Вот уже в третий раз содружество самарских художников участвует в специальном творческом проекте под названием "Весеннее равноденствие". Эту группу мастеров в свое время, в статье я назвала "самарские амазонки". Женщин объединяет созидательное начало, умение сплотиться для дела. В качестве экспонентов они участвуют и на областных выставках самарского отделения Союза художников России, и достаточно часто презентуют персональные выставки в ряде выставочных залов города. Но осуществление коллективного концептуального проекта оказалось возможным в содружестве с галерей "Новое пространство" и ее руководителем С.В.Даниловой.
Праздник открытия помогли усилить гости вечера - школа изобразительного творчества и дизайна "Радуга" МБОУ ДОД ЦВР "Парус" г.о. Самара с коллекцией "Русская линия" и культурный центр "Светлица" с культурной программой в русских традициях. Праздник удался. Гостям дарили веточки вербы, водили хороводы, ручейком вступали в символические врата и смотрели документальный фильм - интервью с художниками - авторами выставки.
Небольшой буклет предложил интереснейшую программу на время работы выставки, грамотно продуманную специалистами регионального отделения Европейской конфедерации Психоаналитической Психотерапии ЕКПП - Россия - Самара, с проведением бесед и семинаров для семьи, родителей.
И еще был небольшой весенний сюрприз. Вместо традиционного каталога выставки при поддержке ООО АртСтрой был издан комплект открыток - каталог произведений. Получилось оригинально.
Как появилась идея выставки "Весеннее равноденствие"? Первую задумку соединили с детищем из Пензы. Выставочный проект под названием "Ее глазами" (творчество женщин - художников) привезли в Самару. Приехали мастера живописи не только из этого города, но и из Казани, из Крыма, из Москвы. В ходе выставки живописцы объединились в проведении живописного пленэра на самарских улицах, провели ряд мастер - классов. Многие мои знакомые с удивлением рассказывали, что вдруг на улицах и перекрестках города в марте с этюдниками обнаружились не студенты, а дамы "взрослого возраста". И как же было здорово стоять за спиной живописца и видеть знакомую Самару, незнакомо запечатленную на холсте.
Вдохновленные успехом они придумали последующую выставку под названием "Карнавалу быть", посвященную венецианскому карнавалу. Это был счастливый замысел. Специально для выставки созданы гобелены, произведения живописи, образцы графики, декоративно - прикладного искусства. Любопытно, что часть авторов была в Венеции, а часть мастеров знала об этом городе по произведениям литературы, кинематографии. Общие знаковые представления о Венеции, способствовали созданию интересных художественных образов Сиятельной жемчужины Адриатики.
В ходе подготовки выставки "Карнавалу быть", размышляя о специфике карнавальной культуры, авторы решились на последующий проект, посвященный славянской масленице, под названием "Весеннее равноденствие". Участвует пятнадцать художников из Самары, три гостя из Казани, Москвы и Пензы. Около девяноста наименований произведений искусства. Представлены различные виды искусства: графика М.Пешковой, Г. Петровой, Е.Тарасовой, керамика и батик А.Самаринкиной, расписные эмали Д.Богусоновой и И.Елизаровой, гобелен Д.Ковалевой, текстильная народная кукла в исполнении Т.Семиколеновой и народная роспись по дереву И. Носковой. Живопись представили: П.Горецкая, Н.Северина, А.Сливкова, Н.Сюзева, Е.Макеева, Н.Шепелева, Ю.Кузнецова, А.Есипова, Е.Ермолина.
В свое время мне не довелось попасть на персональную выставку Дины Ковалевой. Она занимается ручным ткачеством. Рассматривая отдельные ее работы на выставках, я увидела особенность этого мастера. Обычно, многие мастера декоративно - прикладного искусства тяготеют к лапидарности, стремясь создать обобщенный художественный образ. И это характерно для всех мастеров. Но у Д.Ковалевой каждая работа отличается некоей повествовательностью.
Она стремится к светотени, объему, конструируя перспективные слои, своеобразные кулисы, используя рельефные элементы. Например, в гобелене с изображением веток рябины и боярышника, она в качестве плодов вплела бусины, шарики, подходящего размера, приближаясь к натуральности изображения. Точно так же для объемного воплощения в "Песне жаворонка" она использует бусинки для глаз, и для клюва птички.
"За мгновение до пробуждения весеннего равноденствия" - композиция на тему трогательного материнства также состоит из нескольких пространственных слоев. Полуобнаженная фигура матери с ребенком на руках деликатна в цветовом решении, и точно выверена в композиционном плане.
Во время беседы с ней, я выяснила природу такой настойчивости и тяготение к объемности. В свое время ей довелось познакомиться с восточным ткачеством. Китайские и японские мастера в технике ткачества создавали кувшины, которые были неотличимы от настоящей керамики.
Вообще наши "самарские амазонки" удивили своей отвагой. Полина Горецкая написала огромное полотно с изображением обнаженной женской фигуры в интерьере. Дама сидит на фоне большого окна, в которое видна белая лошадь, пасущаяся на зеленом лугу. Помимо этой картины она представила несколько работ на тему масленицы. Как это замечательно, мастера показали не этюда, не эскизы, а картины!
