Аннотация: Путник на тропе странствий и познаний. Кулебакин Николай (1945-2020)
Чернова В.А.
Путник на тропе странствий и познаний.
Кулебакин Николай (1945-2020)
Замечательный художник, живописец, график, монументалист, член Союза художников России Николай Николаевич Кулебакин скончался на семьдесят шестом году жизни. В галерее Новое пространство развернута его посмертная выставка.
Николай Кулебакин родился в деревне Неклюдовке Куйбышевской области в 1945 году. Таких детей называли детьми Победы. Взрастая они видели послевоенную страну, наблюдали, как она восстанавливалась после разрухи и лишений, осознавали, как она преображалась, и несмотря на бедность бытия, запускала спутники в космос и жила идеями развития космонавтики. Он поздно, уже после армии поступил в училище. В 1972 году, когда окончил Пензенское художественное училище им. Савицкого, ему было двадцать семь лет.
С 1972 по 1986 год работал в Творческом Производственном комбинате Союза художников Художественном фонде г. Куйбышева,
Мы познакомились еще в конце семидесятых, в СССР. Он приехал в село Кинель -Черкассы в гости к моему отцу из города Отрадного, где жил тогда с семьей, вместе с другом Павлом Тараненко. Они тогда работали в Творческом Производственном комбинате Союза художников, или по-другому, в Художественном фонде. Больше говорил Тараненко, а Николай слушал с особенной теплой улыбкой. Тогда они много говорили о пензенской художественной школе о русском пейзаже, о работе на пленэре. Они говорили о необходимости писать этюды каждый день, чтобы знать каким бывает состояние неба и цветовые его оттенки по отношению к воде и небу. И все трое работали над этим. Восторгались известными современниками.
Потом спустя некоторое время, когда я работала Художественном в музее мы пересекались на вернисажах, которые проходили в здании на площади им. Куйбышева. Николай всегда улыбчивый, приветливый не забывал дамам целовать ручки, а друзьям крепко пожимать руки.
Смуглый, жилистый, среднего роста, одновременно похожий и на француза, и на итальянца, с черными блестящими глазами, кудрявый, с испанской бородкой, он был красив той жгучей южной красотой, которую мы считаем цыганской. По-цыгански, была бесшабашна его улыбка, и теплый обволакивающий тембр голоса, когда он восторгался работами коллег. А как он заразительно смеялся!
Тогда Николай Кулебакин, как Путник, был в начале пути, слушал, смотрел, запоминал.
В 1986 году Николай уехал "на севера". Перед поездкой в 1984 году стал участником всесоюзной выставки акварели. С 1986 по 1996 год жил и работал
в городе Ноябрьске Тюменской области. Крупная монументальная работа над росписью в здании железнодорожного вокзала Ноябрьска помогла в дальнейшем легко справляться с крупными форматами.
Именно в этот период он отказался от малого формата, от дробности мелких форм, демонстрируя стихийную размашистость мазка. Отказался от холста на подрамнике, перешел на работу с древесноволокнистой плитой (ДВП), оргалит.
Одна из самых ранних работ на выставке "Разговор" датируется 1988 годом. Это двух фигурная композиция. На темно синем фоне почти не читается силуэт черной фигуры путника, с тростью в руке, подсвеченный легкими редкими мазками. А перед ним застыл в столбе света кроткий ангел. Все на контрасте - противопоставлении дольнего и горнего мира. Темного и светлого. Тогда впервые появился путник с посохом в руке, потом уменьшенная фигурка странника с палкой как монограмма стала кочевать из картины в картину.
Персональные выставки были организованы в Ноябрьске в 1987 и 1995 году, потом было участие в республиканской выставке "Тюменцы в Ташкенте" в 1994 году, и зональной выставки в г. Кургане. Многие работы Н.Н. Кулебакина были приобретены Курганским областным музеем
Если учесть, что художники достаточно долго определяются с приобретением индивидуальной манеры, ближе к сорока годам, то Николай Кулебакин стал членом Союза Художников России в 1995 году, вовремя, к пятидесяти годам. На выставке в галерее Новое пространство представлены в основном работы девяностых и двухтысячных годов, очень цельные и органичные по стилистике.
