Министерство культуры РФ, Министерство культуры Самарской области, ФГБУК "Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО", ГБУК "Самарский областной художественный музей" представили выставку "СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ АРХИВА", на которой экспонируются - живопись, скульптура, графика, фотография из коллекции ГМВЦ "РОСИЗО", РГАЛИ, Российского государственного архива кинофотодокументов, частных коллекций.
Пора резко и безжалостно рвать с этой буржуазной традицией!
Художник - трудовой винтик страны строящегося социализма.
Пора круто повернуть руль от бесплановых
элегических скитаний к плановой целесообразной работе.
Журнал "Искусство в массы" 1931г.
Данный проект необычайно лаконичный по своему решению, достаточной мобильный, не пугает изобилием продукции периода СССР, он довольно полно представляет определенный уникальный пласт культуры конкретного исторического периода 1930 -1940-х годов.
Проект придуман Зельфирой Трегуловой - российским искусствоведом, куратором международных музейных выставочных проектов, - генеральным директором Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО" Министерства культуры Российской Федерации.
В пресс-релизе помещена уточняющая информация. "В экспозицию в Самарском художественном музее вошло 24 крупных живописных полотна, созданных с 1930 по 1954 годы, три бронзовые скульптуры 1930-60-х годов, а также 12 подлинных плакатов, преимущественно, 1930-х годов. Оригинальные живописные произведения дополнены большим количеством копий с фоторабот 1920-40-х годов из архива журнала "Наши достижения"
Памятная листовка также объяснила, что картины ранее находились в спецархиве художественных произведений Загорска, как не соответствующие ранее требованиям времени. Недавно их отреставрировали, натянули на подрамники, одели в багет, показали специалистам и ввели в искусствоведческий обиход. Конечно, здорово было узнать, что у РОСИЗО есть свои реставрационные мастерские, свой художественный фонд произведений искусства, насчитывающий десятки тысяч работ, и что этот фактор позволил им в течение десяти лет принять участие в 350 проектах.
Возможно для старшего поколения встреча с выставкой это - отчасти тоска по исчезнувшей эпохе, для историков культуры, любителей искусства - повод лишний раз проанализировать сложную художественную ситуацию первой трети двадцатого века. А для молодых художников - своего рода энциклопедия изобразительных приемов стиля соцреализм.
Совсем недавно, когда в городе экспонировалась выставка произведений 20-30х годов из Русского музея, я вспомнила свои исследования по поводу образа и времени, и опубликовала размышления из журнала тридцатых годов. Про то, какими надо изображать вождей. Художники считали, что в портрете должны появиться жест, или сильное движение. Не опущенные глаза вождя, или что-то другое связывают его с народом, а наклон или поворот головы, сильный поворот всей фигуры, жест, ракурс. Здесь на выставке представлен подобный портрет работы художника А.М.Герасимова "Портрет И.В.Сталина". 1939г. Сталин, стоя на трибуне за докладом, энергично взмахнул рукой, и всем корпусом наклонился вперед к зрителю. Благодаря данному приему, фигура ожила. Согласно замыслу современника, активными формами выражения действительности в портрете героя важным являются не детали, а целое. И это хорошо прочитывается в большом репрезентативном портрете кисти В.П. Ефанова "Портрет В.М. Молотова". 1947 г. Молотов, одетый в длинное темное пальто, стоящий на белом снегу на фоне кремлевской стены и высокой башни с курантами, сам уподоблен башне. Словно памятник, возвышается над зрителем, благосклонно глядя сверху вниз. В этих портретах четко видно, как все образные средства и определенные живописные приемы работают на возвеличивание личности вождя СССР.
Любопытно в этом плане полотно Хмелько М.И. "За великий русский народ!". Оно построено по принципу большинства ренессансных композиций на тему "тайной вечери". По краям нарядного зала колоннада с барочными колоннами, в центре с потолка свешиваются гроздьями бронзовые люстры "сталинского" стиля, в глубине три арочных проема то ли вход, то ли окна, и, по горизонтали на первом плане поставлен богато накрытый стол. За столом - Вождь, а с двух сторон с рюмками к нему тянутся маршалы, полководцы. Что парадоксально, они все повернуты лицом в зал спинами к нам, к зрителю, либо в профиль, либо в три четверти, "тайная вечеря" в вывернутой наизнанку перспективе.
