Аннотация: статья опубликована 4 апреля 2019 года в газете КУЛЬТУРА
В Чернова
Наследие Борис Кустодиева в фотографии, живописи и графике
Выставка в Мраморном зале представляет наследие Бориса Кустодиева в фотографии живописи и графике. Фотонаследие Кустодиева представляет Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ) / Музей "Московский Дом фотографии" (МДФ). Живопись, графику и театрально-декорационное искусство из фондов Самарского художественного музея.
Этого художника высоко ценили современники - Репин и Нестеров, Шаляпин и Горький. И мы спустя многие десятилетия с восхищением рассматриваем его полотна, где встает перед нами мастерски запечатленная панорама жизни старой Руси.
Он волжанин, родился и вырос в Астрахани, городе, расположенном между Европой и Азией. Красочный мир города запомнился своим разнообразием и богатством. Зазывали к себе вывески лавок, привлекали ярмарки, шумные базары, городские сады и тихие улочки, народные обычаи и праздники - все это навсегда оставило свой отпечаток в его эмоциональной, восприимчивой душе. Художник любил Россию - спокойную, и яркую, и ленивую, и неугомонную, и все свое творчество, всю свою жизнь посвятил ей, России.
Семейный фотоальбом
Впервые перед зрителем предстал семейный фотоальбом Бориса Михайловича Кустодиева из коллекции Астраханской картинной галереи. Мало кому известно, что в начале ХХ века художник Б. М. Кустодиев серьезно увлекался фотографией. Фотография для него - и способ запечатлеть окружающую реальность, и возможность экспериментов со светом и композицией.
В 2009 году внучка художника - Татьяна Кирилловна Кустодиева, искусствовед, хранитель коллекции итальянского Возрождения в Государственном Эрмитаже, передала в дар Астраханской государственной картинной галерее небольшой альбом с фотографиями, снятыми Б. М. Кустодиевым его женой Ю. Е. Кустодиевой и друзьями семьи.
К сожалению, время не пощадило снимки. Многие из них казались испорченными, выцветшими. Современные цифровые технологии позволили "оживить" угасшие изображения, и сделать их доступными для зрителей.
Большинство фотографий в альбоме связаны с самым лучшим периодом жизни и творчества художника - 1902-1906 гг. В начале 1900-х Б. М. Кустодиев - талантливейший студент Академии художеств, любимый ученик профессора И. Е. Репина в работе над большим полотном "Заседание Государственного совета", завсегдатай театра, участник художественных выставок.
Поездка в Костромскую губернию в 1902-1903 гг. для работы над выпускной работой "Базар в деревне" - была важна знакомством с народным бытом, праздниками, гуляньями. Именно в этой поездке он встретил будущую жену Юлию Евстафьевну Прошинскую. Если этюды и рисунки Б. М. Кустодиева этого периода достаточно известны, то фотографии долго оставались без внимания.
В Семеновском Кустодиев фотографировал крестьян на базаре, за работой, собирая материалы для выпускной работы. Картина "Базар в деревне", не сохранилась, но фотография из астраханского альбома, сделанная самим художником в мастерской - Ю. Е. Кустодиева на фоне работы, запечатлела произведение, за которое Академия художеств присудила Б. М. Кустодиеву золотую медаль.
"За отличные познания в живописи и научных предметах" Академия художеств наградила пансионерской поездкой в Париж на год с января 1904 года.
Летом 1903 года после завершения обучения в Санкт-Петербурге художник с женой приезжают в его родную Астрахань, Кинешму, путешествуют по Волге, останавливаются и много времени проводят в имении Павловское. Они молоды, счастливы, впереди - ожидание первенца и поездка в Европу. Борис Михайлович много фотографировал жену, друзей, родную Астрахань, пейзажи, деревенские сценки, походы на деревенский базар, сенокос, дальние прогулки, купальню и чтение в саду. Иногда фотоаппарат берет кто-то из друзей, и тогда появляются их совместные с женой фотографии. Многие из этих снимков стали позднее вспомогательным материалом для живописных работ.
Путешествие в Париж с женой и только что родившимся сыном Кириллом, было важным для художника. В Париже и в Испании Кустодиев много ходит по музеям, копирует в Прадо любимого Веласкеса, и ужасается жестокости корриды. Фотографии, сделанные во время путешествий Кустодиева позже использовались художником при написании его картин.
Летом 1904 года семья приезжает в любимое Павловское. "Два месяца мы уже живем в благословенных краях благословенной русской земли". В марте 1905 года он приобретает 2,5 десятины земли рядом с деревней Маурино и строит дом-мастерскую "Терем", где семья проводит практически каждое лето до 1915 года. Серия фотографий "Строительство Терема" зафиксировала стадии строительства дома, строителей, самого художника с сыном.
Б. М. Кустодиев, как никто из русских художников-современников, часто писал свою семью. Открытый и мягкий человек, он старался не разлучаться с близкими. Потому значительная часть фотоархива художника фотографии семьи и близких.
