В Современнике был спектакль, на мой взгляд, выделявшийся даже на фоне блестящей череды их Премьер.
Я имею виду пьесу "Балалайкин и ко", написанную по Современной идиллии Салтыкова*, нашего, Щедрина, не много, не мало, как Сергеем Михалковым.
Тут сделан настолько четкий и яркий социальный срез тогдашнего Русского обществ, что весь спектакль не покидает ощущение, что смотришь пьесу Островского. Вполне возможно, тут срабатывает подсознание на череду пьес Островского на Московской сцене, или у самих актеров срабатывает дежавю на свои "Островские" работы, ну и еще конечно тутошний Глумов, очень похожий на постаревшего Глумова из "Мудреца", но вернемся к спектаклю...
Я считаю, что тут очень удачной была экранизация, что на порядки увеличило количество счастливых зрителей. Очень важно, что тут сделали не фильм, а именно спектакль, и спасибо тут мощной режиссерской бригаде: Георгия Товстоногова, Александра Вокача, Леонида Пчёлкина. "Бригадный подряд" тут сработал только на пользу, и спектаклю, и зрителю. Пьеса смотрится на одном дыхании, а блестящий актерский ансамбль, только добавляет яркости красок в палитру действия.
Ну, во-первых великолепнейшие Валентин Гафт в роли Глумова, и Игорь Кваша (Рассказчик), их актерский тандем, облек Щедринский термин "годить" в реальную и буквально осязаемую форму. Они именно по Щедринским калькам, показали нам либеральных дворян, весь либерализм которых, заключался в блаженном ничего неделании, что в конце концов и привело их в полицейские Сотрудники*. Причем вошли в полицейский круг, они радостно и с песней. С каким восторгом, буквально захлебываясь слюной, Рассказчик вещал о бесконечных пирушках на крестинах у городовых. (Страшная всё-таки вещь, этот либеральный конформизм).
Тайный агент Кшепшицюльский, неповторимого Валентина Никулина, персонаж, котрый во всем непонятном, видит происки революционеров. В устах Никулина Щедринские фразы звучали особенно смачно, например: "..Когда постояльцы со второго этажа революцию будут делать", или - "Водка тоже будет, много, но позже". И что восхищает. Как быстро либералы, ставшие полушпиками, быстро отодвинули заслуженного агента на третий план.
Неожиданно запевший оперным басом Рогвольд Суховерко, в роли брандмейстера Молодкина.
Абсолютно Островский, ярчайший персонаж Нины Дорошиной - содержанка Фаинушка.
Иван Тимофеевич, местный квартальный (Пётр Щербаков), отчетливо сыгравший персону, X классного чина по Табели о рангах. Этакий добряк с обаятельной улыбкой, скрывающей волчий оскал.
Одна из любимейших мною ролей Андрея Мягкова - странствующий полководец Редедя, как же шикарно актер обыграл свою роль, ведь сначало его и не узнаешь. Как он проникновенно нежно говорит слово "селедочка". И шикарный гэг, когда он в процессе разговора задремал опираясь на костыль и упал, от того что Фаинушка, сказали "тьфу" в его сторону.
Ну и конечно Великий Олег Табаков, буквально взорвавшийся в роли Балалайкина, показал Щедринскую суть - "балалайки бесструнной", ставшей именем нарицательным для пустых и вздорных людишек.
Этот спектакль важен для нашей современной Культуры, тем, что переводит Щедринский слог XIXвека, на понятный современному зрителю язык, футурология Щедрина становится абсолютно понятной. И смелость создателей спектакля безусловна. Не побоялись они в семидесятых Сусловских годах, поднять на щит Щедринскую сатиру, на загнивающую структуру власти.
Балалайкин* - был еще персонажем в очерке Щедрина - "В среде умеренности и аккуратности". Именно там впервые появился этот адвоката-авантюрист.
Сотрудники* - в XIX веке, полицейские информаторы из населения, находящиеся за штатом и работающие на полицию на добровольной основе