В галерее Новое пространство двадцатого мая открылась персональная выставка произведений Геннадия Владимировича Юферева (1951-2017) "Когда я вернусь", приуроченная к семидесятилетию со дня рождения художника. На ней представлены произведения разных жанров, созданные в интересных техниках, различными материалами.
На открытии выставки директор СОУНБ Светлана Пряников отметила, что во время подготовки экспозиции на разных этапах неоднократно подходила, знакомилась с коллекцией и испытывала неизменный восторг от работ, которые оказались в галерее.
Куратор выставки Галина Лиликина, представляя друга Геннадия Юферева, заслуженного художника России Владимира Бойцова, который вместе с бригадой живописцев активно участвовал в восстановлении Храма Христа Спасителя, напомнила "именно он является хранителем коллекции, и все, что сейчас можно увидеть здесь, - его заслуга".
"Я счастлив быть в Самаре, счастлив видеть ваши добрые глаза. Потому что сегодня здесь, в этом зале, присутствует его обнаженная душа. И мне бы очень хотелось, чтобы вы ее почувствовали и поняли", - сказал Владимир Бойцов.
На выставке представлены произведения художника, написанные на протяжении всего его творчества. Из ранних запомнились камерные пейзажи, писанные на малой родине в Вятке
Мне посчастливилось познакомится с Геннадием Юферевым в начале восьмидесятых годов, когда он только обосновался в Куйбышеве. В старом деревянном доме на улице Буянова, на втором этаже, в мастерской, где мы встретились, он эмоционально рассказал, что закончил суриковский институт, мастерскую Клавдии Тутеволь, ученицы Александра Дейнеки, что он художник - монументалист, тогда же показал прекрасные рисунки с фигурами в натуральную величину. В работах был виден четкий композиционный каркас, гибкая, подвижная линия рисунка, все то что мы называем мастерством.
На областных выставках он тоже выделялся неоднозначной манерой письма. Одна за другой, появились в 1982 году "Субботние дымки" и в 1984 году "Весна в деревне", где он запечатлел укрупненные фигуры детей в купальниках и шортах. Великолепно зная анатомию человека, он написал в первой картине босоногого мальчишку со спины, сидящего на жердине забора, крупным планом выделяя эту полуобнаженную фигуру на фоне деревенского пейзажа с колодцем и маленькими банями. На второй работе тоже босоногие дети в разных ракурсах у колодца. Девочка в алом купальнике со спины, согнувшийся мальчик, вытянувший ведро с водой. Обращает внимание моделировка кистей рук, и фигур, на фоне других персонажей, работающих в огороде. Невольно припомнились ранние работы Зинаиды Серебряковой, которая также укрупняла рязанских крестьянок, придавая им монументальность и стилизуя под ренессансные фрески.
В прошлой статье я писала про то, как начиная с семидесятых годов в СССР кардинально изменилась живопись. Живопись семидесятых открыла для себя очарование интеллектуальной игры в намеки и аллюзии. Особенность ситуации состоит в том, что художник как бы переносит близкий себе материал в условное эстетическое пространство, в мир интеллектуально- поэтических обобщений. А в восьмидесятые годы эти тенденции усилились. Художники смотрели на мир сквозь затемненные очки, и не видели правду жизни. Они реальность заменяли на некую фантазию, но полностью не абстрагировались от жизни, так оказалось у Юферева. Он был великим фантазером. Это проявилось в ярко алой композиции "Материнство 1989г. и кроваво красном портрете "Медсестра" 1989г. Композиции очень декоративны, минималистичны.
Припомнилось, как в середине восьмидесятых, возвращаясь после работы в гостиницу "Театральная", я постоянно встречала на улице Геннадия Юферева, когда он шел за детьми Демой и Раей в детский сад, он по пути восторженно рассказывал о своих монументальных работах в технике витража и мозаики. Это монументальное ядро не убрать, оно позволяет работать во всех мыслимых и немыслимых техниках, работать с пространством, играть с масштабом, уплощать и конструировать.
Примером такого невероятно пластично выстроенного портрета является портрет Виталия Григорьева артиста Самарского театра оперы и балета. (Григорьев Виталий Михайлович солист Куйбышевского театра оперы и балета, не смотря на бронь ушёл добровольцем на фронт. 1-й Белорусский фронт, гвардии лейтенант, командир огневого взвода противотанковой артиллерии. Дошёл до Берлина).
Портрет интересно построен. На фоне окна, между двух оконных занавесей, модель сидит в кресле, а косые лучи солнца яркими бликами ложатся на подвижные черты лица, на выразительные руки, выделяя складки, мышцы, сухожилия, ногти на пальцах. Портретируемый одет в клетчатую жёлто-синюю рубашку, выделенную яркими отсветами солнца. Несмотря на причудливую игру света, поднятая вверх правая рука персонажа словно останавливает внимание.
