Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

От утопии до игры.Новые поступления авангарда в Сохм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  В.Чернова
  От утопии до игры
  Выставка новых поступлений Художественного музея
  
  Самарский художественный музей летом показал интереснейшую выставку под названием "От утопии к игре". Выставка восхитила стилевой цельностью, единством.
  Здесь выставили работы авангардистов обеих столиц, многие из мастеров широко признаны. Э.Белютин, А.Зверев, Л.Соков, А.Виноградов В.Дубосарский, В.Кошляков, К.Звездочетов, - это классики конца XX века, отдельные страницы в истории искусства данного периода. Зритель увидел объемную коллекцию, характеризующую различные художественные направления отечественного искусства.
  Концепция выставки четко выстроена - показать трудный путь российского искусства, начиная с доблестного андеграунда 60х годов, и заканчивая сарказмом постмодернистов девяностых и нулевых годов. Экспозиция разделена на четыре части, каждая в своей эстетике.
  В первой части, где представлены наследники авангарда, привлекает имя Элия Белютина, художника загадочной и одновременно счастливой судьбы.
  Потомок итальянца из города Беллуно Микеле Белуччи (Моника Белуччи-дальняя родня), а также потомок князей Курбатовых и мещан Гриневых, он получил имя итальянского святого и измененную на русский лад фамилию Белютин.
  Элий Белютин, учился у А.Лентулова, П.Кузнецова, основал студию и направление искусства "Новая реальность". Работал с 1950 года. Первая знаменитая "Таганская" выставка состоялась в 1962 году. В 1962 году в Манеже, на выставке, посвященной 30 -летию МОСХ, после посещения ее Н.С.Хрущевым, произошел скандал. Произведения художников студии Э.Белютина были сняты с экспонирования.
  В своем творчестве Белютин шел от абстрактного экспрессионизма ранних лет к схематичному письму позднего периода. Опираясь на наследие конструктивизма и супрематизма, художник сотворил особый художественный стиль, так называемую "модульную живопись", язык символов.
  Несмотря на трения с властью, произведения экспонировались в 1960 году во Франции, а в 1969году Итальянской Академией современного искусства художнику была присуждена золотая медаль "За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение". В 1970 году он избран членом Итальянской Академии современного искусства.
  Элий Белютин разработал свою теорию "всеобщей контактности", о занятии живописью как способе терапии при психотических состояниях и других нарушениях психоэмоционального строя. Теория контактности исходит из того, что искусство - самая яркая форма проявления творческой потенции человека. Сейчас это довольно часто используется в психологии при арт-терапии. У него было много персональных выставок: 1961, 1990 - Польша, 1962, 1972 - Франция, 1994 - Канада.
  После смерти художника в 2012 году его вдова Нина Молева подарила много живописных и графических произведений Самарскому художественному музею.
  Самое загадочное, что связано с именем Белютина, то, что дед художника был коллекционером, о котором никто не знал. Ван Дейк, Эль Греко, Рубенс, Веласкес... Коллекцию Иван Егорович Гринев начал собирать 137 лет назад. Как исполнитель декораций в Большом и Малом театрах он получал большие деньги и ездил в Европу на аукционы. Непостижимым образом в семье оказались произведения раннего Микеланджело, Леонардо, Тициана... В 2012 году после смерти Элия Михайловича Белютина его вдова Нина Молева, историк, искусствовед, последняя в роду хранительница этой коллекции, завещала сохраненные ими с мужем картины России. В лице ее юридического представителя - Владимира Путина, президента страны. Больше тысячи единиц хранения. По открытой оценке мировых экспертов - общей стоимостью порядка двух миллиардов долларов. В дар.
  К числу крупных фигур в отечественном искусстве следует отнести Анатоля Зверева (1931 - 1986) - легендарного экспрессиониста. Его открыл Георгий Костаки, сотрудник посольства - собиратель русского авангарда. В. Немухин впервые увидел у Костаки работы А.Зверева. В своих мемуарах он писал: "А подражать Звереву было просто невозможно, тем более что в его ранних работах, гениальное дарование очевидно".
  Его считали юродивым, гением. Какими только эпитетами его не наделяли: сумасшедший, скиталец, бомж, поэт. Произведения А.Зверева поступили в дар СОХМ от фонда В.Некрасова. Это три женских портрета. Два из них - портреты Оксаны Михайловны Асеевой (1892-1985), жены известного поэта Николая Асеева. Она была Музой Зверева, хотя разница в возрасте составляла 40 лет.
  Интересны воспоминания В.Немухина: "Отношения их, если так можно выразиться, я назвал бы именно мощными. Они были очень сложными. Это были равные отношения. Она его безумно любила. Я думаю, что он был человеком, который мог ей что-то заменить, что-то напомнить, что-то создать в её где-то уже неприкаянной старости. Ведь ей самой доставалось уже очень мало. О творчестве Асеева уже написана куча диссертаций, и Оксана Михайловна была лишь свидетелем памяти о нем. А Зверев был всегда и во всём непредсказуем. Она обожала его работы, и он просто задаривал её ими. Она рассказывала, как он, лёжа в Тарусе с переломанной ногой и рукой, её рисовал, самозабвенно рисовал. Меня эти её портреты, даже немного как-то раздражали. Асеева... из двадцатых годов, из этого невероятного бедлама, и вдруг - всё это превращается в нечто "
  И Э.Белютин, и А.Зверев, и Ю.Злотников были наследниками русского авангарда, они были одержимы творчеством, духом созидания. Они черпали из источника авангарда начала XX века, и продолжали его традиции.
  Две работы стиля соц-арта Л.Сокова подарены в 1995 году представителями Инкомбанка. Отдельным блоком выставлены мастера из Ленинграда - Петербурга, оттененные европейским модернизмом
  Четвертая часть экспозиции включает работы концептуалистов: Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Константина Звездочетова и Валерия Кошлякова - художников, чье становление пришлось на девяностые-нулевые годы. Работы поступили в музей в дар от Венецианской бьеннале 2003 года, экспонировались в 2004 году.
  Не секрет, государство сокращает финансирование даже крупных музеев. На закупки средства выделяются эпизодически. Потому отрадно сознавать, что такой мощный пласт российской культуры целиком состоит из пожертвований, сделанных в разное время крупными владельцами, а также даров самих художников и их наследников.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"