"Кто не плачет над своей вещью, тот не творец. Уж если человек увлечется искусством, ему эту жажду не залить вовеки."
Анна Голубкина
Государственная Третьяковская галерея, Филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре, Самарский областной историко - краеведческий музей им.П.В. Алабина, музей Модерна, Самарский областной художественный музей представили в Самаре выставку "Стихии Анны Голубкиной".
На выставочных площадках Самары персональные выставки скульпторов прошлого века являются редкостью. Музей Модерна, Третьяковка в Самаре представляют выставку "Стихии Анны Голубкиной". Автор Анна Семеновна Голубкина (1864-1927) - первая русская женщина - скульптор, крупнейший представитель плеяды блестящих мастеров конца XIX - начала XX веков, дитя Серебряного века, чье творчество явилось поворотным этапом в истории русской скульптуры и ознаменовало возрождение искусства пластики.
То время характеризовалось расцветом символизма, импрессионизма, экспрессионизма и многих других стилевых направлений в культуре России. Анна Голубкина жила в эпоху модерна, тем интереснее было узнать, как впишется выставка в небольшое пространство интерьеров Музея модерна. Сегодня не секретом является то, что в экспонировании выставок важным является дизайн экспозиции. Чтобы что-то достойно показать, надо суметь это сделать мастерски.
И мы, сотрудники Самарского художественного музея отправились на встречу с Анной Голубкиной. В лестничном пролете был установлен интересный модуль, с перечнем дат - летописью жизни художника. И по мере подъёма на второй этаж мы проникались важностью и ценностью ее жизни.
А потом вошли в пространство как будто бы знакомых залов и увидели, как здорово его преобразовали два автора: Елена Хураськина, Игорь Малахов. Примите наше восхищение и похвалу! Какие оригинальные тумбы - подставки под скульптуру! Обычно они бывают массивные, тяжеловесные, загромождают небольшое пространство, их неудобно обходить. А здесь совсем иная картина. Подставки сделаны сквозными, в каждом зале особенные. Где -то помассивнее, где - то узкие, все сделано под каждый размер скульптуры. Сквозь сквозные подставки видно пространство зала и от этого он стал словно шире. Нас направили в зал, где экспонировались своего рода "зарайские сфинксы". Они сразу же запоминаются изображениями старух и стариков.
Анна Семеновна Голубкина родилась в Зарайске, в Рязанской губернии. Дед ее в молодости был крепостным, сумел откупиться на волю и поселился в Зарайске, занявшись огородничеством. Он же растил своих внучат. Отец Анны рано умер, и она все детство и юность вместе с матерью, братьями и сестрами проработала на семейном огороде. На всю жизнь сохранила она уважение к физическому труду, яркую и сочную народную речь, и невероятно обостренное чувство собственного достоинства.
Никакого особенного образования у Анны Голубкиной не было. Местный дьячок обучил ее грамоте, а местный учитель рисования уговаривал ее серьезно учиться. Она прочитала в детстве много книг, и тогда же начала лепить из глины. Родные не препятствовали, но Анна понимала, что семья не должна лишаться работника. Поэтому прошло много времени, прежде чем она решилась покинуть родной Зарайск.
В двадцать пять лет она, одетая по-деревенски, повязанная платком, в черной складчатой юбке она приехала в Москву и поступила в Училище живописи, ваяния и зодчества, класс Сергея Волнухина.
"В мастерской между античных слепков, строгая и величавая, она выглядела, как мифическая древняя пророчица-сивилла", - вспоминал учившийся вместе с ней Сергей Коненков.
Очень хорошо иллюстрируют ее жизнь и окружение головы зарайских сфинксов, в виде портретов соседей, знакомых стариков, старух, странниц. ("Старик - натурщик"1891г., "Портрет П.С.Голубкина.1892г., "Странница"1902г., "Старик" 1900г., "Изергиль"1904г., "Старая"1904г., "Старик из часовни"1905г., "Старая"1908г). Эти головы невероятно выразительны, похожи на лики одряхлевших мифических существ. Кажется, что в бесконечных бугристых складках провисшей кожи, отложились все перипетии судьбы каждого, своеобразные знаки умудренной жизни. На поверхности некоторых работ остались следы троянки .