Маленькая инфанта.
Помимо большого блока фотографий Бориса Кустодиева, Самарский областной художественный музей представляет часть собственной коллекции из творческого наследия Бориса Кустодиева. Открывает выставку "маленькая инфанта"- "Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой"
В Борисе Кустодиеве рано проснулся талант к портретной живописи. И хотя большинство картин посвящены жизни народа, но портреты занимали не последнее место среди них. Самым искренним и необычным является "Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой".
Дочь Ирина родилась у Кустодиевых 31 мая 1905 года и сразу стала любимой моделью художника. Борис Михайлович писал ее, наверное, столь же часто, как Веласкес - инфанту Маргариту. Ирина была его постоянной моделью. Первое изображение дочери художник сделал через четыре часа после ее появления на свет, над последним работал за день до смерти, 25 мая 1927 года.
"Иру он носит в грибной корзинке в лес, а сыну объясняет изменчивую красоту облаков..."- писала Ю. Е. Кустодиева.
Борис Михайлович обожал дочь и писал ее буквально каждый день, но мало что из этого сохранилось. Самым "богатым" на изображения были 1906 и 1907 годы. Ирина как все дети, менялась не по дням, а по часам.
На портрете маленькая девочка. Она в любопытстве оттого, что происходит. Девочка в пышном, белом платьице, в светлых волнистых волосах два синих бантика. В одной руке букет синих цветов, а другой рукой держится за собаку. И хотя мы видим конкретного ребенка, благодаря ярким цветовым нюансам и простой композиции этот портрет воспринимается как некий обобщенный образ радостного, счастливого детства
"1907 году в "Тереме" написан и мой портрет с собакой Шумкой (находится в Куйбышевском художественном музее). Шумка жил там постоянно, сопровождал папу на охоту. Когда писался этот портрет, Шумку привязывали ремнями к стульям и он, сидя в этой позе, спал. А мне мама до хрипоты читала сказки. (Шумку потом зимой съели волки; мы долго о нем вспоминали и горевали о его печальном конце...)"
Проникнутый радостным чувством, решенный в пленэрном ключе колорит картины подчеркивает непосредственность и живость образа маленькой девочки. Портрет явно продолжает серовско - коровинскую линию "отрадного" в XX веке.
В определенном смысле эта работа является откликом автора на портреты инфанты Маргариты Веласкеса, которые произвели на художника неизгладимое впечатление во время его поездки в Испанию.
Дочь Б. М. Кустодиева Ирина Борисовна В 1927 году окончила техникум сценических искусств в Ленинграде. Работала в БДТ и театрах Ленинградской области. С 1943 года занималась концертной деятельностью. Информации о ней мало. Актриса Ирина Борисовна Кустодиева (1905-1981) во время Великой Отечественной войны находились в эвакуации в Куйбышеве. Картина приобретена у нее Куйбышевским художественным музеем в 1943 году. Скончалась в 1981 году.
Литографии Бориса Михайловича Кустодиева
В конце 1921 года, в декабре, выходит в свет альбом Кустодиева, названный "Шестнадцать автолитографий". Листов четырнадцать. Вместе с рисунками на титуле и в оглавлении получается 16 листов.
Многие художники в те времена увлекались техникой литографирования, проще говоря, переносом своих картин с холста на типографскую бумагу в виде графического рисунка. Оттиск создавался художником вручную, то есть картина как бы перерисовывалась заново для того, чтобы быть отлитографированной. Борис Кустодиев не стал исключением.
Летом и осенью 1921 года художник, увлёкшись новой для него техникой литографии, создаёт в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу альбома "Шестнадцать автолитографий".
Автолитографии были напечатаны в 15-й государственной типографии. Тираж составил 300 экземпляров. Работу печатавшей книгу 15-й Государственной типографии, а ныне Типография имени Ивана Федорова) осложняла не только ручная нумерация экземпляров.
В процессе трудов над серией Б.М. Кустодиев в совершенстве осваивает новую для себя технику - литографию. Дело в том, что в начале 1920-х годов, промышленно-полиграфические способы воспроизведения оригинальной графики оказались недоступны типографиям. Пришлось вернуться к ручным способам изготовления печатных форм, в том числе к литографии - сравнительно простой и дешёвой в тиражировании. Борис Михайлович делал рисунки литографским карандашом на так называемом корнпапире, а уж затем их переводили на литографский камень.
В издании всё было отлитографировано при непосредственном участии самого художника. "Литографирование повлияло и на живопись, придало кустодиевским полотнам особый оттенок поэтичности и музыкальности. Стал особенно заметен напевный ритм его композиций, их точная орнаментика. От воспроизведения в графике живопись Кустодиева приобрела новые свойства.
