Аннотация: опубликована в газете КУЛЬТУРА 7 декабря 2017
Борис Иевлев. Живопись мазками.
Самарскому художнику Борису Александровичу Иевлеву исполнилось восемьдесят лет. Как правило, к юбилею открываются большие ретроспективные выставки, выпускаются каталоги, встречаются с друзьями и вспоминают выставки, картинки с выставки...
Картинка первая. Пуантилизм
Вспоминается, как на областной выставке в 70-годы прошлого века сразу же обратили на себя внимание картины, написанные отдельными мазками, точками. Это было так невероятно! В закрытом городе Куйбышеве с преобладанием промышленной сферы, наблюдался информационный дефицит. Число эстетов, тонких знатоков искусства носило ограниченный характер. И вдруг - пуантилизм. Метод и техника пуантилизма в живописи связаны с особенностями манеры письма, когда художник пишет маленькими квадратными или прямоугольными мазками.
Название стиля "пуантилизм" происходит от французского слова "точка". От этого же слова происходит, например, название балетной обуви - пуанты. Название связано с особенностями изобразительной техники. Пуантилизм в живописи, таким образом, можно обозначить как "точечный" стиль. (От французского pointel - "письмо точками").
В конце XIX века и начале XX века французские художники под влиянием научных открытий в теории света и цвета, начали экспериментировать с наложением красок на полотно. Поиски особых воздействующих возможностей на зрителя породили пуантилизм в живописи. Важно было передать ощущение от момента красоты, которое пережил художник. Краски в этом стиле не смешивались на палитре, а наносились на холст отдельными мазками. У французов всегда накладывались контрастные - красный рядом с зеленым, желтый - с голубым. Глаз сам смешивал краски при восприятии картины.
В России пуантилизм смешался с импрессионизмом, и в таком сочетании его использовали в своем творчестве И.Грабарь, Н.Мещерин. Так же, как русские мастера, Борис Иевлев пишет по - своему, не контрастными мазками, а близкими по тону. Не круглыми точками, а мазками прямоугольной формы, расположенными либо по диагонали - "Осень", либо по горизонтали - "Лодки у причала",2003г.
Импрессионизм
Русский импрессионизм совсем не совпадает с классическими представлениями, он имеет яркую национальную окраску. В отличие от французского, насыщенного динамикой, резвостью бытия, он полон смыслов, созерцателен и тяготеет не к картине, а к этюду, к натуре. У французских мастеров преобладает в живописи - impression - впечатление, а русские импрессионисты усилии внутреннее состояние художника в полотне.
В работах Бориса Иевлева "Париж", "Набережная Сены",1999г. слышаться строки М.Волошина:
"Весь Париж, Очертанья сизых крыш
Скрылись в дымчатой вуали,
Расплылись в жемчужной дали".
Многие мастера пейзажного этюда стараются раствориться в природном мотиве, а Б.Иевлев стремится перейти к отчуждению, от бытийного, к рациональному, от экзистенциального к интеллектуальному. С другой стороны, он бережно хранит важные черты русского импрессионизма: этюдность мотива и определенную незавершенность, такова "Бухта в Крыму". Именно эти черты вызывают чувство "трепета жизни", компенсируя отсутствие движения. Живописные полотна "Берег Солнечной поляны" и "Цветущий шиповник". 2001г. выделяет наполненность смыслом, тяготение к значимости художественного образа, и картинной монументализации пленэра. Помимо указанных черт творчеству Бориса Иевлева свойственна большая материальность и предметность живописи, "Лето на даче" 2006г., "Чайный стол" 2005г., присущие стилистике русского импрессионизма и сближающие его с французским импрессионизмом.
Биографическое
Борис Александрович родом из самарских купцов. Много фамильных реликвий, воспоминаний. Родился в 1937 году, начал рисовать ребенком. И потому творческое наследие отличается невероятной полнотой.
Совсем недавно в 2015 году на юбилейных выставках ко Дню победы стали актуальны детские рисунки военного времени. Каково же было мое изумление, когда я увидела аналогичные рисунки, на ограде Детской картинной галереи. Они увеличены, плоттерная печать. Рисунки с 1941 года. На них танки, самолеты и пушки. Живое дыхание истории. И это нарисовал карандашами четырехлетний Боря Иевлев! Самые красочные показывают фейерверк в год Победы.
