Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Андрей Бодров -мастер сухой иглы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опубликована в газете Культура

  Валентина Чернова, искусствовед, член Союза художников России,
  член Ассоциации искусствоведов России.
  
  Андрей Бодров - мастер "сухой иглы".
  В Самарском художественном музее открылась выставка произведения художника из Петербурга Андрея Бодрова. На выставке представлены преимущественно гравюра, техника сухой иглы.
  Искусство гравюры, массовое искусство. Известный историк И.Е.Забелин в своей книге "Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях" писал, что "в XVII веке в Москве возникла мода обклеивать деревянные стены в хоромах итальянскими гравюрами". Боярские дети использовали гравюры в качестве раскраски и для вырезывания фигурок персонажей - кукол.
  Потребительский взгляд на гравюру отличал и горожан шестидесятых годов XX века, когда в интерьере советского жилища прописались эстампы и чеканки. И в этом есть своя правда. Гравюра всегда была тиражным видом искусства, печаталась не в одном экземпляре. Но с развитием новых полиграфических технологий, в наше время, она сдала свои позиции, являясь теперь техникой для достаточно небольшого круга художников.
   В 2008 году на презентации выставки "Образы Италии в гравюрах Пиранези и итальянских мастеров XVI -XVIII веков из собрания СОХМ я запальчиво заявила, что в наши дни гравюра стала достоянием элитарного круга знатоков, и до сих пор не изменила мнения. Это заявление связано с тем, что в Самаре нет коллекционеров гравюры. Ее надо прятать от солнца, выставлять на свет лишь на два - три месяца, следить за влажностью, ведь лист бумаги может пересохнуть или покрыться пятнышками плесени. Мало найдется таких преданных хранителей гравюры.
  На Западе, художник сдает свой рисунок в мастерскую, ему там этот рисунок переведут на металл, и протравят и напечатают мастера. В России же эта техника целиком и полностью детище одного автора. И за это, я особенно люблю российскую гравюру.
  Я люблю эту технику, включающую последовательно несколько этапов творчества. Вначале идет рисунок, потом перевод рисунка на металл. Печать тоже непредсказуема. Конечный результат всегда неожиданный.
  Андрей Бодров художник график из Петербурга. Он родился в Ленинграде в 1968 году. И как бы мы не называли этот город, он является синонимом художественной столицы России.
  Здесь у художника была возможность учиться и во Дворце пионеров, и на подготовительном отделении ЛВХПУ им.В.И.Мухиной, в художественных студиях при ЛМЗ и Художественном фонде. С 1991-1994 годы Бодров работал в экспериментальной графической мастерской Комбината графических искусств. С 1997-2003 - под руководством Л. Г. Башкова занимался в офортной студии (художественное объединение "Art-Craft"), созданной при участии Е. Е. Баскаковой и С. И. Разуваева. Является членом данного объединения по настоящее время. С 2000 года - член Союза художников России. Участник более восьмидесяти выставок в России и за рубежом.
  Работает в технике сухой иглы, травленого штриха, акватинты, гравюры на картоне, монотипии, пастели.
   Склонность к графическим техникам проявилась у Андрея Бодрова в детстве. Он попробовал сделать рисунок пером и чёрной тушью, так появилась тяга к чёрно-белому изображению.
   Сейчас Бодров отдает предпочтение сухой игле. К этой технике подтолкнул учитель, художник Давыдов Анатолий Захарович. Принцип этой техники таков: на закопчённую металлическую пластину переносится зеркально изображение. По намеченным линиям рисунок процарапывается иглой на металлической доске. Для сухой иглы характерна особая бархатистость штрихов. В процессе резьбы образуются заусенцы ("барбы"), а края контура приобретают грубоватый характер, что способствует удержанию краски и созданию на оттиске четкой линии. При этом должна быть твердая рука: чем глубже "царапина", тем впоследствии жирнее и бархатистее будет линия.
  Затем, в получившиеся борозды втирается краска, удаляются излишки, и под давлением изображение переносится на бумагу.
  Так получилось, что Андрей Бодров привязался к этой технике, и сухая игла стала неотъемлемой частью его творчества.
   И это не просто привычка, эта техника ему нравится, и нравится тем, что перекликается с акварелью, рисунком тушью и пером, техниками, что полюбились в детстве.
  Андрей Бодров работает в нескольких жанрах, пейзажа, городского пейзажа, натюрморта и ню, решая все в рамках фигуративного искусства.
  Надо сказать, что основная профессиональная деятельность Андрея Бодрова связна с инженерией, что развило в нем способность к абстрактному и конструктивному мышлению в искусстве. Он умеет анализировать, отбрасывать частности, выделяя основное. Во всех листах видно умение упрощать и обобщать.
   Создавая разнообразный пейзажный облик страны, будь то городской, сельский, речной, лесной и горный мотив, Андрей Бодров абстрагируется от излишней детализации, от натуралистического впечатления. Художник выявляет конструктивную основу, выражает ее в четкой графической структуре, в соотношениях черно-белых линий и пятен.
  Художник также постоянно выезжает на натуру, на поиски полюбившихся видов. Выезжая на дачу в Сиверскую, в любимые места под Петербургом, во время своих путешествий по стране и за рубежом он выполняет десятки карандашных этюдов, набросков, альбомных зарисовок. Последующая работа продолжается в мастерской, где натурный опыт переплавляется в создание обобщенных художественных образов на листах офортной бумаги в технике сухой иглы.
  Образы ню отличает выверенная линия, условность и лапидарность средств, в создании художественного образа. Пожалуй, они в своем пластическом решении более экспрессивны
   О своеобразии своего метода в искусстве художник говорит: "Я считаю, что техническое направление и художественное могут уживаться вместе. Инженерная специальность позволяет мне быть более организованным, а художественная деятельность не только не вредит моей основной работе, но и, отчасти, помогает".
  Техника "сухая игла" доминирует в творчестве художника. Но есть также интерес к технике пастели. Безусловно, она требует отдачи большого количества времени. Для А.Бодрова пастель - это натурная техника.
  Цветная пастель она своего рода компенсатор цвета. Ведь мы живем в цветном мире, от него нельзя абстрагироваться. Потом уже, после возникновения цветного рисунка, отдохнув немножко, можно опять оценить поэтику черно - белой гаммы, и возвратиться к ней.
   Основа графического метода Андрея Бодрова состоит в том, чтобы главное внимание уделять композиции. Он считает, важной задачей художника поиски и воплощение гармоничного на листе бумаги. От своих учителей он узнал не только о строгих правилах и основах рисунка, но и перенял "свободный" рисунок, свободную манеру исполнения и умение интерпретировать.
  Мы встретились теплым летним днем в стенах музея, автор показал множество каталогов своих выставок. Невольно вызвало симпатию настойчивое желание художника продвигать свои выставки по музеям России. Так узкоспециальная гравюрная техника быстрее сделается достоянием широкого круга зрителей. И это правильное решение.
  Произведения художника находятся в музеях, галереях и частных собраниях в России и за рубежом.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"