Тема старости была ярко воплощена Анной Голубкиной в Париже, где она увидела скульптуру Огюста Родена "Та, которая была прекрасной Ольмьер" (1885). В 1889 году она брала уроки у Родена. Поэтому пригласила ту же немолодую натурщицу и создала скульптуру "Старость". В 1898 году она представила ее на парижском Салоне (самый престижный художественный конкурс того времени) и была удостоена бронзовой медали Академии Коларосси, где ранее обучалась. Во многом, она чувствовала себя обязанной Родену.
Глубокоуважаемый господин Роден!
Моя застенчивость и незнание французского языка всегда мешали мне выразить мою глубокую благодарность за Ваши указания и советы. Я мечтала создать нечто хорошее и долговечное, и я думала, что тем самым я смогу выразить мою благодарность Вам. Но я не прекращала надеяться, что смогу Вам выразить, что Вы значили для меня.
Хотя я и молчала во время занятий, я тем не менее всё прекрасно понимала, что Вы говорили. Я понимала, всё что Вы говорили, потому, что несовершенное владение языком воспитывало и утончало мою способность догадываться.
Ваши слова имели для меня большое значение. До Вас все преподаватели, кроме одного московского скульптора Иванова, говорили мне, что я на ложном пути, что нельзя работать так, как я; их упрёки меня мучили, потому, я им не верила. И вот, когда я увидела Ваши работы в музее Люксембург, я подумала: если этот художник скажет то же самое, я должна подчиниться. Вы не можете себе представить, какая для меня была радость, когда Вы, лучший из всех художников, сказали мне то, что я сама чувствовала, и Вы дали мне возможность быть свободной. Вы сразу же меня освободили. Я ничего не говорила потому, что у меня не было слов, чтобы выразить Вам всю свою благодарность. Вы дали мне возможность жить. Быть может, Вы меня уже забыли - высокого роста русскую, Вашу ученицу, Голубкину.
Я Вам пишу теперь потому, что у нас сейчас очень тревожное время. Берут и сажают в тюрьму всех, и я один раз уже сидела. Осенью будет у меня новый суд, и я боюсь, что Вы никогда не узнаете, до какой степени я Вас почитаю и уважаю, и полна благодарности к Вам. И пока я буду жива, я от всей души благоговею перед Вами как великим художником и как человеком, который дал мне возможность жить.
От нашей тяжелой жизни шлю Вам горячие пожелания здоровья и счастья. Ваша ученица Анна Голубкина. Апрель-май 1907 г.
Помимо стариков, Голубкина любила лепить детей. У нее самой не было семьи и детей. "Если хочешь, чтобы из твоего писательства что-нибудь вышло, не ходи замуж, не заводи семьи. Искусство связанных рук не любит. К искусству надо приходить со свободными руками. Искусство - это подвиг, и тут нужно все забыть, а женщина в семье - пленница".
Хотя Голубкина была незамужней и не имела детей, она нежно любила племянников, воспитала дочь своего брата Веру. Среди работ трогательны изображения племянника Мити, который родился больным и умер, не дожив до года. На выставке представлено множество детских головок, непоседливых и выразительных.
Поскольку скульптор жила в эпоху символизма, она любила таинственные сюжеты. Один из них воплотился в композиции "Кочка". На выставке вариант из СОХМ, и ваза "Кочка" 1904г. из ГТГ. Мастер использовала сюжет из рязанского фольклора о некрещенных детях, которых после смерти не принимают ни Ад, ни Рай, и потому они ютятся под корнями деревьев и кочками. Маленьких героев она делала с племянниц Саши и Веры. Здесь отсутствует тщательная детализация формы, предпочтение отдано художественному обобщению. Как все скульпторы - импрессионисты, она оставляет следы пальцев, стека. Кажущаяся незаконченность, разорванные или текучие линии на поверхности масс, отражают стремление воссоздать живую натуру.
Точно такой же таинственностью наполнена композиция "Пленники". Мрамор.1909г. Это изображение голов женщины, девочки и мальчика, выступающие из массива мраморного блока, грубо обработанного троянкой. Композиция отличается свободной моделировкой текучих мягких форм в решении лиц, которая создает сложную игру света на поверхности материала в контрасте с грубой поверхностью основания. Это вызывает ощущение незавершенности. Идея композиции в высшей степени символична - перед нами пленники жизни, которым не вырваться из ее пут.
