Блеск национальной романтики в живописи Анны Виноградовой
В Самару пришла весна, но это ничуть не уменьшило приток великолепных выставок в город. Завершается работа выставки японской гравюры в Самарском художественном музее. Но эта пища скорее для знатоков и любителей дальневосточного искусства.
Совсем другое дело, выставка, открытая в стенах галереи Вавилон. Она показала творчество современного мастера из Петербурга, Анны Виноградовой. На вернисаже встретился весь художественный бомонд Самары. За фигурами гостей не было видно полотен мастера. Холсты оказались громадными, представлена жанровая живопись. И какая живопись!
Зрителю предложили "русскую тему", где главным ядром является этнический компонент. Народные обряды, предающиеся из поколения в поколения, персонажи в народных костюмах, русские сказки, вне времени и места, блестяще написанные маслом; все подкупало не только зрелищностью, красивым колоритом, но острым чувством современности.
На открытии трудно было все рассмотреть, спустя два дня состоялась новая встреча с живописью Виноградовой. Хотелось обнаружить следы предтеч, выявить традиции и соединить их с современными тенденциями. И понять, почему так завораживает творчество Анны Виноградовой.
Пограничья столетий, рубеж XX и XXI веков, наступление глобализации, заставляют пробудиться художественное направление "национальная романтика".
Это явление впервые родилось на стыке XIX и XX века во многих европейских государствах, развивалось в рамках стиля модерн и проявилось во многих видах искусства, таких как архитектура, живопись. Тогда, национально - романтическое возрождение охватило государства Северной Европы и славянский мир, долгое время, пребывавшие в зависимости от художественных мод и вкусов - Франции, Италии, Германии, Англии.
Несмотря на общность культурных установок, искусство национального романтизма разнообразно по стилистическим предпочтениям. Ряд вариаций простирался от свободной импрессионистической манеры Константина Коровина, Николая Фешина, традиций академизма Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, до красочности Андрея Рябушкина и Ивана Билибина.
У нас в России почему - то именно на переломе веков возникает извечный вопрос о том, как надо жить России. Полемика западников и славянофилов снова возобновилась и накалилась, в культуре наметился интерес к традициям русской старины.
Анну Виноградову можно причислить к идеологии современного движения славяноведения, когда автору особенно, интересны науки о славянах, их истории, языках, фольклоре, литературах, материальной и, духовной культуре. Корни ее почвенной основы сформировались в семье. "- На меня повлияла мама - Светлана Васильевна Жарникова (1945 -2015) выдающийся современный этнограф. Автор работы "Архаические мотивы северорусской орнаментики", книги "Золотая нить", она начала активно заниматься этой темой, когда мне было шесть лет.
Круг научных интересов С.В.Жарниковой: истоки северорусской народной культуры; архаические корни северорусского орнамента; обряды и обрядовый фольклор; семантика народного костюма.
Ее глубочайшие познания проявились в первой творческой работе дочери в эскизах костюмов для вологодского хореографического ансамбля, к балету - мистерии "Здравствуй, Масленица!" Виноградова использовала элементы традиционного северорусского костюма. В 2005 году, участвуя в конкурсе "Гипермода", она получает за свои костюмы Первую премию "Золотая игла". Сценический народный костюм, она сделала удобным и разнообразным
Детство и юность Анны прошли в Вологде, где отец - Герман Иванович Виноградов архитектор и мать Светлана Васильевна Жарникова этнограф, искусствовед отставили довольно зримый след в истории.
Она всегда хотела стать художником, но детские мечты не услышали взрослые. В художественной школе не училась, образованием занимался отец. Все же решила попробовать свои силы на подготовительных курсах при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, в течение года посещала анатомический класс: училась рисовать кости, мышцы.
Анна поступила с первого раза на графику в 1996 году. Но вскоре поняла, что живопись важнее, и перевелась на факультет живописи. Окончила институт в 2006 году, блестяще защитив диплом картиной "Шествие масленичного поезда". Эта композиция запоминается пляшущими на снегу людьми, нарядными девками и любопытствующими ребятишками.
По окончании института летом 2006 года Анна Виноградова работала в США, где в итоге стала действительным членом Ассоциации портретистов Америки. В Америке была популярна тема "Балерины" и Анна успешно работала и работает в ней.
На выставке в Вавилоне зрителя очаровывают "Белый лебедь", "Черный лебедь" "Дуэт" и балерина "Мария". Но мастер предпочла на время отойти от этой темы, вынашивая полотна про масленицу. Американские галеристы уверяли, что "русская тема никому не нужна, потом оказалось, что "русская тема" в исполнении Анны Виноградовой сверхвостребована в США.
Вот на соседней стене сильная по экспрессии картина "Житный козел".