Александр Тумпуров вспомнил: Мы вместе поступали в Союз художников. Помню, он был собран, уверен, в нем не было особо сильного волнения и страха. И хотя мы оба с ним окончили Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, он оказался в числе тех, кто не воспринял ее методику, систему, а благополучно миновал ее.
Я помню тех, с кем он учился. И надо сказать, что в Пензенском художественном училище не ломали, не переделывали тех, кто работал вне ее системы, относились с пониманием.
Его творческий путь был связан с экспрессионизмом, порой переходящим в абстракцию. Путь одиночки, воплощающего в искусстве открытые эмоции. Этот путь не простой, а очень сложный, не всегда поддерживаемый коллегами, официальными институтами. Все-таки в среде знатоков искусства преобладают сторонники реалистической традиции. А он всегда был уверен в выбранном пути. Период девяностых и двухтысячных годов - непростой для художников. Не секрет, что многих стала интересовать коммерческая составляющая в искусстве, поиск конъюнктуры привел к развитию малых камерных жанров для интерьера - натюрморта, городского пейзажа. А Николай словно ничего не замечал, работал, так как хотел. Вот
это было удивительно. Я всегда уважал его в том, что он делал. За то, что он и ни на грамм не сомневался в выборе своего пути.
На выставках, не смотря на разноперость художественного языка наших самарских художников, как ни странно он смотрелся очень органично, не выбивался из экспозиции, не выглядел чуждым.
Особенно меня поразили его работы в экспозиции на весенней выставке в 2017 году В рамках экспозиции выставки не было видно несоответствия между другими методиками живописи. Справа от входа в выставочный зал Союза художников висела большеформатная работа Николая Кулебакина "Летящий", в конце зала выделялась еще одна его работа "Волга". По сути это экспрессивные абстракции. "Летящий" - двухметровое полотно, полное пятен, линий, вихреобразных силуэтов, абстрактных форм интересно сгармонированных в колорите.
Меня особенно поразила "Волга". Написан фрагмент половодья, с куском дороги, огибающим воду, покрытую пенными волнами. Там и сям корявые силуэты деревьев; все намеком, все рассчитано на домысливание. Небрежная спонтанная живопись, кажется, что ее цветовая гамма, похожая на грязную мыльную воду, в принципе не может вызывать чувство эстетического. Но картина завораживает экспрессией форм, единством колорита. Как это он делает? - произнесла я вслух. У него так видят глаза, - ответил собеседник, с которым мы осматривали экспозицию.
Выставка в галерее Новое пространство поразительно ярко представила особое видение художника. В тесноте мастерской не было достаточного отхода, а здесь вещи вдруг особо зазвучали и проявили скрытое. В 2001 году вновь возник "Вселенский путник" с силуэтом человека, шагнувшего в черную дыру вселенной, идущему навстречу "белому карлику", просто пятну в виде потека белой краски. Она занимает центральное место в зале.
В 2011 году возникла большая композиция "Песнь камней", где на фоне каменистой пустыни в центре, устремленная вверх располагалась спираль реки Леты, на вершине ее в лодке плыл одинокий лодочник. А внизу по искореженной земле с бурыми отсветами навстречу друг другу устремились два странника: светлый и темный, оба с посохами в руках.
В 2017 году была создана "Композиция No1". Среди феерической мешанины пятен и форм особо четко просматривается фигурка путника с палкой в руке, целенаправленно пересекающая пространство картины слева направо. В то же время возникла и "Встреча", где перед высшими стихиями предстают силуэты людей, ведомые путником с клюкой.
Путник с посохом обнаруживается и в ряде других работ. Так возникает своеобразный квест: найди странника с тростью в руке во множестве работ Кулебакина.
