Аннотация: О творчестве художника-керамиста Алисы Самаринкиной.
Валентина Чернова
Из чего же, из чего же, из чего же, вырастает Художник?
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки? Из платочков и клубочков,
Из загадок и мармеладок сделаны наши девчонки!
Вот из чего, вот из чего, вот из чего!
Яков Хелемский
Алиса Самаринкина - удивительный художник. Невероятно талантлива, трудолюбива и разнообразна. Только недавно, в ноябре прошла в галерее "Новое пространство" групповая выставка "Вопреки банальности", где были представлены ее работы в технике батика, горячей эмали и керамики. Только недавно она в своем интервью говорила, что "таинственный мир батика всегда интригует, завораживает и приносит вдохновение для новых работ. Работая в техниках горячего батика, эмали, керамики ты никогда не знаешь, что увидишь в результате, это загадка до последней стадии обработки. Именно поэтому я люблю эти виды искусства", и вот - выставка произведений керамики "Я и Ты" в "Новой Галерее".
Это первая персональная выставка, где Алиса Самаринкина предстала как Мастер керамики. Ранее показывала зрителю многообразие своего творчества в различных техниках, и возможно, это снижало диапазон восприятия творчества художника.
Хотя работы в технике горячего батика из цикла "Исчезнувшие цивилизации" - "Кельты", "Мировое дерево Эвенков", "Стрелок", "Славянский календарь", "Ловец птиц", "Ноев ковчег" 2008 года производили незабываемое впечатление на выставках.
Все дело в том, что она происходит из семьи потомственных художников, родители много лет проработали в Творческо - Производственном комбинате Художественного Фонда России, а отец Валерий Самаринкин (1949-2000) был мастером росписи по батику и блистательным акварелистом, членом Союза художников России. Именно он стал первым Наставником и Учителем для своей дочери.
Алиса училась в Самарском художественном училище им. К.С.Петрова - Водкина с 1993 по 1998гг, и еще, будучи студенткой, принимала участие в различных молодежных выставках. В 2000 году после окончания училища отлично умела работать в батике и тогда сделала серию работ в данной технике для кафе "Любимый город". Она, прежде всего, заявила о себе как о мастере по батику.
Керамику осваивала самостоятельно, еще в детской художественной школе любила занятия по лепке.
В 2001 первом году несказанно повезло, абсолютно неискушенный молодой художник Самаринкина была зачислена работать в творческой группе профессиональных мастеров керамики на Экспериментально - творческо - производственный комбинат "Воронцово" Союза художников России в Москве.
ЭТПК - (аббревиатура комбината), был основан более пятидесяти лет назад, здесь творят более двухсот художников в различных техниках и материалах декоративно - прикладного искусства, умело соединяя в искусстве многолетние традиции и учитывая новые вкусы, стили и тенденции.
Алиса попала в настоящую профессиональную школу. Там создала громадное кашпо, похожее на перевернутую табуретку, забавные фантазийные фигурки и разнообразные плакетки, декорированные отдельными "строительными" элементами в виде кружков, полосок, спиралек, треугольничков, лесенок и окошек путем наложения их на ровную поверхность. Первый пятилетний период творчества А.Самаринкиной отличался преобладанием внешних декоративных элементов. Такого рода "рукоделие" не помешало стать тогда членом международной Ассоциации Союза дизайнеров России, а позже в 2002 году членом Союза художников России. Самаринкина в 2005 году окончила Самарский государственный университет, факультет ИЗО и ДПИ.
В 2007 году участвовала на Всероссийской выставке "Молодые художники России в Москве, на выставке дипломантов Российской Академии художеств в Саратове, и на симпозиуме эмальеров в Ярославле. Работать стала с использованием конструктивных элементов для крупных произведений.
В мае 2007 года в Самарской области происходила встреча Россия - Европейский союз, Алиса вместе с группой художников принимала участие в оформлении правительственной резиденции. Ей пришлось много работать с фаянсом (белый материал, содержащий большое количество глины) и пластические возможности этого материала открыли новый этап в творчестве художника - скульптуру малых форм.
Мелкие фигурки трубящих или спящих ангелов, маленькие девочки с книжкой или кошкой, детки на прогулке, милые влюбленные парочки, все эти композиции жанрово-бытового содержания, настольные портреты - миниатюрные головки, увенчанные блюдом с фруктами; все они получились невероятно живыми и трогательными, удивляют почти детской фантазией, добродушием и кажущейся простотой исполнения. Чтобы лепить людей в различных состояниях, надо иметь талант наблюдателя, психолога.
Благодаря малой пластике Самаринкина привлекла внимание многих галерей, получила признание ряда специалистов. Она постоянно участвует на всероссийских выставках, примерно три выставки в год, интересуется симпозиумами и это говорит о некотором оживлении интереса к керамике в стране.
Раньше, в СССР, благодаря государственной политике в области культуры и искусства существовали Дома творчества. Сюда приезжали художники на два месяца, жили на полном довольствии и под руководством мэтров работали. Дома творчества способствовали профессиональному росту мастеров. После 1991 года Дома творчества исчезли, художники остались предоставленными самим себе.
