Аннотация: Опубликована в газете КУЛЬТУРА 25.01.2018
Теплая выставка в холодный сезон
12 января в галерее "Вавилон" открылась персональная выставка Дмитрия Мантрова "Путь, озарённый светом".
С этим интересным художником можно встретиться не только на его персональных выставках, но и на вернисажах Самарского художественного музея, он старается не пропускать их. Я познакомилась с Мантровым в стенах этого музея. Дмитрия Мантрова с полным правом можно назвать другом Самарского художественного музея. Будучи знаком с музейщиками, он приходил не просто так, поговорить, посмотреть, но и поделиться своими мыслями, переживаниями по поводу своего становления в искусстве или по поводу того, что происходит в современном искусстве. В начале своего творческого пути он написал множество портретов музейных сотрудников, и показал себя внимательным художником в этом жанре. На выставке в галерее Вавилон экспонируется "Портрет девушки с зонтом" того периода.
Его характеризует способность постоянно обучаться, не останавливаясь на достигнутом. Кто-то из мастеров довольствуется дипломом художественной школы, кто-то получает высшее образование на факультете изобразительных искусств Самарского педагогического университета, останавливаясь в рамках заложенных программ. Дмитрий Мантров получив классическое образование, не останавливается на достижениях. В характеристиках качества личности существует такое редкое определение - отзывчивость. Дмитрий Мантров - отзывчивый человек, художник. Он остро отзывается на все новое. И тут же делится с другими. Помню, приходя в музей, он сбрасывал в мой компьютер папки с произведениями различных художников из Москвы, Петербурга. Чутко следил за тем, что происходит в стране, а когда в 2006 году вышла книга М.Кантора "Учебник рисования" он первым приобрел ее, прочитал и поделился с друзьями. Это качество внимательно отзываться на веяния эпохи сформировало его как разнопланового художника. В арсенале творческой деятельности есть все: он работает как живописец, в жанре пейзажа, портрета, и натюрморта и создает работы в области театральных декораций, скульптурных объектов, художественно - оформительских работ, монументальных росписей.
Мы живем сейчас в эпоху отсутствия основного стилевого направления. Идет своеобразное перелистывание стилей и переосмысление наследия двадцатого века. В свое время московский искусствовед Н.А.Дмитриева говорила о нецелесообразности изобретения новых стилей, направлений. Не пора ли художникам остановиться и всмотреться в то, что уже сделано предшественниками? У Мантрова как раз есть внимательный изучающий взгляд на символизм" и на выставке можно увидеть отдельные работы из серий "У воды", "Древо", "Свобода".
Первую серию отличает некая мистическая освещенность. На водной глади зеленоватых оттенков, и сверкающей в лучах звезды выделены легкие невесомые тени людей. Кто - то из теней идет по водам, кто - то на ослике едет в Египет вдоль воды, а вот большой и малый встречают восход солнца. Серия "Древо" более многозначительная - посвящена зарождению жизни. Решена в гамме древесных оттенков. На выставке одна работа "Без названия", где предстали мать и еще не рожденное дитя под нимбами.
На отдельной стене выставили произведения из серии "Построивший дом на камне" и серии "Свобода". Первая посвящена биографии и формированию камня с его ноздреватым, искореженным временем обликом, а вторая мне более близка. "Свобода" - полет в небе и на фоне неба под причудливые очертания облаков. Эти серии живописных работ своеобразные - размышления художника о добре и зле, внутренней свободе и рабстве, духовном и материальном. Арт - объекты из инсталляции "Black and white"рассказывают о жизненном пути человека от начала и до самого конца.
Отдельно хотелось бы сказать про арт - объекты. В 2014 году в музее им.П.В.Алабина состоялось открытие замечательной выставки "Арт Мост", где мне довелось увидеть "Нанофуганок и "Механику чистоты" работы Дмитрия Мантрова. Поразительная основательность отличала работы художника. Помнится в начале девяностых, один молодой художник на лист бумаги клеем приклеил горсть речного песка, и кусок стекла, а потом восторженно вскричал: я - авангардист! Нет, любой критик скажет: такой авангард нам не нужен! Основательный подход ко всему, что делает, это отличительная черта Мантрова.
По признанию самого художника, главное место в его творчестве занимает пейзаж. Стараясь сохранять и развивать традиции русской реалистической школы, Дмитрий активно и плодотворно работает круглый год на пленэре. "Я стараюсь больше работать на пленэре. Самые интересные идеи рождаются на природе. Там как будто находишься в состоянии полета. От первого впечатления, от первого наброска, от этюда во многом зависит, насколько интересной получится картина. А дальше - импровизация. Это самое важное для меня как художника. Еще А. Маслоу и К.Юнг говорили, что импровизация - главное в творчестве. Я пытаюсь погрузиться в то состояние, в котором находится природа. Пытаюсь понять, о чем она мне хочет рассказать. При этом для меня важен цветовой колорит. Разноцветный кусок неба или какой-нибудь красный забор могут оказаться главными на картине, и я буду "плясать" от этого в дальнейшей работе".