Елена Макеева представилась также интересной картиной. У нее впервые появилось тематическое полотно "Масляничные гуляния". На фоне зимнего сельского пейзажа даны народные гуляния, с яркими фигурками. Композиция дана по диагонали, посередине горящее в жарких языках пламени колесо, а на первом пламени роскошный натюрморт с возвышающимися горками блинов.
А какую овальную композицию в технике горячей эмали представила на выставку Дина Богусонова! С кусочками стекла - льда по краям. Ее стилизованные фигурки - словно некие стихиалии, олицетворяющие животворные силы новой весны. Сложно рассказать, надо увидеть.
Люди входили в зал и радостно восклицали: Какая теплая, хорошая выставка!! Некоторые зрители, увидев лист с изображением крокусов, спрашивали у кураторов проекта: Кто автор подснежников? Сотрудники галереи показывали пальцев в направлении Галины Петровой.
Работа под названием "Солнце пришло" действительно запоминается. Цветочной темой сегодня никого не удивить. Но букеты цветов запечатлевают, как правило, срезанные, поставленные в вазу, в кувшин, либо изображают отдельно укрупненные чашечки цветков. А у Г.Петровой на листе бумаге увиден небольшой клочок земли. Сиреневые крокусы из корней тянут свои побеги к солнцу. Их полупрозрачные стебли противостоят кусочкам льда, снега, холодному ветру, упрямо раскрывают мохнатые колокольчики и жадно ловят теплые лучики солнца. Передано шевеление воздуха вокруг цветочной делянки. Вот этот рост витальных сил, прорастание жизни на куске земли, тонко прочувствованный художником, заставляет остановиться, замереть и запомнить эту акварель.
Зрелищный натюрморт А.Сливковой с изобильной снедью масляной недели "Масленица", непременно с самоваром, с русским вышитым полотенцем, невероятно насыщен. Он наполнен множеством разнообразных предметов из стекла и фарфора на фоне ковра и отличается свежестью письма.
Анна Сливкова помимо пламенного натюрморта с блинами удивила триптихом. Вообще триптих - сложно составленная картина, с которой трудно работать. Но наши "самарские амазонки" ничего не боятся. Художник представила три вида из окна мастерской, с высоты четырнадцатого этажа. Первый план - длинный подоконник, поделенный на три части. На нем стоят памятные вещи, кувшин с букетом сухоцвета, обрядовая тряпочная куколка, банки с кистями, фаянсовая лошадка, палитра с кистями.
Основной герой этого триптиха - Весенний Небосвод и его оттенки. На одном холсте он написан по - весеннему, пронзительно синим, на следующем - чисто голубым, а на третьем, серебристо - серым, сырым и влажным. Очень сложная задача, как Инь и Ян - противопоставление и взаимодействие предметов связанных с бытием человека и чистого мира стихии, Природы. Она справилась!
Замысел выставки отличается вдумчивым подходом. Была опасность впасть в неистовый масленичный загул, в стихию народного языческого карнавала, с использованием языка смеховой культуры, что уместнее для народного искусства и для наивной лубочной живописи. Но участникам удалось уйти от идеи воплощения бесшабашного празднования.
Концепция проекта "Весеннее равноденствие" - переход. Переход от одного состояния к другому как принцип существования. В день весеннего равноденствия мы переходим из одного периода жизни в другой, из одного времени года в другое, на биологическом уровне - от спящей зимы к расцветающей, пробуждающей весне. Вопреки всему и всегда происходит смена дня и ночи, жизни и смерти.
Все же весна обновленного года невозможна без праздничного настроения. И потому легки санки с детьми в работах Е. Тарасовой и чисты образы играющих детей в картинах Н. Шепелевой.
Глядя на картины Ю.Кузнецовой, невольно вспомнила наследие известного русского художника Ф.В.Сычкова. Тема: игры детей зимой, и наличие позитивного начала в том, как радуются дети, катаясь на санках, тоже сближает этих мастеров.
Таинственны и одновременно радостны по настроению серебристые игры в снежки, и красное приглашение к чаепитию Н. Сюзевой. Тихие зимние пейзажи Н.Севериной словно очнулись от сна и осветились теплыми лучами солнца.
Еще хочу отметить керамические работы Ирины Елизаровой. Вот уж кто умеет превратить идею в Знак в Символ весны и весеннего равноденствия. Это видно в стилизованных фигурках "хоровода" и в изображении распускающегося под солнцем цветка.
Тему весеннего равноденствия в ярко выраженном понимании древних славянских символов хорошо решила А. Самаринкина. Композиции в технике керамики "Плодородие", и в особенности "Славянский календарь" в технике батика выявили умение автора прочувствовать народную архаическую символику устройства мира. Невольно многих зрителей заворожили два объекта Дверь и окно из керамического "штакетника", имитирующие старые растрескавшиеся доски. И в щелку виден смотрящий глаз!
Пейзажи А.Есиповой и Ермолиной незатейливы по сюжету, мотивы тихого бытия маленького человека в большом городе, наполнены радостным ожиданием света, тепла. В целом эту выставку отличают блики солнечного света, звуки и мечты, ароматы и цветы. Согласно строкам поэта К.Бальмонта: "Все слились в согласный хор, все сплелись в один узор"