В течение последних пяти лет что - то, наконец, стало изменяться по отношению к керамике, Повсюду открываются керамические симпозиумы - пять симпозиумов в год, идет повальная керамизация.
Один из самых интересных симпозиумов 2011 года - Второй международный симпозиум керамики в Рябово, неподалеку от Вятки (Киров). Организатором симпозиума с большим бюджетом выступил Вятский художественный музей, при поддержке администрации. На этот международный форум приехали мастера из Литвы, Украины, Москвы, Санкт - Петербурга, Перми, из Самары были двое - Ю.Малыгин и А.Самаринкина. Художники сами сделали печи под руководством мастера из Франции Клода Ассажа, экспериментировали с дровяным обжигом, газовым, и раку, потом обжигали. По окончании симпозиума, музей отобрал по две работы, что-то после выставки подарили авторы.
Что важно было для мастеров? Никто не ограничивал художников, ни в темах, ни в размерах, полная свобода. Что является недостатком этих симпозиумов, мало времени - всего две недели. Дровяной обжиг занимает минимально три дня (погрузка, обжиг 14 - 16 часов), и два дня занимает остывание. Конечно, есть элемент спешки, стресса, это мобилизует мастеров. У Рябово есть перспектива на будущее, стать постоянной арт. - резиденцией по керамике.
Художникам важно выходить из своей мастерской, на симпозиуме можно научиться свежему взгляду на материал, освоить новейшие техники, попробовать необычные материалы, да и просто получить профессиональное общение. Работы Алисы после симпозиума стали свободнее и раскованнее. Возникли символические композиции на тему яблока и первородного греха, в виде двух половинок яблока, состоящего из двух профилей. Она любит составные вещи наподобие пазла, разъединенные или соединенные они звучат иначе.
Свежая выставка произведений керамики "Я и Ты" в "Новой Галерее" знаменует иной этап в творчестве художника, помимо трехмерных произведений, она представила большую часть работ в рельефе, в виде настенных панно в технике фаянса и шамота, в обрамлении темного дерева.
Вначале представлены "Яблоки", интересна фаянсовая тема "Любовники", состоящая из различных совмещений двух профилей. Другие композиции с использованием архаических символов - знаков пола, решены невероятно лаконично, стильно.
Меня ошеломила серия фаянсовых пластов "Девять месяцев", решенная почти сюрреалистично. Вот белоснежный торс, вот слегка обозначившийся животик, потом набухшее лоно, потом животик растрескивается, и на заключительном панно сквозь раскрытое лоно забрезжило круглое личико. Фаянс, покрытый прозрачной глазурью, отсвечивающий стеклянным блеском производит невероятное впечатление.
Взаимоотношения между Мужчиной и Женщиной всегда были благодатной темой для художников. Во всех работах на данную тему у Алисы проявлена высокая степень поэтизации, и даже знаки пола в образах выглядят скорее целомудренно и знаково, чем сексуально и эротично.
Вернисаж выставки Алисы Самаринкиной произвел на всех глубокое впечатление. Все предыдущие выставки автора, включавшие роспись по батику и эмали оставляли впечатление о молодой женщине, которая увлеченно занимается всем, что интересно.
Выставка произведений керамики "Я и Ты" выявила очень цельного сильного мастера, произведения это скорее скульптура в керамике, так совершенны их формы. Стало видно, что каждой вещи присущ отпечаток индивидуальности автора, особый почерк. Самоочевидно, что для Алисы Самаринкиной, художника, посвятившего себя керамике, главное в жизни - Глина и Печка.
После вернисажа, захотелось поискать в интернете про наших современниц в искусстве. Мне попался интересный материал о конференции, состоявшейся в Москве в Музее современного искусства и РГГУ в 2009 году. Конференция называлась "Женское искусство как проект будущего". Многие специалисты много говорили о наличии маскулинной культуры в связи с творчеством женщин в России.
(Маскулинная культура - это культура с определенными характеристиками, такими как ориентация на соперничество, независимость, стремление доминировать, индивидуализм, желание самореализации и исключительная концентрированность на работе (жить, чтобы работать). Считается, что данные качества больше присущи мужскому сообществу.
Некрасовские строки из поэмы "Мороз, Красный нос" о женщине в России, "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет" стали постоянной составляющей в характеристике россиянки.
Культурологи были правы, говоря так о творчестве женщин в России, но по поводу творчества российских женщин для будущего очень хорошо высказался искусствовед Андрей Толстой: - "Мне кажется, что если мы возвращаемся к тому, есть ли будущее, - безусловно, будущее есть и должно быть. И я был бы сторонником того, чтобы, во-первых, художницы работали бы так, как они хотят. Каким бы искусство ни было, то, что делает женщина, всегда будет очень интересно потому, что у женщины всегда очень острый и гораздо более утонченный, и гораздо более изощренный взгляд на окружающий мир, как на мир физический, реальный, так и на мир умозрительный".
Вот все вышесказанные слова можно спокойно причислить к творчеству Алисы Самаринкиной.