Обладая прекрасным композиционным видением, используя весь диапазон технических средств: кисть, мастихин, жидкие заливки, пастозный мазок, он создает экспрессивные по цвету, цельные по состоянию, профессиональные по уровню работы. Сложный цвет, разнообразие текстур, свободное владение всеми возможностями, которыми обладает живопись маслом, вдумчивое выстраивание композиций, выдают в нем талантливого живописца
Он смолоду вёл активный образ жизни, любил природу. Теперь, помимо рюкзака и удочки появился этюдник. Часто походы, рыбалку, сбор грибов совмещает с пленэром. Одно из любимых мест - Бахилова поляна в Жигулёвском заповеднике. В тех краях мощная энергетика. Там много деревьев-старожилов. Есть дуб, которому исполнилось шестьсот лет, а между горами прячется расщелина, заполненная берёзами. Это совершенно редкие деревья: у них мощные стволы, и они растут в разных направлениях, под разными углами. После близкого знакомства с Бахиловой поляной, Дмитрий почувствовал себя путешественником во времени. В заповеднике есть места, где человек словно переноситься на машине времени на несколько тысячелетий назад. Такой внимательный вдумчивый взгляд способствовал возникновению живописной серии "Портреты деревьев". Берёзы на фоне гор, заснеженные льдины и ледяные торосы на берегу Волги, волжские осокори и буйно цветущие сады на берегах, звонкие ручьи, старые церкви и деревенские избы под снегом. Сюжет большинства работ - природа родного края, Волги, Жигулевских гор.
Начиная с 2000-х годов, Мантров много живописал старую Самару, ее улочки, дворики, домики. Для такого рода живописи характерны не только экспрессия и мощная энергетика, но и тонкие состояния, лирический настрой, переживание гармонии, наполняющей мир, окружающий художника, любование городом Самара, его старыми улицами. Старые дворики, остатки палисадников, сирень, жасмин и мальва... "Я, как на грядке, прореживаю эти городские пейзажи от новостроек, - говорит художник. - Хочется, чтобы на картине остался образ той Самары, которая была раньше. Мне кажется, эти уютные кварталы, которые составляют лицо города, нужно было бы "законсервировать", как это было сделано, например, в Ульяновске".
Дмитрий Мантров не только путешественник во времени и в пространстве Самары. В 2015 году состоялось путешествие в Крым. Виды Массандры, Балаклавы, Симеиза, Херсонеса, и в особенности южной бухты еще больше расширили возможности художника. Он пишет лодки и корабли, взволнованные воды Черного моря. Пишет, упрямо решая новые задачи, познавая особенности освещения на юге, реагирует на движение зыбкого морского воздуха, открывает резкую синеву теней на улочках Ливадии и Бахчисарая. Работы этого цикла отличаются по колориту и по передаче световоздушной среды в легкой голубоватой дымке. Это замечательно, так как большинство мастеров пишут одинаково и Юг и Север. Мир во всех работах Мантрова выражен через цвет, колорит, мазок, он не теряет четкости очертаний.
Возможно, поэтому, в его пейзажах возникла удивительная среда, где совпадают колористическое мастерство, чувство и созерцание, как откровение, возвышающее дух художника, и наделяющее полотно жизнью.
Благодаря использованию традиционных приемов и задач в пленэрной живописи, будучи так хорошо и сильно одарен, художник нашел свой путь живописных решений картин - оживив их проникновенностью, трепетной экспрессивной свежестью и мастерством письма.
В прошлом году состоялись путешествия на Кавказ в Чечню. Позднее и состоялась поездка во Францию на празднование десятилетнего юбилея международной ассоциации "Палитра мира "Вьерзон в городе Вьерзоне.
Работа над картинами - только один из выбранных им путей осмысления окружающего мира. Дмитрий серьезно занимается монументальной живописью - храмовой росписи.
Несколько лет назад ко мне обратился один иконописец и предложил участвовать в работе художников, расписывающих храм в скиту Дивеевского монастыря. Я согласился и провел там три с половиной месяца. С этого началось новое направление в моей работе - иконопись. При храме Казанской Божьей Матери в посёлке Мехзавод организована иконописная мастерская. Мы работаем в академическом стиле с соблюдением всех церковных правил и канонов. Прежде чем приступить к работе, получаем благословение от батюшки.
Росписи художника можно увидеть на его сайте. Большую симпатию вызывает икона Казанской Божией матери в церкви Казанской иконы Божией матери в поселке Мехзавод. Мне лично понравился образ Богородицы "Неувядаемый цвет" из церкви Ильи - пророка в Самаре, где тени в ликах зыбки и многозначительны, а одеяние глубокого синего цвета в соединении с золотом наполняет образ особым сиянием.
"Дорогу осилит идущий". Дорог у этого мастера много и он без излишней суеты упорно и трудолюбиво движется по ним. Дмитрий Мантров занимается активной общественной благотворительной деятельностью. Он является постоянным участником благотворительных аукционов "Самарский", проводимых благотворительным фондом "Радость" и одним из организаторов благотворительных пленэров, проводит мастер классы. Недавно Дмитрий стал участником благотворительного российско - английского аукциона. В Британию уехала картина "Здравствуй, родная!", с изображением девушки и ангела с протянутыми к ней руками. В средневековье существовало поверье, что за спиной художника обязательно стоит ангел и водит его рукой. После знакомства с церковными росписями кисти Дмитрия Манрова сложно это оспорить. Сейчас он переживает творческий взлет, и это значит, что впереди много поездок, полотен и выставок.