Аннотация: Опуликована в газете КУЛЬТУРА 25 мая 2017
В.Чернова
Игры солнца и теней в творчестве Юлии Кузнецовой
В Доме журналистов открылась выставка произведений Юлии Кузнецовой "Игры солнца и теней".
В названии выставки заложено несколько смыслов. Экспозиция предложила два вида изобразительного искусства - пленэрную живопись и графику. В живописи проявлена импрессионистическая игра света, солнечных бликов и теней. В графике предстала серия работ, написанных в зимний период. Впервые художник показывает зрителю свои работы в иной технике. Поэтому графика предстает перед зрителем, как монохромная, "теневая", доселе неизвестная.
"В экспозицию вошли новые работы-натюрморты, пейзажи, городские и ландшафтные, выполненные на пленэре, а также графические зимние зарисовки в технике соус-гуашь, на которых запечатлены улочки родного города, "выхваченные" из городской суеты, знакомые и узнаваемые места Самары и другие сюжеты".
Юлия Кузнецова известный художник. Выставок на ее счету было много, они проходили и в стенах зала Союза художников, и в пространстве галереи Вавилон, и на выставочных площадках других городов губернии.
И если цветочные натюрморты этого мастера вызывают чувство радости, говорят о счастье в мирском существовании, то городские пейзажи увидены неброскими, написаны осенью, либо в зимних сумерках. Раньше, глядя на великолепные краски лета, переданные широкими яркими мазками, я думала, что Юлия Кузнецова - мастер одного времени года, то теперь сильно поменяла мнение. Она сумела привнести чувство отрадного в неброские осенние мотивы, будь то "Жигулевский мотив" или "Винновка". "В багрец и золото, одетые леса..." написаны сочными чистыми мазками. Алые листья рябин торжественны, и в соединении с другими красками осени звучат особенно звучно, напевно.
"Дача Гринберга в Загородном парке" была написана зимним вечером, насквозь промерзшими руками. Низко нависшие свинцовые облака словно присели на крышу, голые ветки деревьев потянулись к дому, в надежде на тепло, а снег, лежащий на земле, смёрзнулся и заледенел. Рассматривая эту работу, понимаешь, - взгляд художницы - "ненасытный". Ни слякоть, ни мороз, ни скверная погода - ничто не может помешать ей каждый день утолять голод познания увиденным, новым мотивом.
Сильной стороной творчества Юлии Кузнецовой является натюрморт. "Натюрморт с пионами и черешней" несет в себе решение пластических задач: изобразить белые цветы в кувшине на круглом столике, покрытом белоснежной скатертью, на фоне беленой стены. А еще есть в нем некое повествование о жизни интерьера с картиной на стене и стулом с высокой спинкой.
Еще один натюрморт с изображением цветущей герани на подоконнике, невольно зацепил взгляд. Художница запечатлела заиндевевшее окно, пейзаж за ним и противопоставила холоду активный рост луковиц и ветвистого растения в синем горшке. Вот где здорово подмечены блики солнца и цветных теней!
Зрители на выставке заинтересовались двумя восточными натюрмортами: с плодами айвы и с мандаринами, брошенными на красочную восточную ткань. Один зритель хотел узнать, была ли художница на Востоке. И быстро потерял интерес, когда узнал, что на создание "восточных" натюрмортов автора побудила алая ткань с бирюзовыми "огурцами". Оба натюрморта зрелищны и декоративны.
Для меня самой неожиданной частью выставки стала графика, вернее зимние зарисовки в технике соус-гуашь, зафиксировавшие улицы и здания Самары.
В живописи передавать впечатления легче, ведь слово - tmpression - означает впечатление. Импрессионисты на холст выдавливали краски из тюбика, не смешивая, получали сверкающие цвета, а мазки одной краски, ложась рядом с другой, оставляли поверхность картины шероховатой. Именно чистые цвета и разложение тонов на чистые цвета придавали картинам свежесть, движение.
Но как можно в графику перенести атмосферу мимолетного и изменчивого?
Стремясь к максимальной непосредственности в передаче натуры, Юлия Кузнецова сделала все графические листы на пленэре, сознательно уходя от тщательности исполнения. Возвращаясь с улицы в мастерскую, она ничего не шлифовала и не дорисовывала. Также как и в живописи, так и в рисунке, в городском натурном пейзаже главная составляющая - свет, тени, воздух, в который погружены люди и здания. Снег, холод, слякоть, мокрые дороги, все преобразовалось в живое и трепетное ощущение несущейся перед нами жизни.
И еще, у Юлии Кузнецовой любопытный взгляд, в чисто художественном аспекте, она замечает что - то интересное в каждом мотиве с темными тенями. Например, темный лист с видом площади им Революции запоминается массивным кузовом грузовика и фигуркой женщины в синем пальто. Синее, как отдельный сильный звук.
Или размашистая зарисовка улицы им. Фрунзе, где дома и деревья, словно призрачные образы возникают на листе бумаги. В центре трамвай и его знак - обозначение - красная полоса.
Также интересен белый заснеженный пейзаж возле Иверского монастыря, здесь дом у дороги выделен неожиданным пятном краски охры. В городских пейзажах Юлии Кузнецовой есть сила и новизна первого впечатления, и полное отсутствие отдельных деталей.
Такие же цветовые акценты в натюрмортах с изображением темного ночного окна, и зеленеющих растений на темном фоне.
Как правило, знатоки рассматривают в рисунке систему штрихов, наблюдая за их частотой или стройностью. Ничего подобного нет у Юли. Штрихи неровные, жирные, вибрирующие, неравномерно очерчивают контуры зданий, проемы окон, дверей, силуэты крыш. Отсюда впечатление активной жизни на листе бумаги.
Нарочитая случайность сюжета, незавершенность рисунка, отдельные цветовые акценты, все эти черты делают графику Юлии Кузнецовой индивидуальной и эстетически самоценной