Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Арон Бух. главное его достижение - свобода

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  В.Чернова
  Главное его достижение - это свобода.
  Живопись Арона Буха
  . "Я рвусь неистово вперед,
   так как мечтаю и надеюсь встретиться с собой"
   Арон Бух.
  Самарский художественный музей не перестает удивлять знатоков искусства новыми именами, новыми встречами с невиданными ранее произведениями искусства. Не прошло и нескольких месяцев после знакомства с невероятными по мастерству акварелями Артура Фонвизина, как стены мраморного зала украсили живописные произведения еще одного мастера XX века, московского художника Арона Фроимовича Буха (1923- 2006).
  Когда мало что известно о личности художника, кажется, что его творчество зрителю предстает неполным. Одно ясно, что Арон Бух любил писать цветы, женщин, ню, автопортреты и пейзажи, оттого- то его живопись особенно самодостаточна.
  Перед открытием выставки состоялось знакомство с Еленой Яковлевой, галеристом - директором галереи "Expo -88", представителем музея Арона Буха; она открыла новые обстоятельства и подробности из жизни художника. Елена познакомилась с мастером двадцать лет назад, влюбилась в его искусство, и посвятила десятилетия тому, чтобы продвигать живопись мастера, посредством выставок, каталогов. Уже есть роскошное издание - толстый сводный каталог его произведений, и состоялась череда выставок в престижных музеях страны: Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственный Русский музей, Московский музей современного искусства. На открытии выставки она говорила о художнике, как о лучшем своем друге, и это трогало, приходило понимание, что галеристом движет не только любовь к искусству, но и неравнодушие к тем, кто творит красоту. Во время краткой встречи с Еленой Яковлевой осталось впечатление, что этот человек считает своей миссией стремление помогать художникам.
  На вернисаж прибыли многие знакомые лица, знатоки, художники, друзья музея. Часто бывает на вернисажах Иван Быков с фотоаппаратом. Этот чистосердечный любитель искусства очень хорошо написал на своей странице о Бухе: Художник берёт в руки густую масляную краску. Он творит свои картины не кистью - руками. Его пальцы ходят по холсту, повинуясь замыслу из глубин Вселенной. Краски смешиваются, образуя невероятные образы, удивительные цветные пятна расплываются и созидают, создают... И вот уже проступают лица, цветы, улицы. Они размыты, бесформенны, но отойдите чуть - чуть подальше, и вы увидите насколько они красивы и - вот чудеса! - детальны! Ни одного чёрного пятна - только яркие, сочные цвета! Что же это за художник, чьими руками творила Вселенная? Его имя - Арон Бух!
  Краткие биографические сведения о художнике. Родился он в маленьком украинском городке Бердичеве. В 1926 году большая семья переехала в Москву. С трех лет он стал жителем арбатского района. Начал рисовать уже в подростковом возрасте, к профессиональному обучению приступил уже после войны. Он посещал всероссийскую художественную студию ВЦСПС. Преподаватели этой студии сохраняли традиции школы живописи московской школы начала двадцатого века, богатой наследием сезаннизма. Эта студия была связана с именами К.Ф. Юона и И.И. Машкова.
  После студии Бух поступил в Училище 1905 года, где попал в класс Василия Ивановича Бакшеева, представителя еще более старшего поколения московских живописцев, чем К.Юон и И.Машков.
  С 1948 года Арон Бух участвовал в московских, республиканских и всесоюзных художественных выставках и с 1959 стал членом Союза художников СССР. Всю первую половину своей жизни с конца 1950х - до начала 1980-х годов он, как и все живописцы - колористы предпочитал развиваться в русле традиций русского импрессионизма начала XX века.
  Сохранились видеофильмы, запечатлевшие момент процесса работы над картиной в мастерской, из них видно, что Арон Бух очень цельный и одновременно наивный человек. Именно эти черты характера сделали его художником одиночкой, он с трудом вписывался в те рамки, которые задавала ему действительность.
  Бух не стал официозным художником или конформистом, и это привело к творческой самоизоляции. Его совершенно не интересовали идеологемы официального искусства, и невольно подавляла необходимость работы по заказу. Неофициальное искусство под названием художественный андеграунд, существовавший тогда в СССР параллельно, также художника не привлекал. Живописца никогда не волновали проблемы современного искусства, всю жизнь Арон Бух работал так, будто и не знал о существовании концептуального искусства, дадаизма, соц - арта, или других актуальных течений. Он был художником - одиночкой вне времени, и вместе с тем, оказался ярким сыном своей эпохи. Потому что таким же одиночкой был и экспрессионист Анатолий Зверев, и тот же вышеупомянутый художник Артур Фонвизин. Данная черта сближает творчество этих мастеров.
  С начала восьмидесятых годов двадцатого века, ближе к шестидесяти годам, когда он перестал работать над официальными заказами, когда появилась пенсия, и наступила пора мудрой зрелости, Арон Бух почувствовал себя свободным от всего; резко отойдя от импрессионистической манеры письма, он пришел к экспрессионизму. Это был правильный выбор. Он жил чувствами, впечатлениями, и возможность выплеска этой эмоциональной плазмы в виде протуберанцев краски на холсте предоставляла экспрессивная манера письма. "Я вижу смысл своей жизни в том, чтобы дать людям исцеление цветом. Поэтому работаю неистово и непрерывно". И в этом выразилось кредо художника.
