Чекан Дмитрий Игоревич : другие произведения.

Записки на салфетках

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор некоторых рассказов конкурса "Нео-Нуар 2013" глазами старины Тома Уэйтса

  Маленькое отступление от автора
  Говорят, Том Уэйтс, самый нуарный исполнитель современности, в молодости работал барменом в непримечательном питейном заведении и первые его песни представляли собой истории посетителей, которых изрядная порция спиртного пробивала на откровения. Уэйтс эти истории спешно записывал на салфетках, а потом зарифмовывал и переносил на музыку.
  Интересно, как выглядели бы песни Уэйтса, если бы завсегдатаями его бара были персонажи рассказов, представленных на конкурсе?
  
  Песня первая: Свинья под боком
  http://samlib.ru/a/arch_b/swinxjapoklichkematilxda.shtml
  "...Знаете, барная стойка всегда вызывала у меня нездоровые ассоциации со старой потасканной шлюхой - её тоже каждый день лапают потными ручонками, бьют кулаками, засыпают на ней в самый ответственный момент. За время, что я проработал в "Трубадуре" я повидал эту старушку в разных непрезентабельных состояниях - залитой спиртным, усеянной окурками, обблёванной, но вот окровавленная барная стойка - это мне в новинку. Хотите верьте, хотите нет, но Джек и Родни ухо держат востро и любой буйный вылетает отсюда также быстро, как пробка из бутылки с дешёвым шампанским, которое кстати здесь не в ходу. Ни шампанского, ни буйных - все рады. Поэтому драк в "Трубадуре" нет и крови на барной стойке взяться будто мы неоткуда. А вот сегодня появилась.
  А всё оттого, что подкатился к стойке какой-то малый грязном плаще и шляпе, ну просто типичный Нат Пинкертон. Воняло от него, правда, изрядно, словно мистер Пинкертон наделал под себя. Да и до стойки он еле дополз, сразу видно - таким пить не стоит, оскотиниваются моментально.
  - Двойную "Мэри" и побыстрее - потребовал он, облокотившись на стойку. Язык у него ворочался нормально, но голос был слабый. - А не то я загнусь к чертям собачьим от потери крови.
  Пропустив мрачную шутку мимо ушей, я кивнул и принялся неторопливо мешать водку с томатным соком. Выглядел этот тип неестественно бледно и я подумал, что стакан крови ему и правда не повредил бы.
  Когда я поставил стакан с пойлом и легонько подтолкнул к нему, Пинкертон малость ожил и в несколько жадных глотков осушил его до дна. Потом грязным рукавом утёр томатный сок с усов и принялся водить пальцем по донышку, собирая алый осадок. Я не мешал.
  Спустя ещё два стакана и десять минут, парень разоткровенничался и я привычным движением достал из кармана ручку и пару чистых салфеток.
  Стоит ли говорить, что мой нюх на людей не обманул меня и в этот раз? Парень оказался частным детективом, ну, знаете, их сейчас развелось, как собак. Студенты-недоучки и всё такое. Да ещё говорят старик Форд разнервничался и поувольнял половину рабочих. А есть, сами понимаете, что-то надо. Впрочем, спрос на этих сыщиков всегда есть, даже удивительно иногда, за какую чушь люди готовы платить деньги. Этого подрядили искать пропавшую свинью. Он и нашёл, только уже раскиданную по частям. Вот тогда и смекнул парень, что дело пахнет так же паршиво, как и требуха этой самой свиньи. Сами посудите - кому надо красть свинью, рубить на куски и бросать на видном месте? Не иначе психопат какой поработал. Однако у нашего Пинкертона свои тараканы в башке были, поэтому он плату с нанимателей брать не стал, а направился в местную гостиницу где снял дешёвую мебелированную комнату и принялся ждать у моря погоды. Я его понимаю - все самые стоящие идеи - они всегда приходят в голову в дешёвых прокуренных гостиничных номерах, где ты валяешься на застиранных простынях, болтаясь между сном и похмельем и ловишь разбегающиеся по потолку мысли. Но это я отвлёкся.
  Ждал он не зря - ближе к вечеру пришла хозяйская дочка, та ещё стерва, хоть и смазливенькая. Такую бы - за грудь и в койку, а он давай с ней трепаться. Она его всё убеждала свернуть дело. Но не подкачал Пинкертон, койкой всё кончилось. А поутру девчонка попыталась слинять, но мистер детектив, не будь дурак, устроил за ней слежку и что бы вы думали? Нашёл таки пропавшую свинью. Девка, самом собой, в слёзы - на гнилое давит. И Пинкертон, уж на что был тёртый тип, повёлся, как дурак. А девка отчаянная - н-на под ребро ножом и дёру. И остался Пинкертон валяться в крови да свином дерьме. И поделом - нечего бабе верить.
  Какие там мотивы были у этой девчонки - шут её знает, на последних словах парню совсем паршиво стало. Он глаза прикрыл и отдал богу душу. Я свистнул Родни, тот тело от стойки отлепил, а под ним кровищи из раны натекло... Парня жалко, конечно, но история что надо. Вот это я понимаю - жизненно. И о всей нашей скотской жизни, и о бабском коварстве. И ведь не врал ни одним словом, чувствовалось - как на исповеди говорил. Да так оно, в сущности, и было. Отличная выйдет вещь, в духе старых чикагских блюзов. Такими песнями ещё долгие годы будут заслушиваться пьянчуги в разных забегаловках, когда уже помрут и Дилан, и Вульф, и старина Буковски, а песни всё равно будут звучать. Потому что это вам не "тутти-фрутти" какой-нибудь, это жизнь. А за жизнь и выпить не грех, кто там у нас ещё желает?.."
  
