Аннотация: Рецензия на спектакль "Фунт правосудия"
Зачем ты так усердно... Свой точишь нож?
Прочитав анонс о спектакле "Фунт правосудия" и выяснив, что это действо будет по мотивам "Венецианского купца", я было взгрустнул... Опять Шекспир. И хотя "Венецианский купец" - одна из интереснейших работ старины Виллиама, и до сих пор вызывает бурные споры критиков, театроведов и даже политологов, тем не менее, идти я на этот спектакль не собирался. Не собирался, пока не увидел на афише имя Эрвина Гааза, актера и режиссера с Таганки, и прочитал, что сценография и идея принадлежат Виктору Кауфману (которого, к сожалению, больше нет среди нас), и я понял, что не смогу пропустить этот спектакль.
Но сначала (простите историка) немного истории...
Впервые эта спорная и до сих пор вызывающая диаметрально противоположные эмоции пьеса была издана в 1600 году под длиннющим названием: "Превосходнейшая история о венецианском купце. С чрезвычайной жестокостью еврея Шейлока по отношению к сказанному купцу, у которого он хотел вырезать ровно фунт мяса; и с получением руки Порции посредством выбора из трех ларцов. Как она неоднократно исполнялась лорда-камергера слугами. Написана Уильямом Шекспиром".
Сам сюжет пьесы был заимствован из сборника новелл "Овечья голова" Джованни Фьорентино, 1378 года, и латинского сборника новелл Gesta Romanorum (XIII в.), 1577 года.
Ну, а главной героине пьесы Шекспир с намеком дал римское имя Порция (именно так звали жену Брута). А теперь вернемся к спектаклю...
Тандем режиссера Романа Михеенкова и актера Эрвина Гааза дал замечательный результат. Спектакль смотрится буквально на одном дыхании и, смотря феерическую игру Эрвина, просто забываешь, что он один на сцене. Очень удачно были построены декорации, что позволило актеру играть Венецианцев и Шейлока, на высшем уровне буффосинхронности, но думаю, ежели, была бы нужда, то Эрвин Гааз смог бы показать на сцене и гораздо большее количество персонажей.
Динамика трагедии, прерываемая трагикомическими выходами в зал, порождали ощущение крепкого горячего кофе, запиваемого холодной водой. И, что удалось авторам спектакля полностью, так это вычленить из "Венецианского купца" самое важное и преподнести это зрителю в сложной, изящной, но доходчивой манере.
Кстати, когда первый раз со сцены раздался глас правосудия (Флёна Голейзовская), зал буквально оцепенел.
Ну, а музыка Джованни Арригони, Торквинио Мерула, Романа Михеенкова - органично аранжировала действие.
Очень сложно описать происходящее на сцене и свои чувства при этом. Та самая ловушка сознания, в которую зритель попадает каждый раз, смотря работы Эрвина Гааза.
То есть - невозможно полностью передать все испытанные эмоции, а можно только посоветовать обязательно посмотреть спектакль.