Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Почему критики-революционеры выбрали Катерину, а не Варвару лучом света?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Почему Варвара отдает ключи Катерине?
  Главной целью жителей Калинова, обозначенных критиками как 'жертвы темного царства' является спокойная, тихая, неприметная жизнь, пользуясь преимуществами которой можно жить по собственной воле. Греши по-тихому, не высовывайся, будь как все - такая жизненная позиция спасает от излишних страданий, а семьи - от позора. Да, и там 'злые языки страшнее пистолета'.
  Задание 1. Сравните ситуацию в 'Горе от ума' и в 'Грозе' - кто боится 'злых языков и почему. Можно ли фамусовское общество назвать темным царством по этому признаку?
  Недооцененная "революционерка" Варвара могла бы иметь больше оснований стать лучом света, нежели Катерина, которую выдают замуж, не спрося ее согласия и которая идет туда, куда ее влечет желание, страсть, страх. Она ключи отдает, знает, что таким образом она останется будущей Кабанихой, а Катерину, скорее всего, выгонят. Причем по-тихому. У Катерины же получился громкий скандал - каявшихся прилюдно уже не выгонишь так просто, незаметно для общества. Варвара просчиталась (могла ли она такое предусмотреть?) - не быть ей главной Кабанихой в семье.
  Задание 2. Прочитайте высказывание Канта о религии. Проанализируйте рассказ Катерины о своем детстве, о том, как она ходила в церковь, забывалась там, слушала речи странниц и докажите, что это не настоящая религиозность, а просто мистицизм.
  И Кант: Религия является познанием наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некоей чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли'.
   Между выбором (ответственностью) - религией и мистицизмом.
   - отсутствием выбора, мы уже находили прямую связь через философию Канта, и вот продолжаем, изучая кантианца Островского, следить за логикой греха как изначального поражения и несвободы, задуманного изначально именно как бунт. Первый бунтарь, мы знаем, Люцифер, он закован в десятом круге ада в лед, свободный несвободен, и отсюда представление мистиков о грехе как рывке свободы - в окончательное закабаление. Катерина, блеснув лучом света в темном царстве, идет на дно Волги. То есть путь Люцифера. Блеск, возможно, оттуда, из той же мифологии.
   Грех - понятие априори религиозное. Но что-то подсказывает, что когда Островский ведет Катерину в темном царстве по пути греха, то его осознание, признание и героиней никакого отношения к религии не имеет. Есть прельщение грехом - ощущение достаточно древнее, языческое. Раз она красивая, значит, в омут - прямой путь, по пути желания, но не ответственности, в противовес сознанию, которое, разумеется, подсказывает, что плохо - это не хорошо.
   Ну, действительно, многих красота ведет в, условно, омут, и через персонажа - барыню - это все озвучивается как аксиома. Ее слышат и Варвара и Катерина. Но Варвара в омут не идет, идет Катерина.
   Варвара. На свою бы тебе голову, старая карга!
   Видимо, Варвара либо недостаточно красива по меркам того времени и собственной самооценке, либо она отвественнее, умнее Катерины, и ей выбирать самой себе объект ответственности и петлю - вот, Кудряша. Петля не самая узкая и не самая шелковая, но своя, выбранная самой.
   По репликам Варвара - Чацкий в юбке, если бы тот, конечно, мог как она читать людей. Эмансипация, свободомыслие, критический взгляд.
   Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!
   Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.
   Варвара. Знай свое дело -- молчи, коли уж лучше ничего не умеешь. Что стоишь -- переминаешься? По глазам вижу, что у тебя и на уме-то.
   Катерина. Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись...
   Варвара. Только не с мужем.
   Катерина. А ты почем знаешь?
   Варвара. Еще бы не знать. Уж, казалось бы, что революционерам-демократам не обратить внимания на Варвару, не возвести ее в ореол, но революционерам нужны красивые девушки, и они выбирают для знамени своего, призывающего Русь к топору, Катерину. Ну, кого призовешь, тот и поведет...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"