Пьеса, Афанасия Дмитриевича Салынского, "Барабанщица", создана в 1958 году.
Героическая Драма, действие которой разворачивается, в только что освобожденном прифронтовом городе, в сложное время неустойчивого военного равновесия, когда города переходили из рук в руки, превращаясь в развалины.
Эта работа стала сразу сверх-популярной на театральной сцене, но ее "Альма матер" и "Пенатами" в одном лице, безусловно стал ЦТСА.
И закономерно то, что Фестиваль Военных Театров, открывается именно во Флагманском Военном Театре России - Центральном Академическом Театре Российской Армии, и открывается именно "Барабанщицей".
Я шел на спектакль в некотором волнении, помню "Барабанщицу" еще с Алиной Покровской и Людмилой Касаткиной в роли Нилы Снижко, и мне, конечно, была интересна трактовка Бориса Морозова и его Труппы...
Первым делом, зрителям показали некий Социальный срез фронтового города, побывавшего в оккупации.
Режиссер прописал персонажи Салынского, вольно, или невольно, сдобрив их флером Чехова и Зощенко, что сделало образы еще ярче. Любовь и дружба, коварство и наивность, жестокость и романтизм... все это было рельефно, и особенно при этом подкупала искренность игры актеров.
Художественное решение сцены было более, чем удачным: развалины на заднике сменяющиеся солдатскими письмами, карта фронтов на планшете просцениума, гротескно-ностальгическая коммуналка в разрушенном доме и некая символическая связь времён в виде противотанкового "ежа" слева и современной музыкальной остановки справа. Еще хочу отметить адекватные эпохе костюмы, что сейчас, увы, в театре не всегда является правилом. Вижу в этом профессионализм и уважение к зрителю.
Главной фабулой спектакля, на мой взгляд, стала фраза Федора, о том, что надо восстанавливать не только города, но и души. Слова Нилы "Запомните нас веселыми", это на мой взгляд лишь рефрен к этой мысли.
Буквально душой и сердцем, сыграла Нилу Снежко, Ольга Герасимова. Ей удалось показать и человека и маску, что являлось тут сверхзадачей. Очень сильно был сделан эпизод, её психологической дуэли с лже-Ставинским (Александр Рожковский).
Очень ярко сыграл Чуфарова, Андрей Егоров, у него получился типичный интеллигент конформист, типаж существующий во все времена и эпохи.
Зал очень тепло принял спектакль, принял овациями стоя. Было некое ощущение общности зрителей сороковых и двухтысячных.
В заключение скажу следующее... Легендарные стены ЦТСА, видевшие маршалов и генсеков, как всегда выдержал проверку временем, знаменитая сцена на которой являлись боевые корабли, может устоять в любой шторм. И это правильно!