Сергей Цедилов. Я часто пересекался с ним, это были легкие пирушки, мальчишники. Он был поразительно дружелюбен, мы его обаяние сравнивали с цыганским шармом. Все знали, что у него был своеобразный культ
"прекрасной музы", и существует серия работ, где фигура женщины вписана, то в прибрежные склоны пейзажа, то в стволы деревьев.
Тема "ню" отдельная тема в его искусстве. Он разрабатывал ее и в графике, и в живописи. Здесь видно, что он много внимания уделял рисунку. К слову, Николай был замечательным графиком и в искусстве станкового рисунка, и в особенности технике акварели.
И конечно в беседах с ним всегда приоткрывалась тема, которая художника волновала на протяжении всего его творчества. Это тема Жизни и Смерти. Это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. И он говорил, что как бы сильно не звучала вокруг людей тема обреченной смертности, надо всегда искать и находить ростки радости и растить ее в себе.
Идея иррационального прочитывается в каждом живописном произведении. Вот, например, "Видение" 2009 года, с вышеупомянутой фигурой путника, увидевшей кокон света, или световой пузырь, внутри которого летают небесные птицы над ветвями древа жизни.
Тема неправильного шара, внутри которого отдельный сюжет разработана и в композиции "Отчий дом. Воспоминания" 2009 года. Кусочки нетленных воспоминаний художник, заключает в сферу, наполненную теплым светом и противопоставляет им скоротечность и круговорот окружающего бытия, вокруг шара, где молодая женщина энергично направляется в дом, а оттуда выходит старушкой с клюкой.
Мистически притягательна тема рождения. Наилучшее ее воплощение выразилось в картине "Накануне Рождества" 2004г. Она изображает багровое пространство вод с небольшим домиком на берегу, с дымком над трубой, а рядом, в столбе света частые золотые всполохи, устремленные в небо. Его пересекает крест-накрест луч, внутри которого летит вереница множества ангелов. Все вместе образует светлый крест на темном фоне. Невероятно запоминающаяся композиция.
Татьяна Скачкова. Когда я работала в Творческом Производственном комбинате Союза художников, во второй половине восьмидесятых годов, Николай работал "на северах". Лучше, я узнала его, как только мы стали соседями по мастерской, после 2003 года. Человеком он оказался кротким, порядочным. Заботливый отец, замечательный дед для внуков, никогда не позволял грубого слова, не могу припомнить, чтобы он о ком-то злословил. Не было этого никогда.
Казалось его необузданная живопись не соответствовала интеллигентному характеру. Но вот он сумел все гармонично сочетать в себе. Особо они в семье не шиковали, но Николай не искал легких путей, творил экспрессивно, по-своему, ни подо -что, не подстраиваясь. Был хорошим рисовальщиком. Он часто приглашал в мастерскую, посмотреть новую композицию. Однажды у нас состоялся разговор по поводу названия. Некоторые композиции он обозначал номерами., а я настояла на том, что
название картины очень важно для ее восприятия. И позже он согласился с этим. Вызывает бесконечное уважение его верность выбранному пути
Николая Кулебакина следует считать продолжателем традиций экспрессионизма в живописи. Это неоэкспрессионизм. Неоэкспрессионизм - направление в современной живописи, которое возникло в конце 1970-х годов двадцатого века. В своих работах средствами рисунка и колорита художник выражает открытые человеческие эмоции. Творчество Николая Кулебакина отличается уникальным владением искусства композиции и цвета. Экспрессивные и абстрактные формы на его полотнах переполнены жизненной энергией.
Николай Кулебакин - автор монументальных работ в интерьерах общественных зданий: росписей в Куйбышевском политехническом институте, самарском отеле "Ренессанс" и здании железнодорожного вокзала в городе Ноябрьск.
Работы Николая Николаевича Кулебакина находятся в коллекциях Курганского областного музея, Республиканского закупочного центра в Москве, в частных коллекциях в США, Германии, Венгрии, Израиля, Болгарии и России.
Хочется верить, что эти великолепные произведения, наполненные экспрессией чувств, попадут и в наш Самарский художественный музей.