Аннотация: Опубликована в газете Культура 21 января 2016г.
В.А.Чернова
Для взрослых, которые были детьми, и для детей, которые обязательно будут взрослыми.
Детской картинной галерее города Самары исполнилось двадцать пять лет. В конце года состоялось торжественное мероприятие, посвященное этой дате и открытие итоговой выставки, которая показала основные направления работы галереи за четверть века. Это был большой праздник!
С Ниной Васильевной Иевлевой я познакомилась в 1978 году, когда она создала детскую изостудию. Тогда, в социалистическую эпоху художественный музей, активно сотрудничал с Союзом художников СССР. Это были большие выставки к Октябрю, годовые, отчетные, и привозные масштабные выставки советской живописи из РосИзо. На фоне деятельных художников, чьи устремления были направлены на возможности реализации произведения в госучреждения, эта стройная женщина с взволнованным взглядом глаз, производила впечатление человека из числа безнадежных энтузиастов. Она приходила в музей и настаивала включить в план выставок выставки детских рисунков своей образцовой изостудии.
В который раз убеждаюсь в правоте евангельский истины: "Нет пророка в своем отечестве". Большинству художников и искусствоведам - снобам казалось ненужным само существование этой детской изостудии, ведь была Первая художественная школа, которая работала по академическим методикам. Там работали преподавателями выпускники ведущих художественных вузов страны.
И еще раз убеждаюсь в том, как неискореним комплекс провинциала, когда, кажется, что все хорошее бывает лишь в столицах, и ни в коем случае не в Куйбышеве. Мы знали, что в том 1978 же году Генрих Суреноваич Игитян, выдающийся армянский искусствовед при поддержке правительства Армении создал центр эстетического воспитания детей Армении. И мне, по - молодости, и неведению, казалось, что уровень армянской столицы намного выше всего того, что делается в глубинке России. Но Нина Васильевна Иевлева, вопреки всему, живя в городе, который со времен войны работал лишь на оборону страны, и который был закрыт от всех новаторских влияний и веяний, была переполнена особой вулканической энергией, проводя в стенах музея выставку за выставкой. Собирая вокруг студии круг друзей, из родителей и детей, она потихоньку влияла на общественное мнение, на культуру города.
21 декабря 1990 года Исполком Куйбышевского городского Совета народных депутатов принял решение "Об открытии детской картинной галереи". Так накануне перелома появился первый в современной России детский музей. Четыре года мы были соседями по дому. Детский музей занимал несколько комнат на первом этаже, на площади им. Куйбышева в здании нынешнего Театра оперы и балета.
Я помню первую встречу с куклами в конце восьмидесятых годов. Они были сделаны из поролона в рост человека, обуты в настоящую обувь, принесенную из дома, в одежду, которую носили дети, или пошитую специально. Тогда даже поролон нельзя было достать. Использовали коврики для ванной. Там был кустодиевский дворник в потертых сапогах, с настоящей метлой в руках, одетая в атлас, величественная купчиха. Эти куклы стояли шеренгой вдоль окна, по всей длине коридора и в сумерках, в конце рабочего дня производили неизгладимое впечатление.