Станковых работ самарского периода немного. Но все они самоценны. В конце восьмидесятых годов не стало монументальных заказов, развалился производственно- художественный комбинат и основным местом работы стало Самарское художественное училище имени К.С.Петрова- Водкина, которому Юферев отдал двадцать четыре года. С 1982 года член Союза художников России.
Преподавательская работа в художественном училище это тоже особый вид творчества, для него также необходимо призвание. Стать не просто преподавателем, а Учителем и старшим другом не всякому дано. У Юферева получилось. Он имел талант дружбы и именно благодаря ему мог помочь советами ребятам и с выбором темы диплома, с реализацией и с тем куда определяться учиться дальше. Да и просто поделиться знаниями и опытом. Потому его дружба с ними длилась долгие годы.
В начале 2000-х он уехал в Москву, стал преподавать в Московском академическом художественном лицее Российской академии художеств" (МАХЛ РАХ) в государственном образовательном учреждении повышенного уровня для одарённых в изобразительном искусстве детей и подростков России.
В 2005 году он завершил триптих "Путь", размышление на тему "жизнь в искусстве". На левой части спиной к зрителю на стуле в высокой прямоугольной спинкой художник сосредоточенно расчерчивает клетки на холсте. Это "Автопортрет". На правой части обнаженная натурщица "Муза", отвернувшись от зрителя, сидит перед зеркалом на венском стуле, сквозь круглую спинку которого видно ее светлое тело. Они словно куб и шар, неподвижное и текучее противопоставлены друг другу. А центральная часть триптиха "Вдохновение" с изображением сидящей перед мольбертом девочки в профиль, была удостоена диплома конкурса "Золотая кисть". Геннадий Юферев в 2008 году стал лауреатом Гран - при XYIIII выставки- конкурса "Золотая кисть России". Все персонажи в окружении слепков, на фоне лоскутных драпировок, которые привносят особый национальный колорит в атмосферу холста. В полотнах представлен интерьер мастерской художника, его мир, его знаки и символы.
Продолжение темы творчества проявилось в полотне 2010 года "Весна", где в интерьере мастерской, переполненной слепками с мировых произведений искусства молодая девушка играет на флейте. Красоте прошлого противопоставлена красота явленная, но вместе они словно гимн весны и молодости. Все фигуры статичны. Их статика наполнена изяществом, красотой и постоянными отсылками к искусству раннего Ренессанса, к произведениям мирового искусства - что является приметой стиля восьмидесятников.
Как -то на выставке в 2008 году к Геннадию подошел Зураб Церетели и предложил готовить персональную выставку в залах Академии художеств. - Готовьтесь к 2018 году мы вам присвоим звание члена - корреспондента Академии художеств.
Геннадий тогда подумал, когда еще он будет этот 2018 год? Мало ли чего будет, но в последующее время всегда помнил об этой дате.
В 2011 году он написал картину "Метро", которая кардинально отличалась от предыдущих работ. В первую очередь она экспрессивна. Написана в сумрачной гамме. Вагон в метро почти не просматривается. Молодая мать с тремя разновозрастными детьми, кажется изнуренной тяготами жизни, взгляд ее глаз устремлен в одну точку далекого мира. Лишь дети, прижимающиеся хрупкими тельцами, согревая и согреваясь, держат здесь свою маму как якоря на глубине. Сильная вещь, исполненная глубокого драматизма.
Проживая свою трудную жизнь, и подводя итоги ее, художник пришел к решению выражать свои мысли экспрессивно. Об этом свидетельствуют и эскизы композиции к картине "Дети Апокалипсиса
Особо хотелось бы сказать о графике. Блестящая школа рисунка проявилась в отдельных портретах учеников, знакомых. Сангина, уголь, соус, во всех материалах художник свободно разбирался, выявляя их лучшие качества. Невольно запоминается графическая серия "Последняя осень", запечатлевшая облачное небо в различных состояниях. Жизнь подвижных облаков полна невероятной экспрессии. Для этого художник изобрел свою технику, соединяя на бумаге итальянский карандаш и ретушь.
Частью экспозиции является уголок воссозданной мастерской художника, она позволяет понять, каким человеком был Геннадий Владимирович. Творчество и вкус у него проявлялись во всем. К примеру, лоскуты ветоши, которыми ученики вытирали кисти, художник собрал и сшил между собой - получился любопытный арт-объект "Парус надежды". Части палитр, на которых ученики размешивали краски, он распилил и поместил в маленькие рамочки, создавая причудливую экспозицию на фоне ковра.
В 2017 году он задумал большое полотно на тему жизни в лицее, сохранились эскиз и неоконченная картина. 8 ноября 2017 года Геннадий Юферев скончался.
Выставка, представленная в залах галереи, стала значительным открытием, представила блестящего мастера, работавшего практически во всех жанрах, и владевшего различными техниками, будь то живопись или графика. Как часто бывает, большой мастер пока недооценен. Верю, пройдет время и о нем будут знать и помнить большее количество почитателей его яркого таланта