Аннотация: статья арт критика по поведу выставки итальянского художника Марко Грасси
Марко Грасси и его Персонажи.
Слышу, как время стекает с твоих волос,
Словно раздумья влекут нас в ушедший день
Вслед за мелодией, что отзвучала давно...
Так ощущаю я время ранней весной.
Эдуардо Карранса. Время.
Выставка, которая открылась в галерее Вавилон, ожидалась еще весной. Были сложности с таможней, и вот, благодаря твердой воле и настойчивости Марко Грасси, который лично сопровождал выставку, все удачно совпало. Вернисаж состоялся. Восторг почитателей, автографы и первые впечатления от России...
А самарцам, конечно, интересно современное искусство Италии. Для нас эта страна - хранительница половины, если не больше, мирового культурного наследия. Древнее наследие, этрусков, величественные монументы Римской империи, античность и средневековье, ренессанс и барокко - все эти культурные явления Италии открывают двери настежь, приглашают заглянуть в тайны творчества.
Большая часть экспериментов в искусстве Нового времени родилась в Италии, и, выйдя на арену современного искусства, молодые реформаторы удивили Европу, разрушив каноны и правила. На протяжении столетий итальянцы всегда были в авангарде европейской культуры. Первый реформатор искусства Джотто ди Бондоне (1267 -1337), великий созидатель Леонардо да Винчи (1452 - 1519), бунтарь - неаполитанец Сальватор Роза (1615 - 1673) и одиозный миланец Микеланджело Караваджо (1571 -1610) - они были определенного рода футуристами своего времени.
Двадцать первый век не исключение. Будь то дизайн, изобразительное искусство, скульптура, мода, ремесло, перформанс, фотография или живопись - итальянское искусство всегда на высочайшем уровне и всегда работает на опережение времени. Современное искусство говорит со зрителем на языке будущего и сохраняет безупречный стиль и дух прошлого. Пройдя долгий многовековый творческий путь, итальянцы в большей степени осознают пропасть между идеалами прошлого и современной действительностью, и потому стремятся создать "новейший культурный продукт".
Марко Грасси родился в Милане в 1966 году, сейчас его прозывают миланским Грасси. Потому что есть еще - флорентийский Марко Грасси. Наш Марко Грасси окончил Художественный лицей, поступил в Академию изящных искусств города Брера. Позднее перевелся в Политехнический университет города Милана на архитектурный факультет. В специальности архитектора он много не работал, но уже попал во все престижные издания ("Стильный дом", "Декоратор"), как создатель своего уникального дома.
В Брианце - районе у подножия Альп, в Ломбардии, неподалеку от Милана, Марко Грасси приобрел разрушенный монастырь XIII века и, сохранив большую часть конструкций, таких, как потолочные балки, часть древних кирпичных стен, создал чудесный дом и студию.
Он разместил здесь произведения искусства - живопись, скульптуру, арт. - объекты. В ванной комнате чугунная ванна на львиных лапах соседствует с древней арочной нишей тринадцатого века. Брутальная фактура арки, оттененная замковым камнем, в соединении с грубым необработанным природным камнем и древними плинфами - кирпичами ручной формовки, оставляет незабываемое впечатление. В этом бывшем монастыре Марко Грасси выстроил оригинальное пространство, где все пребывает в гармонии.
Основные же интересы Марко Грасси направлены в сферу современного изобразительного искусства.
Неудивительно. Милан всегда был средоточием всего новаторского, радикального. Еще в 1959 году Пьеро Мадзони (1933 -1963) создал "рабочие группы", в которых молодые художники разрабатывали манифесты и концептуальные абстрактные выставки. Лучо Фонтана (1899 - 1969) - создатель "спациализма" и картин с прорезями и проколами, Энрико Кастэллани (1930г.) - создатель выгнутых и вогнутых холстов - это были ведущие теоретики в осмыслении новых форм искусства. Милан влияет также на развитие кинетического искусства, благодаря "Группе Т".
Каждый, кто ценит современное искусство, открыто смотрит вперед, отталкивается от старых тенденций и созидает свое. Ежегодно на мировом арт. - рынке итальянских художников покупают на 1,4 миллиарда евро, и этот факт подгоняет современное итальянское искусство вперед.
Марко Грасси сегодня один из самых покупаемых художников, его произведения находятся в частных коллекциях Сильвио Берлускони и Стеллы Маккартни. Он интересен для всех арт. - критиков наследием последнего десятилетия.