- "Я хорошо помню военное время, - рассказывает Борис Александрович, отчетливо вижу своего отца, Александра Васильевича Иевлева, фотокорреспондента ТАСС. Когда он приезжал из командировок, ходил вместе со мной, с мальчуганом на стадион "Локомотив" болеть за футбол. А еще он брал с собой в редакцию "Волжской коммуны". Там мне давали сокровище - листы белой бумаги, чтобы покрывал живыми рисунками. Дни, проведенные вместе, были редкостью. Папа уезжал снова.
Дома на стене висели картины, которые отец написал в юности. Копии произведений известных художников. Для Бориса, было счастьем рассматривать их. Он обладал спокойным созерцательным характером, любил рассматривать мазки, цвета, формы и потому был однажды вознагражден. Дед достал из подпола отцовские масляные краски. - Запах этих красок буквально свел меня с ума, пятилетнего мальчишку. - Были они на чистом льняном масле. Теперь такие не делают
На одном из детских рисунков изображена девочка с высокими скулами и огромными миндалевидными глазами, похожая на его жену, и нарисовал ее Борис Иевлев за несколько лет до знакомства. Это был его любимый художнический тип модели. Его супруга - Нина Васильевна Иевлева - хозяйка Детской картинной галереи.
Портреты Нины Иевлевой - неотъемлемая часть творчества Бориса Иевлева. Вот она склонилась над книгой, непринужденно беседует по телефону, неустанно позирует для живописного или графического портрета. И в этих портретах воплотились все счастливые годы их семейной жизни. Даже на монументальном полотне, написанном в цехах АвтоВАЗа, с портретами работников, запечатлен ее облик.
Припомнилось, осенним днем в художественный музей пришел изумленный В.З.Пурыгин: - "Вы знаете, Борис Иевлев считает свою жену гением!? А она тоже его называет гениальным художником! В ответ услышал: - "Это же здорово! Вас тоже Ваши друзья считают гением!". - "Ну, не знаю", - растерялся художник. Борис Иевлев считает, что его брак был начертан судьбой.
В преддверии юбилея в Детской картинной галерее была открыта персональная выставка. Не случайно именно здесь, ведь она появилась во многом благодаря настойчивости и авторитету Бориса Александровича. Одиннадцать лет с 2003 по 2014 год он преподавал академический рисунок и живопись в муниципальной экспериментальной детской художественной школе Љ4, позже переименованной в мастерские при Детской картинной галерее.
Экспозиция
Экспозиция выставки включила рисунки углем, тушью, карандашом, пастелью. Перед нами проходит вереница лиц и фигур близких, друзей и знакомых. В них видна школа выдающегося самарского художника А.Любимова, ученика Н.Фешина и Д.Кардовского. С 1948 года, с одиннадцати лет, Борис занимался в изостудии в Клубе им. Революции 1905 года, у художника Александра Любимова.
Помимо рисунков экспозиция выставки представила акварель. Особенно запомнился большой лист "Морской сейнер",1978г. Быстрыми движениями кисти намечена оснастка судна, подвижная рябь на воде. Вначале я проглядела этот лист в экспозиции, а потом услышала еще от одного зрителя похвалу этой акварели, возвратилась к работе и по - другому взглянула.
Что же мне приглянулось? Холмы Хвалынска, виды степного Заволжья, пустынные и просторные, необъятные, словно небо. Вот картина близкая сердцу "Лето",1967г. В основе композиции неброский мотив. Словно морские волны извиваются гибкими лентами пригорки и впадины Хвалынских гор. Первый план заполнен луговиной, написанной частыми редкими мазками, на втором плане небольшой подлесок, А по центру две лошади - зеленая и розовая. Сказочные лошади спокойно щиплют травку на лужке. И никакого действия, только пестрые подвижные мазки краски заставляют шевелиться степное разнотравье будто бы от ветра. Эти две лошади будят воображение, они близки поэзии того времени, такой как у Н.Рубцова:
"Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племен..."
Чувство независимости выражено в живописи Бориса Иевлева. Он самостоятелен в выборе сюжета, темы, жанра, хотя в последнее время прикипел к натюрморту. Чувство внутренней свободы важно для художника, так легче творить гармоничные полотна.
Гармония живописи. Так ли это важно для суетливого XXI века? Молодой современник скажет: мультимедийное нужнее нашему времени. Можно возразить: Если сбережем, верно оценим, значит, сделаем сохраненные методики и достижения заделом для будущих поколений.