Известный художник - авангардист Владимир Татлин писал о ней: Её искусство национально. Оно пленяет теплотою, отличающей славянские искусства от искусства романских и германских народов. Это русское искусство, заражающее эмоционально с глубоким философским содержанием. Её искусство имело высокую цель служению дела народа. Им она помогала делу преобразования российской мрачной тогда действительности
Удивительно то, что, тяготея к символизму она создала революционный бюст Карла Маркса.
К символизму отсылает композиция "Сирень" (Портрет Е.Д.Никифоровой) 1902г. Это своеобразное произведение перекликается с композицией символиста Михаила Врубеля, которого Анна Голубкина считала любимым художником. Характерно то, что она сделала портреты романтика Михаила Лермонтова, символистов Андрея Белого, Вячеслава Иванова. В 1910 году молодой Алексей Толстой выпустил книгу стихов на основе русского фольклора. Гладя голову мою, говорила мать: "Должен ты сестру свою, Мальчик, отыскать. На груди у ней коралл, Красный и сухой; Черный кот ее украл Осенью глухой"
Видимо они были созвучны Анне Голубкиной. Именно тогда она сделала замечательные портреты писателя в гипсе и в дереве. На выставке представлен портрет из собрания СОХМ в гипсе.
О жизни Голубкиной можно писать и писать, но сам ход экспозиции, ведет в мастерскую художницы, дизайн которой создали любовно мастера. Полочки с работами, деревянная колода в центре, на ней скульптура слона. Все предметы в этом зале представлены Музеем-мастерской Анны Голубкиной, который является единственным сохранившимся в столице скульптурным ателье эпохи Серебряного века.
В центре мастерской скульптура "Березка" - силуэт девушки овеваемой ветром. Это знаковое произведение Голубкиной, где очень емко представлен конфликт противостояния человека окружающему его миру.
Знаменитая мастерская Анны Голубкиной находится в Москве. Родные скульптора сберегли ее в неприкосновенности. И часть предметов показали в Самаре. Здесь есть все для работы скульптора. Станки под скульптуры, каркасы из проволоки для будущих скульптур, инструменты. Многие из них она привозила из-за границы. Например, пунктир-машину для перевода произведения из глины в твердый материал.
В последнем зале представляющем стихии Анны Голубкиной, -рельефы, камеи и акварели. Известно, что скульпторы -импрессионисты в начале XX века часто отдавали предпочтение природным материалам. В то же время возникло внимание к мелкой пластике, которая должна была стать органичной частью единого ансамбля, своего рода синтеза искусств, в рамках идей стиля модерн. Интересен рельеф "Материнство", к работе над которым она возвращалась из года в год.
Невольно привлекают внимание камеи на раковине. Это малый вид искусства почти не разрабатывался в русском искусстве того времени. И Голубкина в какой-то степени стала первопроходцем, припоминая античные образцы. Нас пленила камея на раковине "Пейзаж с лошадью". И этим, выражаясь словами Татлина, Голубкина перекидывает мост в искусстве из прошлого в будущее. Своим духовным взором она видела расцвет, силу русского народа и понимала их, как понимает гениально воплощённый ею Лев Толстой
Одна из сторон таланта Анны Голубкиной ботанические иллюстрации, которые мастер создает многие годы, в том числе и в родном Зарайске. Голубкина не стремилась к точному воспроизведению деталей растений. Работая в традициях графического гербария, она оставила на полях и на изображениях названия растений. В акварельных листах Голубкина более всего проявила женское начало, размещая порой на одном листе несколько разных растений в состоянии цветения, словно букеты. Скромные стебли цветов, запечатленные на листах бумаги акварелью, органичны в экспозиции выставки. В ходе осмотра выставки, мы посмотрели фильм о Голубкиной, прочитали тексты на панелях строгого серого цвета и преисполнились чувством восхищения от того как представлено искусство скульптора и информация о нем.
Завершая обзор выставки произведений Анны Голубкиной, хотелось бы привести слова Максимилиана Волошина: "Как мастер, творчество которого является неугасимым горением совести, Голубкина представляет исключительно русское, глубоко национальное явление. Она принадлежит к художникам типа Достоевского и Толстого... к которым нельзя подходить с заранее предрешёнными критериями искусства. Их надо принять целиком, как людей; только тогда примешь целиком и их творчество".