Двадцать пять лет назад в изостудию пришла Юлия Коневская. Вот она вспоминает о своем детстве: "Что для меня Детская картинная галерея? Абсолютно без преувеличения - это мир моего детства. Я даже не вспомню сейчас, сколько лет мне было, когда меня впервые привели в ДКГ, кажется пять. Тогда это еще было маленькое помещение в здании Оперного театра с красными пуфиками вдоль стен, на которых я регулярно досыпала. Огромная для мелкой меня стеклянная дверь с колокольчиком, большая копилка у входа, красная рыбка в круглом аквариуме и печатная машинка на столе в архиве. А еще в этом длинном коридоре с большими окнами были расписанные стены. А в классе мы под музыку Дебюсси учились писать, делали елочные игрушки и гирлянды из подручных средств: пластиковых бутылок, папье-маше, красок, старых игрушек и даже из конфетных фантиков. И ведь именно этими детскими гирляндами была украшена центральная елка города. И мы все ходили, и каждый искал именно свою игрушку, сравнивали, у кого "ближе к звездам". А потом катались с "Бабы Яги" и с "Трех Богатырей" и одним большим комком снега дружно являлись на занятия"
В 1991 году музей переехал на улицу Куйбышева, дом 139, в старинный особняк купца Ивана Андреевича Клодта - памятник архитектуры XIX века, в котором живет и здравствует и по сию пору. В наши дни галерея состоит из комплекса четырех музеев: музей детского творчества, архитектурный памятник и музей быта и культуры конца XIX - начала XX вв., музей декоративно-прикладного искусства, сад - музей, плюс еще мастерские по развитию детского изобразительного творчества и лекторий. "На протяжении многих лет мне приходилось доказывать, что Самаре такая галерея нужна,- в одном интервью вспоминает Нина Иевлева. - Помню, как однажды мне сказали: "Какая галерея? В городе картошки нет!". Но именно с этого дня почему-то все и пошло. Выделили здание. Правда, сейчас уже не верится, в каком состоянии оно находилось...".
Действительно, здание находилось в ужасающем состоянии. Художественный музей тогда же переехал в здание бывшего горкома партии, там было тепло и сухо, а у них в Детской галерее стены в ряде комнат зияли провалами штукатурки, были поражены сыростью, грибком. Общественности города не верилось, что можно реально провести реконструкцию здания. "Глаза бояться, а руки делают". Нина Васильевна преодолела все, казалось, что препятствия лишь раззадоривают ее.
Юлия Коневская вспоминает: "Ну а потом случилось волшебство, и наш маленький мир приобрел свой дворец, с садами, фонтаном и балконами. Даже представить сложно, сколько сил было потрачено Ниной Васильевной для превращения почти разрушенного здания в тот оазис, которым сейчас предстает перед нами Теремок"
Конечно, основное направление работы - художественное образование. Потому на юбилейной выставке лучшие детские рисунки учеников изостудии из фондов музея, международная коллекция детских работ из двух десятков стран, керамика и гобелены детей. А фонды музея насчитывают двадцать две тысячи робот.
Сюда приходят учиться совсем маленькие дети, есть дошколята, дальше они могут пойти в Детскую художественную школу, потом в Художественное училище, а потом их ждет художественный вуз. Сейчас в Детской галерее работают преподавателями уже те, кто когда - то учился двадцать лет назад. Давая оценку детскому творчеству, в одном интервью Нина Васильевна отмечает: "Считаю, рисунки детей не уступают работам взрослых художников. На детскую работу мы смотрим с таким же уважением. Мы не правим своей рукой рисунки детей, не заставляем копировать чьи-то произведения - они создают работы спонтанно, это идет изнутри. Им уделить внимание, поддержать, показать, что есть в искусстве, тогда все встанет на свои места".
Наверное, потому пришли столь сердечные поздравления и воспоминания от учеников. Анна Романова: "10 лет жизни я провела здесь, всё начиналось в здании Оперного театра, огромная дверь с колокольчиком, моя первая и единственная (вплоть до академ-класса) учительница - Пешкова Мария Александровна. Она не только научила меня рисовать, помогала управляться с моим воображением и эмоциями, но и заложила в меня правильные жизненные ценности, за всё это ей огромная моя благодарность! Нина Васильевна научила меня свободе выражения творческой мысли, а Борис Александрович дал мне ценнейшие академические знания и навыки, в том числе усидчивости и трудолюбия. Я очень благодарна всем своим преподавателям, а их было много, потому что я перепробовала, кажется, почти все направления, что здесь были. Ткала гобелены под руководством Аллы Михайловны Паерелий, клеила архитектурные замки вместе с Марией Петровной Лындиной, обучалась истории искусств вместе с Ириной Игоревной, постигала азы этикета с Анастасией Владимировной, да я здесь проводила времени больше, чем в школе! И это было прекрасно. Помню, как радовалась, когда видела свои работы на выставках, когда узнавала, что мои картины уезжали на выставки в другие страны, а один раз даже получила губернаторскую премию. В общем, спасибо Детской Картинной Галерее за моё счастливое детство"
Алиса Чупрынина написала: "Я помню всё. Я помню каретник. Я помню палитры, которые мы, выстраиваясь в очередь, мыли в раковинах, разводя радугу. Мольберты в дырочку от кнопок. Гвоздики для ведёрок под мольбертами.... Ведёрки сами помню. Хулиганство на истории искусств. Помню, как мы нашей компанией перебрались в зелёный домик. Хулиганили там, играли в прятки в перерыве. А потом, уже выросшие, занимались в каретнике, но уже на первом этаже и гордо звались академ-классом. Особенно благодарна Нине Васильевне и Наталье Михайловне за то, что они ревностно берегли Взгляд ребенка на вещи... Для меня Художественная школа была местом, где я знала, меня всегда примут. В общеобразовательной школе я не ощущала такой теплой атмосферы, такого понимания от одноклассников и от учителей. Эта атмосфера очень сильно повлияла на меня как на человека и на моё творчество... Спасибо Художественной школе за это! Спасибо учителям и спасибо одноклассникам! Спасибо всем вам! С Юбилеем!"
