяется на себя, смеющегося и себя, осмеиваемого.
Смех является отражением культурной жизни любого общества, показывает все ее конфликты, недостатки, а его типовое многообразие является доказательством многообразия окружающей действительности.
Сегодня карнавал большая часть Игры, в которую играют люди. Карнавальное общение идет постоянно в виртуальной реальности. Немалую роль в изменении "смеховой культуры" играют такие коммуникативные и социокультурные новшества как Multimedia и Internet. Сергей Шнуров прекрасно знаком с законами игры, и этим знанием обусловлен успех выставки.