Черная Марина : другие произведения.

Графомания: приговор или диагноз?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



  Графомания: приговор или диагноз?
  
  
  Часто, читая отзывы к произведениям, я встречаю высказывания, в которых используется это слово - графомания.
  Графомания - это психиатрический термин, подразумевающий болезненную страсть к написанию текстов, чаще всего не представляющих никакой культурной ценности. Обычно произведения таких авторов шаблонны, невыразительны и не представляют собой никакого интереса ни для читателей, ни для критиков.
  Итак, что же, по сути, разделяет произведение, достойное внимания, и то, что мы с полным правом можем назвать "прихотью графомана"? Объем? Ошибки: орфографические, синтаксические, стилистические...? Качество изложения? Имя автора?
  В действительности факторов, влияющих на субъективную оценку читателя, - великое множество, и перечислять их можно очень долго. Но почему тогда одни произведения сразу называют графоманством разной степени тяжести, другие - прочитав однажды, бывает даже и с интересом, напрочь выбрасывают из головы, охарактеризовав все тем же словом? Почему к одним вещам люди возвращаются раз за разом, а другие отбрасывают, даже не дочитав до середины?
  В блужданиях по просторам Самиздата, мне попадались самые разные произведения и очень молодых участников сообщества, и их более известных собратьев, и даже издающихся авторов. И вот что интересно... достойные вещи встречались у разных авторов, и ни наличие каких-то ошибок, ни каких-то других факторов не мешало восприятию этого текста. Однако встречались и другие, прекрасно вычитанные произведения, но которые совершенно не цепляющие. Заинтересовавшись причиной подобного явления, я попыталась их проанализировать и понять, что же является этим самым стержнем, удерживающим читательское внимание.
  Я не касаюсь сейчас книг-жвачек, коих сейчас развелось великое множество в самых разных жанрах. Это отдельный разговор и, кстати говоря, на мой взгляд, они могут рассматриваться, как некоторая разновидность той же графомании, только приукрашенной наличием некоторых психологических техник.
  Впрочем, вернемся к нашей проблеме: так что же отличает творение графомана от всех других?
  Ответ оказался на удивление прост и лаконичен.
  Идея!
  Именно ее наличие объединяло все, хоть чего-то стоящие произведения между собой. Не просто ряд событий и персонажей, проходящих в той или иной последовательности перед взором читателя, сиюминутно развлекая, а тот глубинный смысл, что был заложен автором в свое творение. Именно он заставляет задумываться над, казалось бы, очевидными вопросами и искать на них ответы. Именно он удерживает внимание, побуждая возвращаться к книге, перечитывать и переосмысливать ее раз за разом. А основным компонентом, позволяющим этого добиться, является личность автора: его видение проблематики, его философия, его отношение к людям...
  И вот, читая одно произведение, словно плаваешь в чистейшем океане, наполненным настоящими человеческими отношениями и чувствами, вложенными автором в своих героев с одной только целью - донести смысл, что он сокрыл в глубине. Другое же оставляет ощущение испачканности, словно по доброй воле влез\ла в мутную лужу: грязи много, дно тоже, вот оно... Да только смыслом там и не пахнет, ибо все усилия автора потрачены на попытки представить эту самую грязь как-нибудь по-привлекательнее.
  Итак, что же такое графомания?
  Диагноз?
  Безусловно!
  Ведь, графоман - это человек, изначально одинокий, возможно, страдающий от заниженной самооценки. Свои творения он создает, просто стремясь к общению, которое отсутствует у него в обычной жизни по каким-либо причинам. Произведения его лишены оригинальности и глубины, но кажутся ему гениальными. И он совершенно искренне ждёт признания, и поэтому крайне болезненно воспринимает критические высказывания относительно своих творений.
  Приговор?
  Нет!
  Так как мнение аудитории для самобытных авторов, прежде всего, является стимулом для развития, подстегивающим к своеобразному состязанию с самим собой в желании устранить недостатки и сделать произведение лучше, интереснее, глубже!
  И хотя различия эти, так очевидны, к сожалению, над ними мало кто задумывается. Ведь, так легко вынести приговор в комментариях на страничке, просто так, походя, руководствуясь лишь субъективным представлением о красивом слове "графоман".
  
  
  P.S. Не прикладываю к статье список произведений, побудивших меня к написанию этой статьи, только по одной причине: я хочу привлечь внимание к проблеме как таковой, а не завязнуть в обсуждении некоторых частных случаев.
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"