Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Портрет семьи в советской живописи.20век

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    опубликована в газете КУЛЬТУРА

  В. Чернова
   Семейный портрет советского времени
  Часть вторая
  Мне бабушка сказала:
   - "Семья - всего дороже!",
   Что коль семья дружна,
   То жизнь - стократ пригожей:
  Наталья Самоний
  
  Масштабный раздел, посвященный семейному портрету советского времени, включает работы таких мастеров, как Николай Андронов, Федор Богородский Дмитрий Жилинский, Евсей Моисеенко, Андрей Мыльников другие.
  Институт семьи изменился после революции: главным в семье стало... государство и общество. Гражданский брак - допустимо, развод - легче легкого. А в искусстве лучше изображать не семью, а трудовой коллектив. Впрочем, и для семейного портрета важнее всего социальное происхождение "членов ячейки общества" - пролетариат, трудовое крестьянство, "идеологический сектор".
  Поэтому в советское время стал популярен семейный портрет, где важна не личность, а типаж, представляющий социальный, профессиональный, культурный слой. Часто в таких работах обыгрывается сама ситуация позирования: художники стилизуют или пародируют композицию старого портрета или фотографии.
  На фоне тропиков снимается семья
  Из работ периода 1930х годов на выставке запомнился портрет такого рода Федора Богородский. Снимаются у фотографа. 1932г. Матрос - братишка и его жена.
  Удивительна биография Федора Семеновича Богородского. Талантливый художник, поэт и неплохой беллетрист, цирковой артист и эстрадный танцор, работник трибунала и политотделец, спортсмен!
  Родился он в Нижнем Новгороде в семье нижегородского адвоката, близкого к кругу А. М. Горького. Сам Федор, будучи художником, также хорошо знал Алексея Максимовича. В 1916 году его мобилизуют на фронт.
  Балтийский матрос, затем летчик, он в армии коммунистом встречает Октябрьскую революцию. А потом он в ВЧК в Москве. В 1918 году Богородского направляют в Нижний Новгород. Он работает товарищем председателя следственной комиссии в ЧК, затем в политотделе Волжской военной флотилии. Но и при напряженной работе Фёдор Богородкий находится в центре событий культурной жизни города. Его имя тогда часто встречалось в местной газете под стихами и статьями: он участвует в городских художественных выставках как художник, выступает на различных диспутах, весьма распространенных в те первые годы революции. В составе флотилии Ф. Богородский сражается с белыми на Волге, под Царицыном Служивший в годы гражданской войны комиссаром Военной волжско-донской флотилии, Богородский ощущал себя частью грубовато - романтического мира моряков.
   В 1931 году он шесть месяцев провел на военных кораблях в Черном море, посетил Севастополь, Одессу, Батуми. Это путешествие окончательно ставит меня на путь "морского живописца", и я уже не расстаюсь с мыслью посвятить все основные работы моему любимому Красному Флоту, моим задушевным морякам.
  Моряки, которых Богородский называл "братишками", были главными персонажами его произведений. Задушевные интонации воплотились и в картине "Снимаются у фотографа". Добродушно подшучивая над наивной серьезностью бравого матроса и его верной подруги, позирующих на фоне незамысловатй экзотической декорации с морем, парусником, белыми березками и пальмами, художник в то же время вкладывает в их образы максимум симпатии и уважения.
  Возможно, матрос привел в фотоателье свою явно ожидающую ребенка жену перед далеким плаванием, и фотография будет согревать его суровое сердце в долгие дни разлуки. Созданные художником образы собирательные, и не имеют конкретных прототипов, хотя в облике матроса порой усматривают черты автопортрета.
  Тем удивительнее было найти в архиве гневную статью критика той эпохи. У Богородского есть картина "Семья снимается" - во многих отношениях типичная для его творчества. На фоне аляповатой панорамы уличного фотографа сидит матрос. Рядом, вытянувшись во фронт, застыла женщина. Оба чувствуют себя неловко. Оба напряженно позируют перед фотоаппаратом. Пошловатая праздничность и неуклюжая торжественность специально подчеркнуты художником. Что это - нарочитая ирония над мещанскими вкусами "братишек" или портрет пролетарской семьи, написанный всерьез Богородским? В обоих случаях налицо опошление большой темы о человеческом чувстве революционера. Под видом иронии в картине дана та безвкусица мещанского портрета, которая присуща не столько изображаемым матросам, сколько художнику, избравшему ее принципом композиционного решения темы. Этот же якобы иронический, а по сути совершенно серьезный принцип примитивной провинциально-обывательской фотографии встречается в других картинах Богородского - своего рода апофеоз духовного убожества. В.Кеменов. Правда. 6-26 марта 1936г
  Кеменов Владимир Семёнович (1908-1988) прожил долгую жизнь, является автором крупных монографий о Диего Веласкесе и Василии Сурикове. Надо сказать, впоследствии он стал действительным членом АХ (1954) вице - и президентом АХ (1966-88) и активным борцом против формализма. Мы студенты жутко боялись его пристального взора. Он всюду искал идеологические диверсии. Он всегда приезжал из Москвы в Ленинград на защиту, забирал в гостиницу дипломы молодых выпускников художественного института им. И.Е. Репина и скрупулёзно искал крамолу. Он завалил диплом моей однокурсницы только за то, что она посмела сравнить работы современных художников со священными именами передвижников.
  
