"На всякого мудреца, довольно простоты", это одна из моих любимейших пьес Островского. За полвека, своей зрелой Театральной жизни, я смотрел этот спектакль в десятках театров. Увы в ХХI веке, Островский стал сложен для сцены, и далеко не у всех театров, получалось подать прочтение великого художника социологических пластов, века XIX, в форме понятной для современного зрителя, и посему я шел на премьеру "Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна", с ощущением некоторой тревоги. Последний спектакль в этом театре я видел достаточно давно, это был "Театр времен Нерона и Сенеки", но Островский, это всё-таки не Радзинский.
И вот наступили минуты, так любимые всеми истинными театралами, время между третьим звонком и затемнением, и тут в зал вошел Народный артист Советского Союза, Армен Борисович Джигарханян. Вы знаете, такое я видел только на официальных пленумах ЦК былых времен. Зал встретил Армена Борисовича, нескончаемой овацией. Зрители аплодировали стоя. Вот что значит Харизма Мастера, и никакая бульварная пресса и дешевые шоу, не могут поколебать любовь зрителя, к поистине Народному артисту.
А теперь о спектакле... Термин: "Короля играет свита", подходит и к политике, и к театру, обратное, бывает редко, например как в этом спектакле...
Глумов, Альберта Хасиева, был реально в центре действия. Он буквально закручивал других актеров вокруг себя, своей энергетикой, причем, будучи в принципе отрицательно-сатирическим персонажем, Глумов тем не менее вызывал симпатии зрителей, это уже благодаря динамичному обаянию Альберта Хасиева.
Хочу отметить то, что режиссер Сергей Виноградов, очень грамотно, приблизил действие к современному зрителю, пусть несколько отойдя, от канонических текстов, но отнюдь не во вред спектаклю. Например, знаменитая фраза Мамаева об "известном событии", современному зрителю непонятна, а Виноградов, заменил ее на "отмену крепостного права", и всем все стало ясно. По моему, удачное решение.
Очень интересна трактовка Крутицкого, Петром Ступиным. Вместо не лишенного вальяжности старенького генерала, мы увидели некую ироническую реинкарнацию начетчика-ретрограда, типа Суслова, что было несомненной удачей.
Абсолютно очаровательная Манефа, Надежды Филипповой, покорила зал. Ее чисто "островский" персонаж, внезапно сдобренный флером водевиля, грянул буквально фейерверком таланта.
Органичен и пластичен, был элегантнейше-циничный Городулин, Александра Багрянцева.
Вельми фактурно сыграл Мамаева, Алексей Анненков, причем в игре актера присутствовала некая черточка, намекавшая, что ох, отнюдь не прост его Мамаев. Смех и аплодисменты зрителей, тому подтверждение.
И полный восторг у меня вызвало исполнение Лауреаткой премии "ТЭФИ" Ксенией Громовой, роли госпожи Мамаевой. Эдакий букет женственности, коварства и красоты, очень ей удался.
Очень хорошо сыграли по второму плану Слуги, и опять же, восторг у зрителя, вызвало постоянно-весело-вкусное потребление "ее родимой". Зрителям всегда нравится, когда жизненность действия, не приносят в жертву ханжеству. В этом же ключе удачной аксессуарности, хочу отметить, шикарное решение со свадебным конфетти, во время представления Глумова Турусиным.
В заключение хочу сказать следующее... Сергею Виноградову, удалось показать современному зрителю, что Островский, не только классик, но и не в последнюю очередь футуролог. И это правильно!