  При первой встрече с его картинами, ловишь себя на том, что художник не использует рисунок, светотень, не смешивает цвета для достижения большего диапазона палитры; он вообще не смешивает краски, все упрощает, работая чистыми пигментами, с упоением и радостью, как ребенок, впервые взявший в руки краски.
  Работа Арона Буха с красочным тестом, близка к тому, что делал Артур Фонвизин, творивший "цветной водой". И того и другого сближала свобода от правил, канонов. Как-то Бух пришел на выставку акварелей Фонвизина, восхитился наездницей в цирке, потом поехал в свою мастерскую и написал для себя всадницу. Это здорово, когда мастера вдохновляет творчество современника!
  Председатель клуба коллекционеров изобразительного искусства, искусствовед Валерий Александрович Дудаков в одном интервью вспоминал:
  Часто яркость его работ, особенно натюрмортов, вызывала недоумение. Многие разводили руками - ну, чудит старик, - и не видели в этом чуде - чуда сопереживания природе, умения радоваться ее сверхчувственной жизни, желания удивляться собственному переживанию и конечному его результату - картине.
   Гордый и обидчивый, он был способен простить часто сквозившие к его работам насмешки сотоварищей по цеху. Когда комиссия МОСХа как-то отказалась принять в дар от художника ряд подготовленных работ, он в сердцах стал отдирать холсты и выбрасывать их на свалку.
  Отзывчивый и благородный на добро, он неоднократно был обижен пронырливыми "коллегами". Переживая это, он не держал на них обиды, ибо "не ведают, что творят". Он испытывал неотделимую симпатию к тем, кто, как и он, творил в царстве "его величества живописи".
  Хотелось бы прояснить ситуацию с экспрессионизмом в России. Это стилевое течение зародилось в европейском искусстве в первые десятилетия XX века в Германии. Экспрессионизм всегда стремился не к фиксации и отображению действительности, а к выражению эмоционального состояния автора. После трагедии Первой мировой войны, оборвавшей жизни многих художников, в европейской живописи поселились тревога и страх. В европейском экспрессионизме в то время были распространены мотивы боли и крика.
  В середине XX века возник абстрактный экспрессионизм в Америке. Но российские художники по - другому используют европейские разработки. Наши мастера наполняют свою живопись позитивом. Они могут крикнуть, но это крик радости, могут зарычать, но от удовольствия или полноты бытия. Арон Бух никогда не расставался с фигуративностью (цветы, женщины, ню, автопортреты и пейзажи), он делал свои полотна не ради результата, а во имя самого процесса. Как великолепны его слова: "Далёк от фотографии Арон со всех сторон, но от мазка захватывает дух! Спасибо Бух!"
  Во второй половине жизни Арон Бух сделал занятия живописью ежедневной практикой, как музыканты, певцы. Каждый день от рассвета и до заката он купался в красках, работая ладонями, пальцами, тампонами, что - то мурлыча под нос, то пофыркивая, то порыкивая от удовольствия, живописуя автопортреты и цветы. В мастерской присутствовал букет искусственных цветов подсолнуха, он мог бесконечно варьировать мотив букета, на выставке представлены несколько подобных натюрмортов.
  Внимательно вглядываясь в круглое лицо, нависшие над глазами кустистые брови, широкий нос, волнистую бородку, можно уловить легкую улыбку, отзывающуюся симпатией к тем, кто его любил и ценил.
  В статье "Свой путь" сотрудник Третьяковской галереи Валерий Силаев написал: "Он как вулкан, который спит, но в определенный момент вдруг просыпается и из жерла, которого с шумом вырываются снопы дыма, огня, - и на поверхность из недр земли выливается невероятно красивая, бурлящая огненная лава. Это сравнение художника с вулканом не случайно. Его живопись и манера письма действительно подобны лаве. Не случайно от этого такие разные приемы работы - руками, флейцем, тампонами с краской, пальцами. Буху необходимо тактильное ощущение красочной формы. Процесс "миросозидания" начинается! Образ рождается из хаоса
  Знакомство с экспозицией выставки Арона Буха, это знакомство с законченными продуманными вещами. Они будоражат сознание богатством ассоциаций с наследием мастеров, которые работали в Москве. Невольно возникают аллюзии, связанные с именами Василия Кандинского, Аристарха Лентулова, Ильи Машкова.
  Словно осмысляя слова пророка Исайи - "всякая плоть есть трава, и красота ее - как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет...", Арон Бух спешил писать и доводить до безупречной законченности свои холсты. Живописные массы предстали перед нами красивейшими красочными коврами поразительно чистых, и звучных малахитово-зеленых, солнечно-желтых, лазорево-голубых и багряно-красных пятен красок. Живопись Арона Буха на выставке предстала совершенной, невероятно мастеровито сделанной, страстной и полной глубокого смысла! Эта выставка яркий летний подарок, подобный пестрому букету цветов.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"