Марко Грасси сформировал свою индивидуальную манеру, свой колорит, свой ряд образов. И его искусство, в отличие от абстрактных предтеч Милана, - фигуративное искусство.
На выставку в Самару привезены большие полотна. Это картины - портреты подростков. Мальчики, девочки, юноши, девушки. Все закомпанованы в типичных фото ракурсах. Мастера современного искусства сегодня активнее используют цифровое изображение.
Фигуры в динамичных поворотах, с яркой мимикой, поясные или погрудные, увеличены до двух метров. И эти "большие головы, лица" оставляют сильное впечатление. Многие европейские авторитеты предполагают, что человеческое сознание, воспроизведенное в старой архаичной реалистической традиции, исчерпало себя, а использование фотоприемов, поможет освободить подсознание. Ирреальность станет явью.
У Марко Грасси в живописи важно выделить основные составляющие - рисунок, объект, цвет и технику живописи. Да в полотнах есть фиксация зримого, но укрупненного и оживленного до невероятной степени. Здесь - яркие эмоции, искреннее выражение чувств, лукавая улыбка, смешливый взгляд направлены на зрителя в увеличенной концентрации. Они вне интерьера, пейзажа, без какой либо привязки к окружающей среде, к пространству. Невинная красота, и нежность детского облика зафиксированы мастером в горьких реалиях урбанистических городов, гротескно подчеркнуты и выделены линией и пятном.
Марко Грасси выделяет подвижной линией абрис фигуры, оставляя ее в статике. Сам образ он уплощает на холсте широкими длинными лентообразными полосами краски, нанесенной шпателем или путем накапывания потеками. Совокупность фактурных элементов создает впечатление некоей незавершенности, очищая образ от рутины серьезности, наделяя изображенное чувство свободой.
Кокетство, страсть, усмешка, застенчивость и просто наивность не поддаются разрушительному дряхлению от времени, они утверждаются в бытийной свободе, спонтанности, они, как знаковые константы нетленны.
В основе картины Марко Грасси мощный, пастозный желтовато оливковый подмалевок. Написанный широкими кистями, он образует тон. Поверх основы кляксами, набрызгом, и широкими частыми мазками художник пишет акценты фантастически неоновыми красками другой консистенции. Техническая сторона произведения тесно связана с заключенным в него образным началом.
В работах ощутимо желание поймать моменты естественной жизни героя, не просто показать найденное, открытое, а скорее увидеть человека без прикрас. Марко Грасси настойчиво пытается узнать, каким образом человек познает "свое Я" в радости и страдании. В этом желании художник стремиться к гармонии, - непривычной и экспрессивной.
Современная женщина, будь она подросток, или прелестная девушка - это Муза для Марко Грасси. В представлении художника она еще не совсем утратила доверчивость и удивление перед миром. Она часто предстает в обрамлении пятен, потеков розового цвета. Ее жизнь он порою выстраивает в серии. В 2007 году в Милане состоялась выставка "Розовый поцелуй". (куратор Маттео Galbiati). Название глубоко символично, так как розовый цвет важнейший компонент в живописи художника, открытый, чувственно дамский в деструктивном колорите.
Розовый - не "китайский", не "японский", а этакий девчачий, такой цвет любят девочки - "барби". В этом неожиданно интимно розовом цвете скрыта определенная магия. У Марко Грасси сногсшибательно розовая краска живет отнюдь не праздничной жизнью, живописец внезапно аранжирует ее жгучей апельсиновой и полыхающей лимонной красками, так перед потрясенным зрителем предстает неподражаемая колористическая гамма, как яркая квинтэссенция накаленных чувств. Итальянские критики колорит художника окрестили словечком "магма".
Марко Грасси находит модели с ярко выраженной индивидуальностью, большая часть женских персонажей не красавицы в общепринятом смысле, но обладают запоминающимся обликом. В последние три года он выбирает чувственные дерзкие образы и составляет в серии провокационных работ. Критики одобрительно встретили серию "Пинк" (в розовом цвете), и "Гламуграмма". Эти серии работ экспонировались в 2009 году с Соединенных штатах (Феникс,Атланта).
Безусловно, отличительное качество живописных произведений Марко Грасси состоит в их коммуникативной энергетике, в их способности подарить интервью зрителю во время встречи с Персонажем. За это ему наше самарское спасибо!!