"...но, поскольку отразить все аспекты
жизни пластатиков в одном докладе невозможно, мы рассмотрим лишь один частный
вопрос. А именно: была ли за мужем Баба Яга?" (Труды физклассов 47 школы,
1980/81у.г.)
Тема молчания издавна волновала лучшие умы
человечества. Различные ее аспекты были рассмотрены в многочисленных трудах: от
древнего алхимического рецепта "слово - серебро, молчание - золото" до
современного наставления по биатлону "Промолчи - попадешь в
первачи" ("первач" - первый и единственный круг биатлонной мишени). От
военного фольклора "Молчать, я вас спрашиваю!" до серьезного политического
трактата "Молчание
доктора Ивенса" (повествование о том, как олигархи препятствовали
распространению сведений об инопланетянах). Нельзя не упомянуть
о своеобразной теории относительности молчания, основы которой заложены в книге
братьев Стругацких "Улитка на
склоне". Как это принято у древних мыслителей, Братья построили свое
исследование в форме диалогов главного героя Молчуна (длина реплик 10-20 слов) с
остальными персонажами (краткости ради приводятся по 30-100 первых и последних
слов каждой реплики). Нетрудно сообразить, что природа молчания
в столь различных источниках рассматривается с совершенно разных, зачастую
полярных и противоречивых позиций. Курьеза ради отметим, что отечественные
мистики рассматривали молчание как некую субстанцию: "Тут он
произвел небольшое молчание" ((с) Н.В.Гоголь). А отдельные мечтатели даже
предлагали применять его в военных целях: "А
он безмолвием его обезоружит!!!" (Грибоедов, фантастический боевик о
супермене Молчалине).
Заметим, что для
отечественной литературы вообще характерена тема трагического
противостояния безмолвия и многословия. Ярким примером служит драма
Тургенева "Муму".
Образ героини так полюбился современникам, что ее имя стало нарицательным,
а название упомянутого триллера Грибоедова стало ошибочно переводиться
как "Горе от мума". Оно лучше передает смысл книги, чем нарочито абсурдный
авторский вариант "Горе от ума" - ум не может повредить человеку, ибо умный
умеет держать язык за зубами.
Почти столь же подробно изучены к
настоящему времени огурцы. Упомянем классический труд "О вреде огурцов и пользе орхидей" (цикл
"Физики шутят"),
утилитарно-гедонистическое исследование
"Сравнение огурцов с пивом"),
малоизвестную романтическую
балладу ваганта и изобретателя Вадима Егорова о получении реактивной
тяги путем орального приема двухкомпонентного топлива на основе огурцов и
молока, отчет о
возделывании огурцов-мутантов из алюминия на субстрате из льняных волокон, а
также лингвистическую апорию о невозможности перебросить через реку "огурец
соленый (с-Аленой)" (как и многие другие "взрослые" сочинения древних, эта
апория сейчас популярна среди дошкольников).
На этом пестром, но богатом фоне до
обидного скудно смотрится литература о молчании огурцов. Известно стихотворение
Эдуарда Успенского о Крокодиле, который решил поиграть с огурцом, но, не
дождавшись от него разумного слова, заскучал и по рассеянности съел товарища (в
Сети найдена ссылка только на отрывок приветственной речи
крокодила: "Несомненно, мы с тобою родня,/Посмотри, как ты похож на
меня./Не похожи мы длиной, высотой,/Ну так это ты еще молодой./ А пупырышки
похожи и цвет.../ Только жалко, у тебя ножек нет..."). С некоторой натяжкой
к теме можно отнести философскую миниатюру "Почему киты молчат, ничего не
говорят?" - огурцы, киты и крокодилы близки по форме, поэтому
естествоиспытатели долиннеевских времен считали их родственниками
(например, Юрий
Коваль ("У меня на грядке Крокодил Растёт! А в реке Москва-реке Огурец живет!") или упомянутый выше Успенский).
Некоторые исследователи склонны
трактовать в духе текущей темы пресловутый труд об алюминиевых
огурцах. По-видимому он восходит к эпохе Менделеева, когда алюминий ценился как
золото. Налицо аллегория - огурцы на вес золота - что-то вроде "золотого яйца" Курочки
Рябы. А золото, как мы знаем - молчание. Красивое рассуждение,
но скорее из области фантазии, чем науки. Вот почему авторы
считают своим долгом внести посильный вклад в развитие этого актуального
вопроса.
Итак, почему огурцы
молчат? Казалось бы, ответ лежит на поверхности: потому что у
них нет ни голосовых связок, ни легких. Однако отсутствие связок не мешает
"разговаривать" дятлам и бекасам. А отсутствие легких не мешает производить
массу звуков насекомым. Можно предположить, что молчание огурцов
вызвано отсутствием специфических трещоток и хвостовых акустических резонаторов,
имеющихся у перечисленных существ. Однако весьма громкие звуки могут издавать
ближайшие родственники огурцов - рыбы (в отличие от китов и крокодилов, рыбы
имеют близкий к огурцам уровень интеллекта и могут существовать в жидких
соленых средах без газообразного кислорода). Так, И.Акимушкин пишет, что от
свиста рыбы-жабы можно оглохнуть (мы направили запрос в Министерство
Здравоохранения, но ответа пока нет. Ссылка на оригинал не
найдена, наиболее близкий материал здесь: www.progulka.ru/zoopark).
Может показаться, что наука в нашем лице
зашла в тупик. Но это не так. Выход из тупика всегда можно обнаружить, если
подняться над проблемой и взглянуть на нее шире. Тогда непредвзятый наблюдатель
наверняка заметит смежный вопрос - о молчании грецких орехов, и это поможет ему
разобраться с огурцами. Как известно, грецкие орехи - симбионты
греческого орешника - в процессе эволюции потеряли все ткани и органы кроме
мозга и защитной оболочки (Кир
Булычев-Можейко-Ложкин). Как же они общаются? Версию, что орехи обладают
телепатией, мы по совету проф. Выбегалло отбрасываем как ненаучную.
Действительно, зачем "множить сущности сверх надобности"? Зачем орехам
телепатия, когда в их распоряжении имеется прекрасная кабельная система сосудов
орешника? Судя по развитости коры мозга, орехи способны не только
переговариваться, но и обрабатывать двумерные и трехмерные изображения, играть в
сетевые игры и т.д. Так что ответ на вопрос о молчании огурцов
очевиден. Они общаются внутри своего небольшого социума по каналам-сосудам
растения-матки.
Мы предполагаем продолжить наши
исследования обмена информацией между огурцами. Возможно, нам даже удастся
разработать интерфейс для подключения к их сети или хотя бы для объединения
коммуникационных систем разных растений. Пока на очереди исследование
социальной организации, мифологии, литературы и поэзии огурцов.
К сожалению, наша работа тормозится из-за нехватки материальных средств. Сейчас
мы ожидаем ряд грантов и надеемся на помощь некоторых благотворительных
организаций. В первую очередь мы обращаемся с просьбой о помощи к правозащитным
и спасательным организациям, а
также надеемся на понимание или, по крайней мере, на благожелательный
нейтралитет со стороны защитников природы, у которых угроза нарушения статус-кво
огуречных сообществ может вызывать понятное беспокойство. Подумайте о наших
братьях меньших, заточенных в "камеры" по несколько особей и систематически
истребляемых любителями салатов! В заключение мы благодарим всех
участников обсуждения, а также администрацию Лиги Школ, предложившую в 2004г. тему "Почему
огурцы молчат" на вступительном сочинении.