...Моя картина "Житный козлик", отображает древний масленичный обряд. В старину здоровые парни должны были дотащить за рога до пшеничного поля сильного козла, чтобы ткнуть носом в землю. Козел брыкался, рвал кому-то одежду... Такая вот местная коррида. Если все заканчивалось победой парней - быть деревне с хлебом! Люди справляли этот обряд веками...
На главной стене четырехметровое полотно "Хозяин масленицы".- Если вы о ярмарках с блинами, то это далеко не вся масленица. Прежде она состояла из сплошной вереницы обрядов. Один я отразила в картине "Хозяин масленицы". Этот обряд последний раз зафиксировали исследователи в начале ХХ века. Хозяином назначали самого здорового мужика в округе, в последний день праздника он садился обнаженным в сани, запряженные быком, и объезжал, все окрестности. А за ним шла веселая крестьянская толпа. Считалось, что если на морозе с ним ничего не случится, то и у всех сельчан тоже целый год будет все хорошо.
При том он, самый здоровый и удачливый, жертвовал своим здоровьем ради общего блага: он не мог знать, чем езда на морозе закончится.
Глядя на впечатляющие полотна, такие как пятиметровая "Святочная ладья", остается констатировать, что для Анны Виноградовой древняя старина стала живым свидетельством исконной душевной одаренности народа. Под ее кистью, как и у великих мастеров конца XIX века бытовой жанр утрачивает свой бытовизм.
Движение национальной романтики обращается к жанру, интересуется сказаниями, национальным фольклором. Используя народные костюмы, предметы быта, орнаменты, художница воссоздает обряды русской истории, заглядывая в прошлое.
Для того чтобы стать художником, воплотившим национальное своеобразие в праздничной культуре, нужно обладать набором личных качеств и биографических ситуаций. Надо было вырасти в городе Вологде, основанном в 1147 году, в семье ученого этнографа. Только в соединении с интересом к истории и способностью проникаться непостижимостью своих героев, могло родиться такое явление жанровой живописи.
Над каждым полотном Анна работает по два - три года. Каждая картина имеет свою историю создания. Эскизы, рисунки, этюдная работа, поиски персонажей. В каждом композиционном приеме, в повороте фигуры, в мазке есть свой смысл, важный для выражения сущности сцены. Вот из - под чьего - то плеча высунулся глаз молодухи, тут мужик раззявил рот с одним зубом. Вот пьяный, неловко пляшет, размахивая руками. И в центре девочка, закутанная в платок, смотрит на нас, словно вовлекая в пляс. Малышка в красном платке напомнила другую, в "Утре стрелецкой казни" Василия Сурикова, тоже в красном платке. В целом, выстроенная по диагонали композиция "Хозяин Масленицы", с фигурами и сугробами снега по краям, навевают в памяти "Взятие снежного городка" работы Сурикова, тоже жанровую композицию. Вот и нашли предтечу!
Анна Виноградова такой же потрясающий колорист. Соотношение красного цвета платков, рубах, белого снега и желтой соломы (кадмий желтый) звучат как выражение природной силы, призыва. Ее живописные находки усилили экспрессию жеста, мимику лица, остроту взгляда звероподобного хозяина и быка.
Когда она работает над композицией "Святочная ладья" (еще не завершена), то сбивает людскую массу в одно целое. В результате титанической работы достигается необычайная цельность. Она обнажает чувства, реализует их в движении, в объемах форм, в цвете.
Анна расставляет героев на холсте так, что они естественны в движениях, Каждый герой остановлен либо в порыве с охапками соломы, либо в задумчивой сосредоточенности. Хороши узорные рубахи парней, красные и изумрудные платки на плечах женщин. Художник мыслит цветовыми аккордами. Цвет помогает добиваться достоверности и психологии изображения, и дает возможность раскрыть красоту костюмов.
Долго думалось про то, что ладья странная, у нее два носа. Возникло подозрение, что это Велесова ладья. Бог Велес славянский скотий бог, покровитель искусств. Итак, на картине Виноградовой запечатлена Ладья мёртвых, увозящая души умерших в Навь. Согласно славянским сказам, не имеет кормы, но зато имеет два носа, обращённые вперёд и назад - в Явь и в Навь.
Помимо славянской обрядовой тематики на выставке Виноградовой предстали персонажи сказок Павла Бажова. "Серебряное копытце", "Каменный цветок", "Малахитовая шкатулка", и "Хозяйка медной горы", "Великий Полоз". Это логично. Для национальной романтики характерно широкое обращение к сказочному миру. Сказочный мир предстает зрелищно, в некоей недоговоренности, и запоминается сильными характерами.
Национальный романтизм - это искусство глубоко оптимистическое, радостное, в чем-то утопичное. Отрадно, что в этом направлении работают художники виртуозы.
Сегодня Анна Виноградова является членом движения "Передвижники 21 век", проводит выставки в России и странах Европейского союза, в США.