  О, мой мальчик, плесни же мне,
  Пойми - всё дело в одной свинье.
  Я сейчас на войне, но закончится бой
  И свинья эта ляжет рядом со мной.
  
  О, мой мальчик, плесни же мне,
  Я по локоть в крови и по горло в дерьме,
  Но меня, как её, поведут на убой,
  И свинья эта ляжет рядом со мной.
  
  О, мой мальчик, плесни же мне,
  Я топлю своё горе в дешёвом вине.
  А когда я умру, ты могилу мне рой,
  И свинья эта ляжет рядом со мной.
  
   Пара слов от автора: Хороший, достойный рассказ, совмещающий в себе и детективную основу нуара и яркую сатиру на худшие проявления современной моды. Особенно понравилась свинья, которая, хоть и является самым статичным персонажем из всех, в отличие от главного героя имеет имя. Очень интересный момент, довершающий картину. Сложно даже что-то добавить - это абсолютно законченная добротная вещь, не претендующая, впрочем, на лавры чего-то выдающегося. Единственное нарекание вызывает мотивация главного героя - девушке он говорит, что его не интересуют её мотивы, он просто раскрыл дело. Но если он действительно интересуется лишь деньгами, почему он не закрыл дело, когда нашёл труп какой-то другой свиньи? Почему пошёл дальше? Хотя в финале мы узнаём, что он всё-таки не такой уж безразличный ко всему, каким хочет казаться. Однако, что особенно важно, это действительно нуар, а не мало-мальски вписывающийся в формат рассказ, найденный в загашнике и это уже огромный плюс автору. Я рассказы оценивал в значительной степени по соответствию теме.
  
