Тут показывали фильм "Интервенция", Геннадия Полока, 1968 года, по пьесе Льва Славина. И мне вспомнился тогда спектакль "Театра Сатиры", увидевший сцену годом ранее, но сначала немного о самой пьесе...
Лев Славин написал эту комедию-буфф-гротеск в 1932 году в Одессе. Пьеса была, как говориться с двойным дном. С одной стороны революционный романтизм и сатирические образы интервентов и буржуа, а с другой стороны, не только скрытая ирония к красным, примерно как у Алексея Толстого в "Хождении по мукам", но и буквально Достоевщина, а ля "Бесы".
Меня в этой пьесе поразила своей реалистичной жесткостью фраза:
"Следователь сперва будет ласков. Сначала он предложит папиросы. Потом он предложит жизнь. Папиросу, кто очень хочет курить, можно взять, а от жизни придется отказаться".
Та самая линия выбранная революцией для семьи Кибальчишей, отцы и братья должны сгореть в огне революции, где права на жизнь для них не предусмотрено, но потом придет Красная Армия и разобьет врага.
В спектакле мне запомнилась, конечно: Мадам Ксидиас, блистательной Татьяны Пельтцер, фактурнейший Полковник Фредамбе - Георгия Менглета, Бродский, Анатолия Папанова, ну и конечно Мария Токарчук, Зои Зелинской.
Ну а фильм, на мой взгляд, совсем другое произведение. Тут гротеск главенствует абсолютно...
Один диафильм-клипарт, с образцами социальных слоев Оккупированной Одессы чего стоит, (за то, что там мельком обозначили сионистов, авторам фильма потом обломилось). Но когда сионистов показали в хасидском прикиде со скрипкам, а затем черносотенцев в картузах, сапогах и с топорами, ну и прочих эсэров с меньшевиками, зал лежал (просмотр был для деятелей культуры, так что работников торговли было в зале не больше двадцати процентов, от интеллигентской трибы).
Вообще, речь французского генерала с иллюстрациями, это была просто песня.
Хохма с Вольтерами и Жорж Зандами, в рядах войск Антанты тоже вельми не плохое решение.
Ария Копеляна в кабачке, вкупе с нарушением правила не стрелять в пианиста, это вообще шедевр.
Мадам Ксидиас, Ольги Аросевой была весьма органична.
И все это на фоне Одесского суржика: "Я вас прошу подойти до нее и спросить: "Мадам Токарчук, мсье Филипп интересуется - или у нас есть сейчас приличных бомб?".
Высоцкого играло имя, молодой Золотухин, которого, кстати, он и привел на съемки, оправдал доверие.
Ну а Великолепный Юрский настолько ярко играл, что казалось, что это его моноспектакль