Аннотация: Хлестаков: прощелыга, сыщик или мелкий бес?
"То было двух бесов изображенье"
Детали. Гоголь
Для начала попробуем ответить на вопрос: а врут ли человеку черти, или сам человек толпится у черта в прихожей, будь он граф или князь и обманиывается? Обманывал ли кто-нибудь старика из 'Заколдованного места' Гоголя?
'И с той поры заклял дед и нас верить когда-либо черту.
- И не думайте! - говорил он часто нам, - все, что ни скажет враг Господа Христа, все солжет, собачий сын! У него правды и на копейку нет!'
На самом деле, никто ему не обещал никакого клада. Чичиков не обманул учителя, не 'надул', когда не помог материально. Потому что не обещал. А что обещали Печорин и Хлестаков? Нельзя ли на этом основании и Печорина записать в разряд чертей? Возможно, люди, близко знавшие его автора - Лермонтова, и того бы туда зачислили - сам автор порой был невозможен...
Но ведь если этот чиновник, что требует к себе городничего, не Хлестаков, то это не так страшно, как если бы это был Хлестаков. Страшно-то как раз если это он. 'Двух бесов изображенья' - писал Пушкин, подсказав Гоголю Чичикова и Хлестакова и того, и другого.
Другие два чудесные творенья
Влекли меня волшебною красой:
То были двух бесов изображенья.
Один (Дельфийский идол) лик младой -
Был гневен, полон гордости ужасной,
И весь дышал он силой неземной.
Другой женообразный, сладострастный,
Сомнительный и лживый идеал -
Волшебный демон - лживый, но прекрасный.
(А.С.Пушкин)
Лотман пишет "фаворитизм", Лотман пишет "психология самолюбия" и приводит целые страницы фактов об известных лжецах, пытаясь подтвердить образ Хлестакова как плутовской. Но все не то, все не так. Хлестаков не плут. Он берет яркие фрагменты и склеивает из них жизнь. Гоголь сам хотел его играть на сцене, неудовлетворенный трактовкой персонажа, главного персонажа, совести, подлинного ревизора, служителя Третьего Отделения и одновременно искусного манипулятора. (Он тоже фея, как и Печорин. Как и все Лермонты - фея им дала свой дар читать в людских сердцах, но это невозможно без испытаний. Влияние Лермонтовской семейной легенды на Гоголя? А почему нет?)
Изучаем художественную деталь. Цель: показать, какой Гоголь прекрасный кинорежиссер на примере художественной детали в "Ревизоре" и изучить роль детали в реализме.
Чертим таблицу. Справа- детали, указывающие, что Хлестаков- прощелыга, слева - что Иван Александрович Хлестаков и есть он, подлинный ревизор, шпион тайной полиции, служитель Третьего отделения Его Императорского Величества. И дописываем, что относится к Хлестакову-черту. "Двух бесов изображение" - фраза, которую Пушкин относил к Хлестакову и Чичикову" вполне может читаться и буквально.
Сначала логика иерархии - чем выше чиновник, тем больше он Хлестаков. А далее детали игры Гоголя с читателем.
1. Текстологическая деталь. Сначала было в тексте, что городничему приснились две собаки. Затем, - две крысы. Две собаки- это ведь ищейки попроще, а вот две крысы огромных размеров - это тайная полиция, которой самое место под лестницей, как Гарри Поттеру. Все слышно, кто входит, зачем входит, кто выходит, куда выходит.
2. Речевая деталь. Распоряжения Хлестакова подчиненным: "Это вот так" - если он прощелыга, не знает, что говорить, если шпион- не должен говорить, распоряжения и подсказки черта - реалистично, в них нуждаются и министры, толпящиеся в передней черта с самого утра и жужжащие как шмели. Реальность таковою не бывает, а вот мистическая реальность...
3. Поведенческая деталь из опять же речи: "Напротив, я всегда стараюсь проскользнуть незаметно". Прощелыга - вряд ли, что ему это, если не разыскивается полицией, а вот шпион - тот да, всегда старается, это же не противоречит тому, что все его все равно видят, черт - да, старается проскользнуть незамеченным.
4. Экспозиционная опять же, представляет себя: "С хорошенькими актрисами знаком". Прощелыга может об этом только мечтать, а вот шпион- обязан, они же по заграницам ездят, мало ли. Черт - тоже может актрис попутать.
5. Деталь-нарушение. В вист с министрами - впятером. Если это прощелыга и картежник, то вряд ли он мог так обсчитаться, а если шпион, то он запросто мог переодеться любым из них и тогда все сходится- четверо. Ну, министры иностранные это по части крупных крыс, не рядовых собак-ищеек. Если же пятый черт- Хлестаков, то он мог быть и под столом
6. Деталь-разоблачение. Дамы разоблачили вранье Хлестакова - Городничий бы не посмел, а им - можно: Есть другой Юрий Мирославский- это уже мой". Прощелыга, который выкручивается из любой ситуации или профессиональный шпион, обладающий выучкой. Ни того, ни другого голыми руками не возьмешь.
7. Топографическая деталь. Хлестаков упоминает, что его дом - самый первый в Петербурге. Откинем мысль о метафоре, рассмотрим, какой Гоголь молодец. Ведь первый дом в Петербурге- это домик Петра Первого, маленький, скромный. И называется Дом Петра Первого, А тут дом Ивана Александровича... Кто из публики не знает, тот не смеется. Выучка подлинного шпиона - проверять на эрудицию. С другой стороны, Петр в народе - Антихрист.
8. Композиционная. В начале Хлестаков - чиновник из Петербурга. Остановился в гостинице. И он же в конце: ..."из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице". Случайно или игра бесовская? Как Добчинский И Бобчинский в немой сцене друг против друга пеняют на зеркало "коли рожа крива" - а неча.
9. Топонимическая деталь. Письмо отправлено на Почтамтскую улицу. То есть не Почтмейстеру ли лично, чтобы, наконец, разоблачить и его как вкрывателя и читателя вверенной ему корреспонденции и пришить ему статью? А он только что совершил акт государственной измены, и если этот Хлестаков подлинный ревизор, то что бы он там ни написал, вскрывать это нельзя! Черт всегда попутал? Черт и разыграл.
10. Хлестаков пересчитывает деньги, точно зная, от кого они. Прощелыге не все ли равно, а вот чиновнику из Петербурга, намеренному это передать в казну, очень даже надо. И черту интересно, он ведет учет прегрешений человеческих. И пусть стены, имеющие уши, да услышат.
11. Арбуз за 700 рублей. Для прощелыги дороговато, а вот чиновник мог там вскрыть контрабанду на 700 рублей. Перевозили же в арбузах. И в кастрюльках. Было дело. Цена примерно 60 лисьих шуб. Очень крупный план. Монтаж.
12. И наконец, сама немая сцена. Чего они так застыли, догадались что ли? Если это другой какой чиновник, то все ведь в городе хорошо теперь. На больных колпаки одеты свежие. А если это Хлестаков??? А если Хлестаков - черт, как задумывали Пушкин и Гоголь - не мистический ли ужас, страх этот?
13. И, наконец, временная деталь. При прощании с Городничим голос Хлестакова заявил, что он вернется завтра-послезавтра. Вот и вернулся.