  Песня вторая: Мечтай, парень
  http://samlib.ru/p/palau/celtic.shtml
  "...Не успел я спрятать салфетку в карман, как к стойке уже подошёл новый выпивоха. Ну, этих то ребят я распознаю сразу. Глаза бегают, руки дрожат, пальцы нервно подёргиваются, как у этого вашего Джо Кокера. Пришибленный, не иначе. Когда Господь лепил этих ребят из небесного теста, он видно чего-то недосыпал, может муки, а может сдобы. Но один чёрт, все они одержимы какой-то манией. И нет чтобы нормальной - вестернами с Иствудом там, или игрой на банджо, так нет же - все больше разных нетрадиционных сексуальных предпочтений. Извращенцы те ещё, в общем. Вот и этот мне сразу в лоб - налей мне, говорит, виски, да плюнь в стакан сверху. Псих же. Я, естественно, виски налил, но плевать не стал. Да он и не возражал вроде. Выпил и понеслось - толкьо успевай записывай. Да вот только чего записывать? Сперва было скучно, а потом тошно, а истории то я и не услышал толком.
  Познакомился этот тип с девушкой. Как это часто бывает, девушка готова часами щебетать о какой-то ерунде, а типу это совершенно неинтересно. Однако на девчонку он серьёзно запал, так что приходится ему идти на жертвы. Бедолага проштудировал немало литературы, чтобы настроиться на её волну. Видать дневал и ночевал в местной библиотеке, что за углом. Хотя чего там, все эротические журналы оттуда уже стибрили и сейчас туда ходят в основном бездомные, которым негде переночевать. Ну да чёрт с ней, с библиотекой.
  Девка та, как оказалось, всерьёз думала, что Господь Бог наконец одумается да и обратит своё внимание на эту навозную кучу, которую, видать, сам и наложил. Да нет, не сотрёт в пыль, Страшный суд не устроит и что там ещё в церкви по воскресеньям рассказывают. А говорила она что-то о просветлении и прочей ерунде от которой у меня стало челюсти зевотой сводить. Скучная девка, в общем. Но симпотная. Поэтому этот тип терпеливо выслушивал её, как и я его. А потом на середине истории он вдруг оборвался на полуслове и уставился куда-то в пустоту. В такой ситуации лучше стакана с добрым виски ничего нет, поэтому я ему этот стакан поспешно подсунул. Выпил он, поставил и вдруг давай чужим голосом трепать что-то про встречу на остановке (ох и люблю я эти встречи на остановках), да про пустырь, на который он девку привёл. А потом такое мракобесие началось - наклонился он ко мне, глазёнки блестят, и давай рассказывать, как он эту девку начал избивать, да принуждать к перепиху. Ну, это дело нехитрое. Я от иных столько наслушался подобного - и о сексе под дулом пистолета, и о кратковременных отношениях на заднем сиденье старенького шевроле, и о другом всяком. Был даже один извращенец, который гонял шкурку, подглядывая за женщинами в туалете, пока одна огромная старая негритянка не заметила его за этим делом и не привязала за причиндалы шнурком к дверной ручке. Эта история имела большой успех, все просто животики надрывали, когда я пел её, а Джонни наигрывал на пианино нехитрый ритм. А всё почему? Потому что наказали засранца в финале и поделом ему. Да и связная она была, не то что бредни этого психа. По нему ж ясно было, что половину истории, особенно ту её часть, где он остервенело имел отрубленную женскую голову, выдумал. Больная фантазия, что ж тут поделать. Вы, наверное удивляетесь, как я весь это собачий бред до конца дослушал? Так, я чего только не слышал за всё это время и в "Трубадуре" посетители ещё поприличнее будут. Вот в одном баре в Топике... Но об этом потом как-нибудь. В общем, конец истории я слушал в пол-уха и, само собой, ничего больше не записывал. А когда он выговорившись отчалил, оставив пару баксов за выпивку, попросту смял салфетку и выбросил. Потом правда отыскал и всё же написал песню, да только это была совсем другая песня..."
  
  Пара слов от автора: Судя по всему, автор взял какой-то свой старый рассказ или неоконченную вещь, лежавшую до поры до времени, и наскоро пришил к ней кусок, обильно сдобрив его грязью, кровью и некрофилией. Ну а что, нуар это ж обязательно мракобесие и расчленёнка. Судя по реакции читателей - не прокатило. Вышло грубо, не в плане описания сцен, хотя они тоже грешат чернушностью, нет, просто первая часть обрывается на ровном месте, а всё остальное выдержано в совершенно другой стилистике (и очень картонно, кстати). Поначалу персонажи действительно были интересны, но вот начиная со встречи на остановке становятся пустышками. Это можно было бы оправдать, будь у рассказа достойный финал, но увы, финал напрочь скомкан. Автор, как и его персонаж, "не смог".
  
