Аннотация: Опубликована в газете Культура 3.12.2015г.
В.Чернова
Константин Коровин. Русский импрессионизм
При поддержке Министерства культуры РФ. Министерства культуры Самарской области, ФГБУК "Государственный Русский музей", ГБУК "Самарский областной художественный музей" в мраморном зале Художественного музея открылась выставка "Константин Коровин. Русский импрессионизм". Здесь представлена живопись великого русского художника Константина Коровина и его современников.
Выставка включает 27 картин известного русского живописца, созданных в период с 1890-х по конец 1910-х, а также работы его современников, членов "Союза русских художников", Абрама Архипова, Константина Юона, Игоря Грабаря и других. Выставка проводится в рамках действующего с 2014 года проекта Филиала Русского музея в Самарском областном художественном музее и является первой крупной ретроспективой Константина Коровина в Самаре.
В истории русской живописи Константин Коровин остался как исключительный мастер импрессионизма, чья свободная манера письма на пленэре, и жизнерадостное мироощущение повлияли на несколько поколений художников дореволюционной России и Советского Союза.
Константина Коровина (1861-1939) как русского импрессиониста, в ряду пейзажистов отличают жизнелюбивый характер образов, первозданная непосредственность в воплощении картины мира. Начав свой путь с позиций реализма, исследовав методы мастеров - барбизонцев, он последовательно пришел к осознанию преимущества и значимости эстетики импрессионистической живописи.
Мастер родился в состоятельной московской купеческой семье, дед из старообрядцев, мать, урожденная Волкова была музыкально образованным человеком.
Константин Коровин в ранний период формировался под влиянием традиций передвижничества, с шестнадцати лет его учителем в Московском училище живописи ваяния и зодчества были А.К. Саврасов и В.Д.Поленов. А.К.Саврасов к обучению подходил неформально. Известно, что он рано утром со своими любимыми учениками Костей Коровиным и Исааком Левитаном уходил на Москву - реку встречать восход солнца.
"В мастерской Алексея Кондратьевича Саврасова - одно из дивных воспоминаний моего детства. Мне было всего 16 лет. Мы все, его ученики, - Левитан, я, Светославский, мой брат, - мы все так его любили. Говорил он, когда смотрел вашу работу, не сразу, сначала как бы конфузился, чамкал: "Это, это не совсем то. Вы не влюблены в природу, в природу, говорю я. Посмотрите, вот я был на днях в Марфиной роще. Дубы - кора уже зеленеет. Весна чувствуется в воздухе. Надо почувствовать, надо почувствовать, как хорошо в воздухе чувствуется весна".
Одна из работ на выставке "Сельский пейзаж с мостом" (1919), по своему решению, по интонации и колориту особенно близка пейзажам А.К.Саврасова. Взят незначительный мотив, неприметный, затерянный. Запечатлена сельская околица с небольшими деревянными мостками через ручей. Вокруг скудная природа и неприветливое небо с темнеющими облаками. Но от этого полотна веет таким тонким очарованием, что оторваться невозможно.
Несколько месяцев К.Коровин учился в Императорской Академии художеств в Санкт - Петербурге. С 1894 по 1895 год молодой художник совершил поездку на русский Север, в Мурманск, Архангельск, Печору, в Лапландию, Норвегию. Тема русского Севера, запечатленная на холстах художника, отличалась минимализмом выразительных средств, сдержанным серебристым колоритом, некоторой монохромностью. Цикл северных работ мастера стал настоящим откровением для современников. На выставке представлены картины этого периода. "Поморы" (эскиз для одноименной картины 1894 г.), "На Севере" (1899), "Пристань в Архангельске" (1 пол. 1890-х).
Талантливый художник совершил ряд поездок в Италию, Испанию, во Францию в 1887, 1892 и 1893 годах, где ознакомился с французской культурой. В Париже Коровин изучал наследие барбизонской школы и шедевры импрессионистов. Именно после поездок у Коровина сформировалось чувственное, жизнеутверждающее мироощущение, желание писать отрадное, поэтизируя природу, сиюминутные моменты бытия. О французской живописи Коровин писал в письме Аполлинарию Васнецову: "Писал мало, почти ничего, учился, ей богу учился. Хорошо пишут французы. Молодцы, черти! Все ново, но пока в логику правды. Искусство, какое - то постоянное, не надоедает. Добропорядочностью не торгуют. Какие - то смельчаки. Больно уж техника ядовита - после ничего написать не можешь"
Париж в живописи К.Коровина очень близок импрессионистам, шумный, кипучий, сверкающий ночью в лучах газового света, и днем, наполненный цветами. Париж, как нарядная праздничная карусель, кружащий в танце парижанок, цветочниц, кавалеров, близок и понятен сердцу россиянина. Пейзажи европейских городов - Парижа ("Париж 14 июля", 1 пол. 1900-х), Марселя, Виши ("В Виши", 1911), - чаще всего прихотливо соединяют естественный и природный свет, все краски европейских городов.
Этот замечательный мастер много и интересно работал как театральный художник. Создавал эскизы для постановки оперы А.П.Бородина "Князь Игорь". В частности, он оформил спектакли "Фауст" (1899), "Конёк-горбунок" (1901), "Садко" (1906), "Золотой петушок" (1909). Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Мариинского, Большого театра и театра Ла Скала в Милана. В свое время, мне довелось в семидесятые годы двадцатого века увидеть на сцене Мариинского театра балет "Дон Кихот" с незабываемыми декорациями этого маэстро.
