Пленэрная живопись Юлии Кузнецовой. "В одно солнечное лето"
Персональную выставку живописи Юлии Кузнецовой "Прекрасного мгновенья" я видела в 2014 году в выставочном зале Союза художников. Там было мало хорошего для созерцания живописи. Все художники знают - низкие потолки, отсутствие хорошего света, удобных стен, все это принижает значение работ. Сейчас наступило такое время, когда важно, не "что показать", а "как показать". Но первое впечатление я запомнила. В каждой работе играли отсветы европейского импрессионизма. И композиции многих пейзажных полотен навевали в памяти, давно виденные ассоциации.
Некоторые искушенные зрители относятся чуть предубежденно, с опаской, когда видят чересчур красивый мотив, как будто с глянцевой открытки. Думая, что сделано с расчетом последующей продажи. И я тоже настороженно восприняла ту выставку 2014 года. Это нельзя считать недостатком. Время такое. Мы живем в век стилизации, и потому не должны предъявлять претензии к художнику.
Спустя год состоялась еще одна персональная выставка. В галерее Вавилон, где достаточное освещение и высокие стены. Хотя в тот день лил дождь, экспозиция под названием "В одно солнечное лето" воистину получилась солнечной.
Но прежде чем составлять впечатление о художнике, перед вернисажем я поискала в просторах интернета сведения о художнике. Нашла хорошее интервью для журнала "Самара. Губерния", где автором кратко изложена автобиография. "Рисовать я начала уже в старших классах школы для себя, но чувствовала, что это должно вылиться во что-то серьёзное. И после первого курса архитектурно-строительного института, который заканчивали и мои родители, во мне утвердилось желание учиться художественному искусству, параллельно я поступила в вечернюю художественную школу Љ1.
Судьба подарила мне возможность учиться у замечательного педагога, известного самарского художника Владимира Андреевича Свечникова. Главное - теорией и педагогикой он не отвратил меня от искусства, а только ещё сильней влюбил в него. Появилось, пока ещё робкое, осознание "я - художник". Не случайно, наверное, с той поры хранится у меня первая работа маслом - маленькая ёлочка в парке. Вот в ней я "поняла" масло, увидела свою технику, почувствовала, что мне это очень нужно. Детство, юность были, наверное, временем непроизвольного накопления. Музеи, репродукции, впечатления из окружающей жизни - всё заполняло палитру будущего творчества".
Глядя на цветочные натюрморты: "Хризантемы", "Осенний букет" "Цветочное трио" невольно припомнила высказывание Валентина Серова - нашего великого классика. "Я хочу отрадного, только отрадного"!! Этим постулатом он защищал потребность художника утверждать в искусстве радость жизни. Извечный миф об эстетизации бытия, утверждении счастья в земном существовании, провозглашенный французскими импрессионистами, актуален и в начале двадцать первого века.
Привносить элемент счастья в будничный мотив умеют не все живописцы. А я была просто очарована небольшими этюдами с видами села Ширяева, Смышляевки, Красной Глинки. Низко нависшие влажные облака над горами, деревья, ярко зеленеющая придорожная трава, кусты цветущей мальвы у края дороги, - все узнаваемые мотивы. Раскладывая сложные природные оттенки на чистые отдельные мазки краски, цветные тени и рефлексы она утверждает традиции солнечной трепетной живописи импрессионистов.
"Благодаря живописи я чувствую себя таким счастливым" - сказал о себе Винсент ван Гог. И я счастливая! Чувство уверенности и счастья идёт оттого, что меня всегда поддерживала и поддерживает семья - родители, муж, сын. Мы не просто родные, но и родственные души. Нам нравится чтение, и семейный поход в книжный магазин - это радость для нас. А недавно мы купили старинный патефон... Люблю свою уютную квартиру. Кстати, и в свою мастерскую, которая находится в стеклянной галерее, я могу войти прямо из своего дома. И мои родные оказываются сопричастны к рождению картин. Особенно пристрастен сын-шестиклассник, который учится и в художественной школе".
Юлия Кузнецова настоящая Садовница. Лучше всего ей удаются либо пейзажи с цветущими клумбами, кустарниками, растениями, либо цветочные натюрморты. Цветы - в них всё живёт и дышит! Для меня очень важно состояние световоздушной среды. Цвет... Мои идейные учителя - это русские и французские импрессионисты. В их работах близкие мне сочетания цвета, света и воздуха. Но, наблюдая их, я вырабатывала свою манеру пастозного и пластичного мазка, как сказали бы искусствоведы"
Как настоящий садовод из времен года автор предпочитает весну, месяцы - апрель, май. Припоминаю, что в старой Голландии XVII века были мастера "зимних пейзажей". Да и в наше время многие художники предпочитают лишь одно определенное время года.
Интересно, что живописец утверждает, что существует некая вселенская душа, одухотворяющая жизнь городов, улиц, деревьев и цветов. Она считает большим счастьем для художника чувствование движений этой души и передача этого на холсте. Рост витальных сил Природы преображает каждую работу.
В эпоху средневековья считалось, что за спиной художника стоит Ангел, он водит рукой художника. И на протяжении столетий большая часть художников осознавала себя частью Промысла Божия. Художник видел себя рядом с Творцом, создавая прекрасный мир. Самое примечательное в мировоззрении Юлии Кузнецовой то, что она, как художники прошлых эпох считает что живописец - проводник божественного начала, он должен в творчестве своем передавать не только приметы дольнего мира, но и отсветы горнего мира во всем уведенном. И при таком интересном взгляде на творчество, она последовательно воплощает принципы импрессионизма, которые сегодня необыкновенно актуальны. Думается, новые мультимедиа технологии не смогут отменить способности людей испытывать чувство счастья при взгляде на картины безоблачной реальности.
Юлия Кузнецова с 2001 года регулярно участвует на выставках. Она выставлялась не только в Самаре, в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, за рубежом в Италии, Франции, в некоторых штатах Америки. Импрессионистический язык ее живописи близок, понятен большинству зрителей. Картины автора приобретены галеристами США, Китая, Австралии. Находятся в частных коллекциях России, Франции, Германии, Швейцарии, ЮАР.