  Художники - деревенщики
  В период, когда в стране зарождалась литература писателей - деревенщиков, многие живописцы, будучи выходцами, из провинции, также посвятили множество полотен на тему жизни в селе. Художник Виктор Иванов представлен полотном "Родился человек". 1968г. Я изображаю только то, что хорошо знаю. Ищу положительное в людях. Многие мои картины - о тяжелой, изнурительной крестьянской жизни. Но посмотрите, какой в этих тяжелых условиях рождается человек - сильный, красивый, добрый. Этот человеческий идеал я нашел на Рязанской земле.
  Этот художник написал множество жанровых картин из деревенской жизни. Его работы отличаются монументальностью образных решений, острой выразительностью композиционных построений, суровостью колорита. В этом плане пленяет своей жизнерадостностью полотно Иванова "В шалаше на покосе" (Маша и Вася Чугуновы). 1961г. Работа Юрия Кугача "Первенец" также отличается большим лиризмом.
  Большая работа Юрия Межирова "Сыновья" выглядит как фрагмент деревенского быта. На фоне печи за столом, спиной к зрителю сидят три парня, сбоку от стола мать режет каравай хлеба. Босоногие, полуголые, золотоволосые загорелые фигуры заполняют все пространство холста. "Сыновья", - по замыслу художника, - это современные русские богатыри Васнецова". Живописи Межирова присущи уверенная свободная манера, выразительная пластическая лепка, тонкость красочных градаций.
  Стилистическое богатство, сложность образного строя произведений Ю. Межирова отчасти обусловлена долгим периодом профессионального образования: сначала в Дулевском художественно-керамическом училище, затем в ленинградском художественном училище им. В.Серова и, наконец, на живописном факультете института им. Репина. Он с отличием окончил институт в 1965 году, и еще два года Юрий Межиров совершенствовался в творческой мастерской В.М. Орешникова.
  Картина братьев Ткачева А.П., и Ткачева С.П. "К Новой жизни". (В колхоз). 1975, повествует о нелегком выборе для молодой семьи, которая единственную лошаденку ведет в колхоз.
  Советская живопись в первую очередь удивляет размерами. Почти все полотна двухметровые. Такова картина Бориса Шаманова 1964-1969. "Ужин в деревне. Семья" (1964-1969). Это первая большая картина в творчестве художника отмеченная чертами лиризма, в ней он сумел воплотить свои представления о людях земли.
  В сцене деревенской трапезы во дворе дома проявлено главное - духовная близость тружеников, собравшихся после нелегких дневных забот. Круговая композиция, ясность силуэтов, строгое ритмичное чередование золотистых охр и теплых по оттенку светлых тонов придают полотну благородство цветового звучания, придавая всей поверхности эффект перламутра. Жемчужные переливы позволили абстрагироваться от прозаизма мотива, заставили явственнее зазвучать заложенную в ней ноту философской лирики. Гармония мира, к которой художник Борис Иванович Шаманов постоянно стремится, отнюдь не безмятежна.
  Единство людей в семье и семьи людей - вот непреходящая нравственная ценность. Образы картины обретают монументальный характер. При внутреннем единении персонажей картины, их духовном родстве, каждое лицо самобытно. Художник говорит: "Гармония природы и человека - вот содержание моих картин. Стремление познать и по возможности выразить гармоническое начало мира, и есть цель моего искусства.
   Художник и члены его семьи
  В семейных портретах 1970х-1980х годов начинает доминировать тема личного. Теперь интерьер комнаты или мастерской - это убежище, где можно просто быть рядом, не читать советских газет, говорить или молчать обо всем. Такие семейные портреты появляются в творчестве Е. Моисеенко, А. Мыльникова. А подробности и сложности супружеских отношений, как правило, остаются за кадром.
  В этом плане интересен портрет Евсея Моисеенко. "В Старой Ладоге". (Автопортрет с женой). 1978. Глядя на этот портрет, где на фоне заснеженных церквей Старой Ладоги художник запечатлел себя с женой и собакой, зритель осознает, что есть лица, на которых жизнь оставила свой след.
  Когда началась война, Моисеенко пошел в ополчение. Попал в плен. Был заточен в лагерь Альтенграбен около Магдебурга. Лицо мастера видело людские горести в годы войны. Войны, которая стала частью его личности, и вызвала раннюю седину и старость, которая лишила безмятежного покоя. Натолкнуть на какое-то изображение может воспоминание, ассоциация, даже запах, как - то написал художник. В портрете кисти Моисеенко явлена поэзия, которую можно видеть. Именно в этом его особенность, отличие и сила.
  У художников это не только автопортреты, но и портреты родителей. Так, художник Александр Романычев из своего 1977 года взглянул на своих родителей в 1918 году. Он родился в далеком 1919 году в деревне в Симбирской губернии. Молодая девушка в белом платье и моряк присев на табуреты, взволнованно замерли перед фотографом перед фотографом и так остались запечатлены на да долгие годы. Александр Романычев через образы своих отца и матери так повествует о революции. Он не хотел изображать то, чего он не видел и не знает. Он не хотел создавать какое-то официальное полотно на революционную тему, а захотел поговорить о том, что ему близко, что может у зрителей вызвать живой отклик.
  В советское время традиция заказного портрета, конечно, прерывается, но жанровые работы, посвящённые семье, имеют немалый вес. Через образ семьи, как ячейки общества, художники раскрывали темы государственной важности.
  Временные рамки экспозиции выставки "Портрет семьи" заканчиваются 1981 годом. Это "Семейный портрет" Андрея Петрова. Яркая работа написана с иронией как подобие постановочной фотографии в стиле неопримитивизма.
  Пройдя выставку от начала до конца, благодарный зритель увидит, что с изменением общественного понимания семьи менялись и картины: если сначала супруги помещены вообще на раздельных полотнах, то позже художнику не стыдились изображать чувства нежности в семейных парах. От века к веку поменялись на полотнах и цвета, и стили написания, и способы изложения.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"