  Песня третья: Тюремная баллада
  http://samlib.ru/t/terehow_andrej_sergeewich/overdrive.shtml
  "...Выросший словно из-под земли молодой парнишка всем своим видом показывал мне, что он попал в передрягу и чудом вышел из неё живым. Но не сухим из воды, нет. Рассечённая бровь красноречиво говорит об этом. Он заказал портвейн и протянул ладонь с несколькими монетами. Краем глаза я заметил мозоли на пальцах - да парень свой в доску, музыкант!
  Пока он пил, жадно, как в последний раз, я смог как следует его разглядеть. Выглядел он, честно говоря, дерьмовее некуда - тощий, усталый, с запёкшейся коркой крови над глазом. Больше всего интриговала помятая униформа, мешком висящая на его худых плечах. Мне и раньше приходилось разговаривать с беглыми заключёнными, но они всеми силами старались выглядеть обычными выпивохами, а этот парень похоже был отчаянным малым, раз заявился сюда в тюремных шмотках. Как его ещё Родни пропустил?
  История его оказалась совсем не из весёлых, но в ней было всё, что нужно - драки, цыпочки, трупы, кровь и рок-н-ролл. Да и сам он - пример стойкости и несгибаемости. Очевидно, вместо хребта у этого парня стальной стержень!
  Посудите сами - парень с ранних лет учился играть на гитаре, чтоб быть, как Хендрикс и даже лучше (хотя куда уж лучше Хендрикса?). Обучал его один старик, тип малосимпотичный, но, видимо, нюхнувший пороху. Дед, хоть и постоянно путал своих учеников, играл дай боже и гонял Тео, так звали парня, как цирковую лошадь. И всякие методы интересные практиковал, но это нам не особо важно. А важно то, что парень сколотил банду и стал таки звездой, но увы, на один день. Потому что девка его, чёртова потаскуха, сосалась за углом с каким-то доходягой, а наш Тео это увидел. Долго он не раздумывал и как следует вмазал ублюдку, да не рассчитал силы и после удара этот бедняга лёг прямёхонько в гроб.
  Потом скорый суд - в старушке Америке музыкантов власти не особо жалуют - и Тео бросают гнить в тюрьме. А тюрьма - это вам не воскресная школа. Не так глянул, не то сказал - заточку под ребро и вся недолга. Приходит весточка с той стороны - парня выгоняют из его же группы. Тео скрипит зубами, но держится, собирает волю в кулак и из местного сброда собирает новый бэнд. Только вот скинам это пришлось не по душе и они здорово отлупили его. А кроме всего прочего - сломали руку.
  Гитарист, который не играет - не гитарист. А вот гитарист со сломанной рукой - тут ещё можно потрепыхаться. И Тео собирает волю в кулак. Долго, мучительно долго, регулярными тренировками он возвращает пальцам способность чувствовать и двигаться. Уже одно это достойно стать сюжетом для песни, а если ещё вспомнить о декорациях!
  Банда снова в сборе и готова дать концерт, но в дело опять вмешиваются треклятые скины. Мало того, что они запугивают вокалиста-мексиканца, так ещё и самого Тео хотят заставить отказаться от затеи. Но Тео загнан в угол, слово зверь, и слово зверь же дерётся до последнего. Его кровь бурлит, всё заслоняет ярость и он за нескольо минут зверски убивает обидчиков в тюремном сортире. Тут я, признаться усомнился в честности рассказчика, но нужно было слушать дальше, пока парень разоткровенничался. В общем, Тео вышел на сцену, взял гитару и начал играть. И как водится - все эти отбросы, что собрались на концерт, тут же заткнулись и стали слушать. Вот только играть ему осталось недолго - трупы в туалете должны были найти с минуты на минуту, а кровь из рассечённой брови заливала глаза, отрезая его от внешнего мира. И тогда Тео запел, хотя никогда раньше этого не делал...
  Я долго ещё стоял, потрясённый историей, даже когда Тео уводили копы. Несмотря на некоторые моменты, вызвавшие у меня сомнения, она могла стать отличной песней. Тюремная баллада, так её можно было бы назвать. И от лица Тео спеть всем им - этим слабакам, одолеваемым алкогольными демонами - о том, что значит быть по-настоящему сильным человеком..."
  
  Пара слов от автора: впечатляющая вещь, несмотря на то, что в процессе прочтения я пару раз испытывал дежа вю. И дело не в том, что я видел где-то нечто похожее, нет. Дело в том, что рассказ представляет собой этакую солянку из разных многократно обыгрываемых моментов. Впрочем, жизнь в американской тюрьме довольно скучна и движется по маршруту "завтрак-драка на прогулке-обед-изнасилование в душе-ужин-убийство спящего" так что ничего страшного в этом нет. Сама структура текста очень подходит для данного сюжета, чередующиеся маленькие эпизоды из прошлого и настоящего удерживают внимание читателя на протяжении всего прочтения. Никакой воды - автор рассказывает конкретную жизненную историю, которая не требует лишних подробностей. Что действительно выбило из колеи, так это зверское убийство скинов. Можно было бы ограничиться и главарём, от этого ничего не изменилось бы, зато реализма было бы больше. Ну да чёрт с ними.
  В общем и целом - отличный рассказ. Нуарный? Вот тут сложно сказать. Побольше безнадёжности бы, обречённости. Помните Макса Пэйна? Этот парень ни перед чем не останавливался, потому что знал - прежней жизни у него больше никогда не будет и весь смысл его существования сводится к мести. Если бы в рассказе автор ясно дал понять, что карьера Тео в большом мире закончена, что девушка бросила его безвозвратно, что родители окончательно отреклись, что нет у него больше ничего там, по ту сторону решётки и поэтому он решил порвать всех своим последним концертом - тогда да. А так спорно. По моему мнению, автор дейтствительно стоило сжечь все мосты между Тео и его прошлым. Но и без того получилось очень даже здорово.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"