Героическая комедия в стихах Александра Гладкова "Давным-давно" (другое название - "Питомцы славы"), идет на этой сцене с 1942-го. года (премьера была в эвакуации в Свердловске). И она всегда возвращалась на сцену ЦТСА. Ее ставили разные режиссеры, в ней играли разные поколения актеров, в том числе в роли Кутузова, блистал Великий Владимир Зельдин (и конечно Игорь Ильинский в кино, когда яркой сверхновой блеснула экранизация Рязанова), но ЦТСА был первым.
В нынешней постановке, зрителю приходится прорываться к сцене сквозь пласты дежавю, предыдущих постановок и версий, но труппа Театра Армии, успешно в этом помогла своим почитателям.
Театр, как известно, начинается с вешалки, а спектакль начинается с декораций, и тут все было самое оно.
Декорации спектакля, с изящным вкусом и неожиданной трансформацией... кивер-сапоги-фанфары-пистолеты, просто притягивали взгляд. Прекрасно удалась военная эстетика 1812-го года. Плюс приятно поразили, по Уставу, грамотно указанные шифры Государя, на эполетах и ташках (четкость в таких мелочах, считаю проявлением профессионализма и уважения к зрителям). Все было абсолютно в тему и органично вписывалось в спектакль.
Очень понравилось решение Бала, с некоей фрагментарно-изящной хореографией. Изящная и элегантная пластика актеров, вкупе с внезапным рисунком танца, вельми грела взгляд.
Покорил, шикарнейший Кутузов Виталия Стремовского, с ярко выраженной харизмой Екатерининского полководца.
Очень понравилось исполнение Французской песни, в исполнении Лепелетье, Фоша и Арманьяка (известных также, как Александр Аргос, Кирилл Кириличев и Дмитрий Оболонков).
Но одним из любимейших героев зала, конечно стал великолепный Граф Нурин, Андрея Кочинова. Юмор, замешанный на самоиронии, очень хорошо оттенял этот персонаж, и самой интересное, это шушуканье зрителей и в зале, и в антракте, по поводу над кем именно, подшучивал актер своей прической, над неким заморским президентом, или же над островным премьером. Кто-то сказал, что это случайное совпадение, но я что-то не верю в такие случайности, у талантливых актеров.
Ну и о героине очаровательной Марии Оамер... Ей попалась вельми сложная роль, и не сценически, а скорее психологически. Играть роль, зная, что тебя обязательно будут сравнивать с каноническими исполнительницами былых лет, очень не просто. И на мой взгляд Мария нашла гениальное и вместе с тем простое решение (это ИМХО разумеется). Она сыграла не Шурочку Азарову, а именно Надежду Дурову, и получилось, то, что надо. Отличный штрих, кстати, парадный "Павловский шаг". И мы конечно простим костюмерам и художникам, замену сценарно-канонического мундира Павлоградского гусарского полка, на красные ментик и доломан Лейб-гвардии гусара. Уж больно он шел актрисе.
Кстати о музыке... Злопыхатели помню, пытались за эту музыку критиковать Тихона Хренникова, что, мол, она быстро забудется, а музыка то эта, звучит со сцен и экранов, уже 76 лет и конца ей не видно.
Так что постановка явно удалась, что подтверждали овации зала в финале.