Впервые три работы Натальи Сюзевой были показаны зрителю в прошлом году на выставке в Новой галерее. Одна из них невольно запоминалась своеобразным сценарием - "В прятки". Две девочки, одетые в красное и синее платьица запечатлены за игрой. Одна фигура на фоне светлой двери, другая - спрятанная в тени. Каждая, в состоянии всматривания и вслушивания. И это интересно, потому что многие современные художники увлекаются созданием поверхностного визуального образа, к сожалению, слушать и понимать детство непросто, а у Сюзевой, по - другому.
И вот в Новой галерее открылась персональная выставка Натальи Сюзевой. Красивая афиша с изображением Арлекина и Коломбины в масках, поглощенных таинственной игрой завораживала, приглашала непременно быть на вернисаже. Хороший грамотный текст релиза знакомил с концепцией творчества мастера: "Любимая тема Натальи Сюзевой - женщины. Стройные и пышные, грустные и весёлые, юные и преклонных лет, за разными занятиями в разных местах и временных пространствах.Картины Сюзевой, как правило, сюжетны и аллегоричны. Женщины и девочки здесь живут в очень нежном, хрупком и таинственном мире. Ее работы наполнены сказочным мерцающим светом, благодаря чему даже, казалось бы, обычные сюжеты приобретают волшебный и даже мистический оттенок".
Сама Наталья Сюзева при знакомстве на вернисаже оказалась хрупким человеком, русоволосой, с внимательными голубыми глазами. Глаза более всего притягивают. В их глубине скрываются бесконечная доброта, приветливость и еще дух исследования при взгляде на каждое новое лицо. Не случайно на выставке - холсты с многообразием лиц.
Будучи человеком чрезвычайной скромности Н.Сюзева во время открытия настойчиво подчеркивала, что ее живопись исключительно несерьезного женского характера, что в ней превалирует женственное начало. Но присутствующие на выставке своими воспоминаниями и впечатлениями тут же опровергли ее. Однокурсница по Пензенскому художественному училищу Неля Коржова поведала о гостеприимстве Сюзевой, в годы обучения, та отправляла друзей к бабушке в деревню, на блины. А после окончания училища Наталья Сюзева обучалась на курсах графики при Латвийской Академии художеств в Риге, одновременно работая в детдоме. Встречаясь ежедневно с большим количеством детворы в месте мрачных реалий, она научилась быть не только детским парикмахером или прачкой, она приобрела необходимое знание, без которого невозможно сохранить свое сострадательное предназначение. Десять лет работала в Пензенской Детской художественной школе N1.
Вот эти небольшие факты из биографии Сюзевой сразу же объяснили тематические предпочтения художника. "Маленькие девочки, женщины среднего возраста, старушки - мне женщины интересны во всех своих проявлениях", - слова Натальи.
Для Самары выставка оказалась интересной тем, что у Сюзевой представлены - натюрморт, портрет и жанр сюжетной композиции, попросту говоря - бытовой жанр. Телевизионные журналисты, оглядывая взглядом экспозицию, настойчиво задавали мне вопрос: Почему в Самаре не развивается бытовой жанр? Сложно сказать. Просто почему-то всем художникам, живущим на берегах великих рек - предпочтительнее живописать эти величественные берега. А человека писать сложнее, лишь задатки психолога позволяют созданию полноценного художественного образа. Кстати, заказные портреты Сюзевой, или постановочные, такие как "Вероника" мне не понравились.
А вот портрет - картина, распространившийся в конце двадцатого века и наиболее ярко реализованный в творчестве Сюзевой оказался просто находкой. На одном полотне маленькая босоногая девочка в алом сарафанчике, бежит навстречу ветру, с вертушкой в руке, а вот в уголке огромного дивана, в теплых носочках и пуховой косынкой на плечах, съежилась от холода другая девочка. Именно желание превратить модель в средоточие силовых полей современной жизни, приводит к поискам портрета - типа.
Надо помнить, что Сюзева, какое- то время работала в области плаката, именно эта способность помогает стилизовать лица героев, в лица - схемы во имя декоративности и пластической чистоты образа. Портретная задача отступила на второстепенный план перед пластическими возможностями. Настойчивое желание уйти от конкретики индивидуального облика в связи с задачами декоративности привело к возникновению картин серии "Похитители сердец". Ей мало того, что герои в костюмах и масках персонажей Комедии дель арте, она их развернула спиной и в три четверти поворота от зрителя, уделяя основное внимание очертаниям фигур, ритму световых пятен и контурных линий. В этой игре подвижных силуэтов читается лукавая усмешка, бесстыдная игра, и гораздо острее выражается суть сюжета "Похитителя сердец". Злая игра также читается в композиции "Юдифь", с девочкой, которая оторвала куколке голову.
Сегодня в эпоху полистилизма, многие художники обращаются к эстетике прошлого. У кого-то сезаннизм, шагаловский экспрессионизм, а у Сюзевой влюбленность в эстетику Голубой розы, и в творчество В.Э.Борисова - Мусатова в частности. Мастерам этого направления была присуща тяга к созданию особой временной среды, будь это тени из прошлого, сновидения, или образы из сказочной реальности. Эффект зазеркалья достигался благодаря сложной живописной технике. И это не живопись аля прима в один прием в мастерской, и не пленэр, а сложное постепенное наращивание множества слоев, когда нижние слои просвечивают сквозь верхние. Так возникает глубина, и цвет начинает переходить в свет. Отсутствие контуров, легкость цветовых масс, неяркий рассеянный свет придают образам особое очарование, они начитают жить в запределье, в отвлеченном пространстве. Это есть в "Девочке с Арлекином", в "Девочке с красным сердечком", и в особенности, в полотне "Сон про ясного сокола". Сейчас многие наши современники воспринимают понятие о времени не как линейной категории, а как циклической. Отсюда любовь к иной реальности. Это актуально.
Наталья Сюзева, будучи трудолюбивым исследователем, наверное, еще не поняла, что в погоне за светом, отказавшись от очерченных границ формы, она пришла к открытию Леонардо да Винчи. "Если линия, а также математическая точка суть невидимые вещи, то и границы вещей, будучи также линиями, невидимы вблизи. Вот почему, живописец, не очерчивай края вещей определёнными границами, но пусть мягкие света неощутимо переходят в приятные и очаровательные тени, поскольку на непрерывной величине, делимой до бесконечности, разнообразие видов светлоты бесконечно".А.Гастев. Леонардо да Винчи. С 65.
Эту аксиому о том, что разнообразие светлоты бесконечно, прекрасно воплотил в своем искусстве российский художник второй половины двадцатого века Владимир Вейсберг. Он создал как бы свой неповторимый стиль "Белое на белом", добиваясь гармонии света на множестве своих живописных натюрмортов.
И Наталья Сюзева, добиваясь эффекта светоносности, неизбежно пришла к жанру натюрморта, потому что именно в этом жанре удобнее экспериментировать. "Ночное кафе", "Флорентийское кафе". "Римские каникулы I", "Римские каникулы II", во всех произведениях решенных почти в монохромной гамме разлито светосияние. Чашка с блюдцем - это ведь ни о чем, но так славно, гармонично. Нет сюжета, но сложная световая нюансировка, зачаровывает кажущейся простотой.
Она пока еще не ушла в беспредметность, все - таки у нас предпочитают любить фигуративное искусство. Думаю, что бы ни делала эта женщина, будь то городской пейзаж и или отвлеченный мотив, у нее все будет интересно, актуально и мастеровито, потому что у нее есть чувство стиля, и острый, утонченный взгляд на окружающий мир.