Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Передвижники и портретный жанр

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  В. Чернова.
  Передвижники и "низкие жанры"
   Портретный жанр
  Часть вторая.
  30 октября Самарский художественный музей открыл выставку "Передвижники: образ эпохи", где в экспозиции были представлены портреты из собрания Третьяковки, созданные художниками в годы расцвета деятельности объединения. Портретные образы И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленова и других участников Товарищества, складываются в многоликий образ эпохи.
  Произведения живописцев, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок, сохранили для потомков облик выдающихся и рядовых представителей русского общества второй половины XIX века. в Товарищества передвижников. Посетители смогут, таким образом, "лично" пообщаться с создателями картин, собранных в экспозиции. Портретный жанр относится к, казалось бы, не престижному "низкому" жанру, но талантливый мастер всегда создает шедевр.
  Портреты
  Работа над бытовой картиной привела художников к тесному соприкосновению с представителями различных социальных слоев современного общества, а работа с натуры значительно расширила понимание воплощаемых в картине образов. Все это нашло отражение и в портретной живописи, которая именно в то время обогатилась типическими народными образами, а не только портретами конкретных представителей прогрессивной демократической интеллигенции.
  Усилилась психологическая характеристика изображаемого в портрете человека, его нравственное, социальное осмысление. В портрете особо ощущаются характерные для передвижников поиски положительного образа, с наибольшей силой проявляющиеся в изображениях представителей демократической интеллигенции.
  Передвижники создали целую галерею портретов выдающихся деятелей русской культуры. Уже на первых двух выставках посетители увидели портреты известных писателей современников. В дальнейшем эта галерея постоянно пополнялась. Наибольший вклад в ее создание внесли такие замечательные мастера портретного жанра, как Перов и Ге, Крамской и Репин, Серов, и другие.
  На выставке представлен "Портрет певца О.А. Петрова" кисти Константина Маковского. Портрет основоположника русской вокальной школы, специально написан для галереи известных лиц в коллекции Павла Третьякова. Портрет написан мастеровито, в течение двух-трех сеансов, в нем замечательно передана личностная характеристика нервного, чувствительного человека. Невольно вспоминаются слова его брата Владимира Маковского: "Картина - не слово, она даёт одну минуту, и в этой минуте должно быть всё, а нет - нет картины."
  Героям портретов передвижников меньше всего свойственна идеальная гармоничность, отрешенность от повседневности. Новые задачи, которые ставили перед собой передвижники, были обусловлены необходимостью оставить потомкам правдивый облик живого человека, раскрыть его внутренний мир, силу воли, глубину мысли и сложность характера, подчас не лишенного противоречий. Таковы портреты Ивана Крамского. "Автопортрет" самого Крамского является символом выбранного творческого пути, который художник называл "драма человеческого сердца". В чертах характера автора выражены упорство, интеллект, внутренняя пламенность души.
  "Портрет писателя Павла Мельникова" известного под псевдонимом Андрей Печерский представлен свидетельствами работы писателя, сидящего за письменным столом, где нашли приют старинная чернильница и рукописи автора. И здесь органично соединились темный фон за спиной писателя и элементы натюрморта на первом плане.
  Уже в 70-е годы передвижники достигают особого мастерства в создании глубоких и многогранных психологических характеристик, в передаче нюансов человеческих переживаний, умения, используя почти неуловимую мимику лица, умея подчеркнуть в человеке главное и выявить своеобразие его характера. Все это позволяло им создавать в портрете целую повесть о жизни человека - своего современника. Таковы портреты Ильи Репина на выставке.
  "Портрет И.Е. Забелина", включающий и портрет в интерьере, и натюрморт, благодаря чему портрет отличен особенной наполненностью образа. К семидесятым годам Иван Забелин был уже известным историком. Будущий основатель Исторического музея, как и Андрей Печерский представлен органично, в пространстве своего кабинета.
  "Портрет Николая Пирогова" руки Ильи Репина написан позднее, в восьмидесятые годы и поэтому, более мастеровитый. Портрет Н. И. Пирогова был написан в мае 1881 году, за несколько месяцев до смерти великого русского хирурга и ученого. В эти в Москве торжественно отмечался пятидесятилетний юбилей профессиональной деятельности Пирогова. Гениальный хирург согласился позировать Репину, несмотря на плотный график мероприятий. Впоследствии Репин вспоминал, как захватили его талант и своеобразие личности портретируемого, и как легко и быстро ему работалось.