Помимо портретов вождей на выставке экспонируется портреты М.О. Штейнера "Физкультурница в купальном костюме". 1939г. и В. М Мариупольского. "Вожатая". 1950г, запоминающиеся своей какой - то возвышенной чистосердечностью.
В проекте "Социалистический реализм. Инвентаризация архива" представлены полотна, отражающие целый пласт "советского идеализма" в живописи. И здесь нельзя не порадоваться живописному мастерству художников эпохи СССР и неординарному эстетическому видению.
Самая впечатляющая, на мой взгляд, картина Николаева К.В. "Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске". 1930 г. Длиной почти в четыре метра, высотой в два, она запечатлела панораму прокладки рельсов и шпал. Огромный эллипс дороги дерзко вписан в прямоугольник. Вся картина цвета светлого песка, наполнена людскими массами, пропадающими на горизонте. Фигуры первого плана показаны в энергичном движении. Нет никакой статики. Это своего рода гимн труду.
И вот как символы этого социалистического труда в залах музея предстали тоже необыкновенно выразительные многофигурные полотна. Магалашвили К.К. "Групповой портрет стахановцев". 1938, Николаев К.В. "На меже коммуны". Не позднее 1931 г. Пустовалов Т.Е. "Реконструкция улиц Москвы. Садово-Смоленская". 1938 г. Ситтаро А.Г. "Комсомолки завода "Светлана". 1934г. Строев П.Ф. "Текстильный комбинат в Кировабаде". 1930-е гг. Все эти большие полотна притягивают не только оживленным настроением, чувством надежды, веры в счастливое будущее, но прежде всего, высоким уровнем ремесла.
Мне лично понравилась картина М.Л. Тиховой "Скульптурная лаборатория Ломоносовского фарфорового завода". 1936-1937гг. Радостная, с изображением просторного светлого интерьера на ЛФЗ, в огромном окне которого просматривается городской пейзаж. Мастера - скульпторы, и среди них вероятно, прославленная Н.Я.Данько запечатлены в характерном движении за работой на скульптурном станке, либо у стола за росписью. Позади художника массивный шкаф с образцами фарфоровой пластики, а на первом плане столик с цветочным горшком и нарядными, покрытыми глянцевой глазурью фигурками агитационного фарфора. Здесь, безусловно, есть элемент документального репортажа с места производства. В наши же дни эту функцию у живописи отобрали масс - медиа. Кстати, в это полотно художник вписала элементы всех жанров. Здесь и характерные портреты мастеров, есть элемент пейзажа за окном, а на столиках - натюрморты, и все так ладно, органично, высокопрофессионально.
Помимо оживленных сцен социалистического труда, на выставке представлены две праздничные картины: В.И.Викулов "Демонстрация на площади Урицкого". 1937г., Евстигнеев И.В. "Праздник авиации". 1937 г.
Первая картина с изображением Дворцовой площади в 1937 году притягивает всполохами алых транспарантов, киноварных знамен и красных лозунгов, зато во второй работе с изображением аэродрома мастер две трети картины посвятил небу и облакам, достигая этим чувства полетности и бескрайности неба.
В тридцатые годы впервые появились тематические натюрморты. Небольшие композиции В.Лукин "Уголь Кузбасса", с куском антрацита на газете "ПРАВДА" 1938г, и А.Н. Фридриха "От соски до автомобильной шины", посвящение резине, как материалу будущего, вполне выразительны и понятны своей острой социальной направленностью.
Пожалуй, актуальным интересом пользуется фотография, в ней есть соединение репортажа, информативности формотворчества. Запоминаются праздничные шествия, праздничные обеды, соревнования, торжество посвящения в пионеры.
Многие из экспонатов участвовали в успешных выставочных проектах, осуществленных в последние годы в Европе и России ("Коммунизм - фабрика мечты", 2003, Франфурт-на-Майне; "Советский идеализм", 2005, Льеж; "Красноармейская студия", "Борьба за знамя", 2008, "Соцреализм: инвентаризация архива", 2009-2010, Москва).
На эту выставку хочется приходить. Она как послание из далекого уже прошлого. И невольно оглядывая все это живописное великолепие, приходишь к неутешительному выводу. Сегодня на большей части выставок преобладают лирические пейзажики, уснувшие прудики и цветочные натюрморты. Отчего это? Оттого, что сегодня картину покупают только в дом, в интерьер. Отсутствует широкомасштабная государственная политика. У художников нет задания - отобразить хозяйственный подъем своей родины. Время государственного стиля миновало. Все в прошлом...