За три столетия ничто не изменилось под луной. Это я про пьесу последнего романтика-националиста Генрика Ибсена "Враг народа". Драматургия Ибсена сложна и для режиссеров, и для актеров, и для зрителей. И плюс к этому, для зрителей Ибсен подчас скучен. Уж больно долго из глубин сознания Ибсена, через сцену, идет к зрителям его крик души и, уж тем более, проблемы, показанные в этой пьесе, не дают зрителю ХХI века ни новизны, ни свежести эмоций. Увы, современный зритель - это больше дитя телевидения, нежели театра. И, действительно, коррупция в курортном городке конца ХIХ века, когда общество, дабы сохранить прибыли, изгоняет честного врача, это не ново и даже скучно, и не несет интриги. Тут его изгоняют, в ХХ веке упекли бы в дурдом, а в XXI просто бы убили...
И тут коллектив Творческого объединения "Гнездо" сделал ряд нестандартных для современной избалованной публики ходов...
Ну, во-первых, само сценическое решение уже вызывало интерес. Актеры сидели за столами среди зрителей, и сам сюжет проходил под видом театральной читки, впрочем, периодически разбавляемой действием. Коррупционный скандал, на фоне семейных отношений (ныне на сцене и экране акценты ставятся, скорее, наоборот), этим вряд ли кого-нибудь сейчас удивишь или хотя бы заинтересуешь, но актерам это удалось.
Во-вторых, искренность игры, что сейчас, увы, становится редкостью. На мой взгляд, все актеры играли искренне, и это было главным, отчего спектакль удался. Почему некоторые актеры нервничали (может, так задумал режиссер), но это придало дополнительный оттенок искренности их игре, и спектакль от этого только выиграл.
А уж инфернально-циничный Петер Стокман Эрвина Гааза, в котором как бы объединились и Шейлок и Ричард, был эдаким грозовым фоном, оттенявшим все другие персонажи.
И очень понравилось явление тени молодого Квислинга (Ян Воробьев). Прекрасно сыграли Анастасия Плюснина и Светлана Бельская. И я рад, что Александр Гнездилов так же как и я считает, что актрисы должны быть красивыми.
Резюмируя, скажу следующее... Труппе удалось показать квинтэссенцию того, что вольно или невольно сказал Ибсен. Коррупция бессмертна, Зло периодически побеждает Добро, а Любовь всегда будет мощнейшим фактором всех сторон деятельности человека.
Кстати, на счет любви, с моей точки зрения, накал отношений между Ховстадом и фрекен Петрой можно было бы сделать ярче, но не смею советовать режиссеру.