Когда я специально встретилась с Ниной Васильевной и спросила о судьбах ее выпускников, то была изумлена ее чуткой памятью о детях. Она показывала свадебные фото "своих" детей и их детей. Рассказывала, что Лена Петрова работает в Академии художеств у Церетели, а праправнучка Казимира Малевича Анна Баркова усыновила четырех детей. А Лиза Фишбейн стала директором школы, Елена Бондарева в правительстве Москвы, Оля Шерманова - врач анастезиолог, Оля Акатова художник дизайнер, а Виталий Стадников известный архитектор, заместитель декана в Высшей школе урбанистики. Дети стали филологами, полицейскими, командирами вертолетного отряда, замечательными мамами, хирургами. Костя Филимонов - зав. ожоговым центром. А Гена Рябов создал лучший на сегодняшнее время дизайн машины ГАЗ -29751 "Тигр". Они живут и работают повсюду: в Италии, России, США.
Основатель галереи и бессменный директор музея Нина Иевлева очень прозорливо собирает и сохраняет не только рисунки детей. Галерея может смело похвастаться одним из лучших собраний живописи Ивана Карпунова. Они собирают направление неопримитивизма и наивной живописи. Они проводят научные конференции, и я неоднократно участвовала в них. Должна сказать это перспективное направление.
И еще одно уникальное направление в деятельности галереи хотелось бы выделить. В 2002 г. в "Детской картинной галерее" началась история "Эксклюзивной куклы особняка Клодта", мастерская Ольги Бакановой, Заслуженного работника культуры РФ. С тех пор свет увидели восемь коллекций: "Карнавал Бургундской моды", "Европейское Возрождение в костюме", "Барокко", "Рококо", "Ампир и бидермайер", "Эклектика и модерн", "Венецианский карнавал" и "Костюм русской знати допетровской эпохи XVI-XVII вв.". Одну из своих статей я посвятила прошлогодней коллекции кукол. В этом плане хочу отметить особый дар предвидения у Нины Васильевны. Она в начале 2000 года поняла, что живопись уже не "царица искусств", и выбрала необычное направление для галереи, которой впоследствии стало ее визитной карточкой. За последние годы историческую костюмную куклу увидели в одиннадцати городах Самарской области, Казани, Москве, а в 2009 г. в Венеции в Музее исторического костюма Museo di Palazzo Mocenigo.
В юбилейную дату выставка "Для взрослых, которые были детьми, и для детей, которые обязательно будут взрослыми" стала самой интересной и знаковой в истории музея. "Но как же мы дошли до жизни такой?", - с улыбкой обратилась на вернисаже к гостям Нина Васильевна. "Конечно, за эти 25 лет было положено много труда. А с годами накопился опыт, и сейчас мы востребованы, к нам с удовольствием ходят дети".
Для этнографов цифра двадцать пять означает возраст одного поколения. Думается, подарив нашему городу одно поколение художественно - образованных людей, Детская картинная галерея уже оставила свой след в истории города Самары.