Аннотация: О выставке произведений Юрия Филиппова.
Паломничество в страну Древняя Русь.
Выставка Ю.Филиппова
Тридцатого мая в епархиальном церковно - историческом музее открылась выставка известного в Самаре художника Юрия Филиппова. Имя этого именитого мастера, Заслуженного деятеля искусств, члена Союза художников России, профессора, всем давно известно.
Я прибыла на вернисаж пораньше, захотелось посмотреть, как можно вписать наследие художника эпохи соцреализма в житье Нового времени. И тут прибыли журналисты телепрограммы "Паломник". Они задали интересный вопрос, на который я сама пришла искать ответ. Как же занести эту живопись художников двадцатого века в иные реалии? Все - таки это светское, а не религиозное искусство.
Сам Ю.И.Филиппов в начале шестидесятых годов начинал как художник "сурового стиля". На выставке есть пейзаж, который отличается жесткой скупой гаммой, лаконичной композицией, в духе того времени. В 1970е годы он, как и многие его современники начал писать монастыри, храмы. И в этом была своя логика. В 1971 году появился художественный фильм "Андрей Рублев" А.Тарковского, уникальное явление в советской кинематографии.
Помню, как в студенческий городок в Ленинграде приехала вся команда Тарковского для показа своего фильма, и рассказывала о необходимости появления в кино такого сюжета. Вскоре в 1972 году от института организовали поездку в Псково - Печерский монастырь. В то время архимандритом был Алипий, выпускник Суриковского художественного института, он лично вел экскурсию, показывал свои иконы. Сейчас по истечении времени стало известно, что в СССР было всего два действующих монастыря: Троице - Сергиев и Псково - Печерский, а тогда мы птенцы - студентики, воспринимали это паломничество как учебную составляющую.
Вот и написалось это слово "паломники". Да, да, в СССР первыми паломниками стали художники. Они уезжали летом, искали живописные места, находили заброшенные остатки монастырских стен, соборов и увлеченно живописали...
В 1970е годы вышли в серии популярных книг очерки Савелия Ямщикова, реставратора древнерусских икон и публициста, знатока русской культуры. Они тоже способствовали тому, что в интеллигентной среде возникло стремление к паломничеству по городам Золотого кольца, по русскому Северу. Многие мастера живописи разыскивали развалины, находящиеся в забвении и бережно переносили на холсты.
Вот, к примеру, в Свияжском монастыре во второй половине двадцатого века был размещен сумасшедший дом, и у многих самарских художников на памяти нескончаемые ряды бельевых веревок с простынями, наволочками, пододеяльниками. На солнышке у центральных ворот грелись психбольные в одинаковых застиранных пижамах серого оттенка, кротко приветствуя приехавших. Там в храме находятся уникальные фресковые циклы конца шестнадцатого века с изображением царя Иоанна Грозного. Все это производило незабываемое впечатление.
Обычно осенью "из дальних странствий возвратясь", живописцы показывали в Союзе наработанные этюды. И по итогам отчета получали либо одобрение, либо порицание начальства-правления Союза. Молодых, таких, как Вадим Сушко бранили за эти церкви и монастыри нещадно. А Ю.И.Филиппов, как академист разбавлял этюды с аналогичными мотивами, просто портретами и пейзажами.
Думается, большинство живописцев выбирали пейзажный мотив с церквушкой не только потому чтобы противопоставить мертвой эстетике хрущево - брежневской архитектуры, не только из-за красоты причудливого сюжета, но и за особую энергию места. В то время принято было говорить про ауру места. Сейчас христиане говорят про благодать или святость места.
Важным было то, что художники - паломники возбудили в общественном сознании заинтересованность в реставрации и сохранении многочисленных памятников древней Руси. Сегодня изображение памятников древнерусской культуры в творчестве многих советских художников является частью определенного стиля 1970х-1980х годов двадцатого века.
В творчестве Ю.И. Филиппова легко вычленить работы конца прошлого века. Поздние холсты мастера, написанные в 2000е годы, полны изображений обновленной архитектуры. Здесь нет атмосферы забвения нежилого места, романтики уединения, некоего безвременья. Ныне многие монастыри, действующие соборы - это часть бытия, приветствующая своих паломников - христиан. И кстати, в новой России художников интересует иное, прежде всего - видовая прелесть места. Нарядная картинка, не на тарелке, не на постере, а на холсте. На добрую память. В поздних работах у Ю.Филиппова это выразилось в более ярких нарядных красках, в форсированной репрезентативности. В этом он оказался чуток к требованиям времени.