Издание имело ошеломляющий успех. Биограф и друг Кустодиева В.В.Воинов записал в дневнике 22 декабря 1921 года: "Альбом Бориса Михайловича производит сильное впечатление: "Странная история произошла с выпущенным Комитетом популяризации иллюстрированных изданий в количестве 300 экземпляров альбомом "Шестнадцать автолитографий" Кустодиева, стоившим по подписке 40 000 рублей. В Москве этот альбом сразу стал продаваться в лавке Комитета по 500 000 рублей".
Папка с автолитографиями Кустодиева, названными "вершиной советской графики", "дорогим историческим документом" и "выдающейся редкостью", в 1922 году с успехом экспонировалась на Международной книжной выставке во Флоренции
В своих автолитографиях Б.М. Кустодиев прежде всего любуется привольным русским пейзажем. Литографии удивительно нежны. Кажется, что литографский карандаш художника чуть касался камня.
Борис Кустодиев и театрально-декорационное искусство
Характер дарования Кустодиева - живописца хорошо отвечает требованиям сцены. Любовь к локальному, сочному и звучному цвету, гармония живых и ярких цветовых пятен давала необходимый декоративный эффект, хорошо воспринимавшийся с расстояния. Умение передать особую атмосферу места и времени действия, столь сильное у Кустодиева, вводило актёра и зрителя в образ спектакля. На выставке В СОХМ представлены эскизы декораций к пьесе А.С.Неверова "Бабы". 1921г.
Кустодиев, много работавший для театра, всеми признанный мастер театральной декорации, является весьма спорной фигурой в истории русского театра. Он принёс в театр своё самобытное, увлекательное искусство. В сценах из жизни провинции, Кустодиев в первую очередь берёт стороны, которые близки ему как художнику. Провинция оформленных им спектаклей - это, прежде всего кустодиевская провинция, а уже потом провинция А.С.Неверова.
Кустодиев пришёл в театр уже вполне сложившимся мастером-станковистом. На протяжении почти всей работы для театра художник не делает принципиальной разницы между театральными эскизами и жанром.
Кустодиев решает те же задачи, которые волновали его в работе над бытовым жанром. И в этом своём стремлении создать фантазии на провинциальные темы он, по существу, не считается ни с автором, ни с режиссёром спектакля. Кустодиев всегда остаётся живописцем в театре.
На сцене его интересует цвет, а не конструкция, Его колористические решения декораций и костюмов смелы, оригинальны и интересны. По своему творческому облику Кустодиев ближе всего стоит к "мирискусникам". Доподлинно зная быт, который он изображал, сохраняя его колорит и поэзию, Кустодиев создавал красочные поэтические легенды, сохраняя при этом иллюзию достоверности.
Кустодиев начинает свою деятельность театрального декоратора в конце 1911 года. Театр сразу же занимает в его творчестве большое место, отодвигая подчас на задний план станковую живопись. В дальнейшем Кустодиев беспрерывно работает как декоратор, иногда над двумя-тремя спектаклями одновременно. Он оформил тридцать девять спектаклей, из них девятнадцать увидели свет. Драматургический материал, над которым Кустодиев работал всю жизнь, не давал большого простора его дарованию сказочника.
На выставке представлены эскизы декораций к пьесе А.С.Неверова "Бабы". 1921г. Секрет обаяния, пьесы, повествующей о женской доли крестьянки - в её непосредственности и искренности. Благодаря этому связь искусства Кустодиева с фольклором становится теснее. "Бабы" - смелое, произведение, с и простотой пользующееся специфическим языком театрального искусства. При всей прочной связи с реальностью в ней силён элемент зрелищности и условности.
Книжная графика
На выставке в СОХМ экспонируется интересный образец книжной графики в творчестве Бориса Михайловича Кустодиева - Обложка к роману А.Н. Толстого "Чудаки" в технике цветной литографии. 1925 года
Борис Михайлович Кустодиев много и интересно работал в области книжной графики. Он работал со многими издательствами, а также со знаменитым изданием "Аквилон".
Конечно, и он не стал полностью новым, советским художником". Б.М. Кустодиев редко обращался к иллюстрированию произведений современных ему писателей - исключение было сделано для Максима Горького
В эти же годы Б.М. Кустодиев много занимался "ремесленной" работой. Он иллюстрирует календари, делает обложки для журналов и даже для книг сельскохозяйственной тематики, которые выпускало Государственное издательство. Среди его работ - оформление книг "Ягодный сад крестьянина" (Л., 1925), "Деревенский тележник" (Л., 1926). Вряд ли можно упрекать художника в неразборчивости, ведь и великому мастеру нужно думать о повседневных делах, зарабатывать на жизнь.
Единственный образец книжной графики из собрания СОХМ, руки Кустодиева - Обложка к роману А.Н. Толстого "Чудаки" в технике цветной литографии. 1925 года никогда не репродуцировался, не воспроизводился в монографиях, посвященных Кустодиеву. Тем более что в этой работе, можно найти немало интересного - рука мастера чувствуется всегда.
Думается, выставка представляющая множество граней творчества одного из гениев русского искусства Бориса Кустодиева, заставит многих всмотреться в прекрасные страницы истории искусства нашего отечества.