  На создание великолепного портрета понадобилось всего три сеанса. Технику, в которой написан портрет, отличает невероятное мастерство. Мазки - легкие, естественные - словно не лепят форму, а непринужденно ее обхватывают так как одежда облегает тело. Красиво выделяется на темном фоне мощная седая голова, очень выразительно написано красноватое лицо немолодого человека. Взгляд Николая Ивановича слегка сощурен, плотно сжаты губы. Руки сложены на груди, голова, откинута назад, приподнят подбородок. Чуть нахмуренный лоб и живость взгляда рассказывают о решительном характере, горячем темпераменте, и остром уме. Пирогов, в свою очередь пристально вглядывается в облик художника все в нем подмечая и оценивая.
  Замечательный русский художник Василий Поленов представлен в экспозиции редким портретом. "Портрет И.Е.Репина" - свидетельство дружбы художников. Илья Репин, будто мушкетер: молодцеватый, кудрявый, с щегольскими усиками, бородкой, вальяжно сидит на стуле и смотрит вдаль, в будущее. Тридцатипятилетний художник был крепко дружен с Поленовым. Вместе они учились в стенах Академии художеств у Павла Чистякова, вместе писали дипломную работу на одну тему, а когда оба получили Большую золотую медаль, вместе отправились в пенсионерскую поездку за границу. Поленов также позировал Илье Репину. И кстати, оба портрета были подарены Павлу Третьякову.
  Имя Николая Ярошенко постоянно встречается в литературе о передвижниках, в частности и в мемуарах, но о нем самом написано удивительно мало.
  Вместе с тем, отданный девятилетним мальчиком в кадетский корпус, Ярошенко тридцать семь лет провел на действительной военной службе, занимал весьма солидные должности, выполнял важные поручения начальства, в тридцать один год стал полковником, вышел в запас генерал-майором, но современники почти ничего не знали о служебной его деятельности, кроме того, что он был артиллерийским офицером. Ярошенко смолоду сделал выбор: для себя, для общества, для России он был художником.
  Николай Ярошенко высказывался в своих произведениях прямо и открыто. Искренность его в словах и поступках, казавшаяся иным чрезмерной, не оставляла художника и за мольбертом. "Портрет студента" - одна из лучших работ художника. Современники этот портрет часто отождествляли с персонажем пьесы Островского "Таланты и поклонники, где была примечательная личность - Петр Мелузов -, "молодой человек, окончивший курс в университете и ожидающий учительского места". Видно, что это представитель разночинного и вольнодумного студенчества. В портрете проявились характерные особенности передвижнической портретной живописи: точность и объемность психологической характеристики человека, жизненность и богатство его духовного облика.
  Передвижники придавали особое значение портрету как исторически достоверному художественному документу, как правдивому свидетельству о людях своей эпохи. Искания в области портрета помогали решению психологических задач в картине.
  Таковы в творчестве художников: "Портрет матери" Василия Сурикова и "Портрет Мамонтовой" кисти Виктора Васнецова, "Графиня Орлова-Давыдова" Константина Маковского, "Хозяйка - ключница", она же жена художника Николая Кузнецова, и "портрет художника Савицкого" руки Николая Грандковского.
  В череде портретов из Третьяковской галереи невольно останавливает внимание портрет Петра Ивановича Чайковского руки Николая Кузнецова. Портрет является одним из лучших в наследии художника. Он был написан в последний год жизни композитора в период работы над Патетической (шестой) симфонией. В тот период Чайковский много дирижировал и с удовольствием позировал художнику между репетициями.
  Тогда Чайковский страдал от депрессии, переживая чувство одиночества, и эта внутренняя напряженность композитора была тонко прочувствована художником. У Кузнецова чем глубже проникновение в индивидуальность и конкретику человека, тем отчетливее выступают в его портрете типические черты, сложившиеся под воздействием определенных жизненных условий.
  Самый неожиданный протрет на выставке "Портрет Л.Н. Толстого" кисти Александра Моравова, написанный в 1909 году, и запечатлевший великого писатели дряхлым старичком, будто потерявшимся в кабинете, переполненном мебелью. Во время одного из сеансов позирования, писатель получил оскорбительное письмо, которое расстроило его до слез. Моравова этот эпизод до того поразил, что работа была на несколько дней приостановлена.
  Возможно поэтому молодой художник, который творил до середины XX века, совершенно иначе, с учетом примет новой эпохи, воплотил облик писателя. Толстой не смотрит в глаза зрителю, его тщедушная фигура притулилась сбоку от красивого письменного стола, в лице его нет значительности, лишь крупные кисти рук живут отдельной жизнью, что-то выписывая на бумаге, лежащей на чайном столике. Атмосфера повседневности охватывает великого писателя, потому и придает портрету особую теплоту и камерность.
  Казалось бы, на небольшой выставке в Самарском художественном музее представлены лишь малые жанры из собрания Третьяковской галереи, но все равно, она свидетельствует о том, что художники - бунтари фактически создали оригинальное русское искусство, запечатлевшее в блестящих образцах портретной живописи множество замечательных людей.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"