В экспозицию выставки в СОХМ включены произведения театрально-декорационного искусства. Это "Град-столица", 1911 - эскиз декорации для постановки балета Ц.Пуни "Конек-Горбунок" на сцене Мариинского театра в Петербурге и "Палата царского дворца в Тмутаракани", 1912 - эскиз декорации для постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" на сцене Большого театра в Москве. Считается, что и в этом виде искусства Коровин проявился как новатор. Константин Алексеевич создал декорации зрелищными, красочными, эмоционально связанными с настроением музыки.
Театральная тема представлена также портретами. "Портретом неизвестного в театральном костюме" (нач. 1890-х гг.), предположительно, является изображением старшего сына С.И.Мамонтова, С.С.Мамонтова - журналиста, драматурга, художественного критика, принимавшего участие в домашних постановках Абрамцевского кружка. Надо сказать, что Коровин не был последовательным портретистом. Это были портреты его друзей, тех, кого он знал близко. А поскольку он любил театр, в поле зрения попали и Ф.Шаляпин, и Н.Комаровская, впоследствии жена.
Большая часть россиян представляет живопись Коровина по знаменитым южным пейзажам с изображением Крыма. Южная природа на полотнах художника ярка и декоративна. Константин Коровин верно прочувствовал ее женственную переменчивость. Картины "На берегу моря" (1910), "Гурзуф вечером" (1912), "Пристань в Гурзуфе" (1914) насыщены светом, воздухом. В работах 1910-х - 1920-х гг. преобладает больше декоративности ("Базар", 1916).
В полотне "Пристань в Гурзуфе" выражены все характерные приемы зрелого художника. Вот женщина в широкополой шляпе присела за столик летнего кафе на причале. Она пьет лимонад и обозревает пространство с видом городских улочек сбегающих на берег моря с крутой горы. На втором плане в небольшой бухте встали на якорь два парусных судна. Незамысловатый сюжет, но глазу радостно видеть солнечные блики на воде, густые фиолетовые тени на полу кафе, написанные сочными размашистыми мазками, наделенными звуком, шумом и биением жизни. В этой работе соединены и сплавлены в одно целое все жанры: портрет, интерьер, натюрморт и пейзаж. Так мог написать только великий мастер!
Помимо крымских пейзажей, ценители живописи в России особо ценят лирические пейзажи Коровина, в которых видно продолжение традиций Саврасова. Работы: "Дорога. Звенигород" (1891), "Уголок провинции (Улица в Переславле)" (1905), "Улица в деревне" (1905), "Осень. Островки" (1912), "Ветер" (1916), "Деревня. Осень", 1917; "Весна" (1917), "Сельский пейзаж с мостом" (1919), отличают трогательно бережное отношение к деревенским мотивам, проникновенное чувство любви к отечеству, к России.
В картине "На Сенежском озере" (1898), прослеживаются известные лишь Коровину приемы создания композиции. Кусок интерьера открытой веранды, на полу натюрморт из рыболовных снастей, груды пойманной рыбы, а на втором плане летний пейзаж Сенежского озера. Живописное наследие Константина Коровина составляют не только картины, но и многочисленные этюды. Форма этюда, а точнее, небольшой картины, помогала Коровину полнее выразить свое восприятие мира. Именно она доносила до зрителя неповторимую прелесть повседневного существования. Только художник - виртуоз мог так увековечить все это в искусстве.
Константин Коровин как истинный сын серебряного века был разносторонним художником. Не случайно его называют "Моцартом" русской живописи. В его творчестве интересны не только пейзажный и портретный жанры, также натюрморты. Художник умел мастерски соединить на полотне несколько жанров. Букет сирени на столике в окружении ваз и плодов, в интерьере, на фоне весеннего пейзажа за окном запоминается своей чарующей красотой. Большая часть натюрмортов представляет несколько предметов, разнообразных по фактуре и форме. ("Сирень", 1915; "Рыбы", 1916).
На открытии выставки играла музыка. Зрители останавливались перед натюрмортом с розами, любовались бликами солнца на белой скатерти столика кафе, всматривались в пейзаж второго плана с видом волнующегося моря и восклицали: "Послушайте, у него картины полны звуков, шумов!"
В годы Первой мировой войны Константин Коровин работал консультантом по маскировке в штабе русской армии.
С 1901 года Коровин преподавал в Московском училище живописи ваяния и зодчества. Этого замечательного мастера считали своим и члены петербургского художественного объединения "Мир искусства", и московской творческой организации "Союз русских художников".
Поэтому логично было представить на выставке также произведения современников, учеников и сподвижников К.А.Коровина по "Союзу русских художников", продолжающих традиции отечественного импрессионизма. В основном, это лирические пейзажи, деревенские мотивы, исполненные на пленэре, отличающиеся широтой и свободой письма. Как же хороши, оказались пейзажи И.Грабаря, С.Жуковского, С.Виноградова, жанровая сцена А.Архипова.
После Октябрьской революции в России Коровин сотрудничал с театрами, решал проблемы сохранения памятников культуры и искусства, но как художник не был востребован правящей властью. Постоянные нападки со стороны "левых" художников, а также лишения, нужда, болезни сына, жены вынудили Коровина покинуть страну в 1922году
По совету А.В.Луначарского он выехал за границу, поселился во Франции и до самой смерти, до 1939 года прожил в жесточайшей нищете трудную жизнь эмигранта.
Так сложилось, что основная часть наследия художника храниться в Русском Музее. Потому так важна и драгоценна выставка произведений Константина Коровина в СОХМ из запасников крупнейшего собрания страны.