Аннотация: Пара нюансов успешного творчества на самиздате и не только.
Введение
Многие известные и не очень авторы любят выпускать книги в духе "Как стать писателем". Где делятся своим опытом и дают советы по ремеслу. Мотивация у всех разная, но суть одна. Все подобные "учебники" совершенно бесполезны. Их ценность равна нулю.
Причин всего две. Обе будут разобраны на конкретных примерах.
Представьте, что вы хотите научиться уравнениям. Неважно, зачем вам вдруг они понадобились. Вы идете в магазин (ну или в школу, если возраст подходящий) и покупаете/получаете в библиотеке книгу об уравнениях. Книга состоит из разбора основных видов уравнений по схеме: один вид - одно решение. И все. Больше там ничего нет. Поможет ли такой учебник познать уравнения? Возможно. Если вы гений. Но в таком случае вы не будете изучать уравнения. Вам хватит одного взгляда на них, чтобы все понять и осознать.
Обычный же человек ничего не узнает, кроме приведенных примеров. Такой учебник можно сравнить с пресловутым решебником, где добрые дяди и тети решили за вас домашние задания. Хоть одному человеку поможет подобный решебник? Станет ли прочитавший его лучше разбираться в математике? Нет, не станет. Потому что вместо рыбы голодающим нужна удочка. А эта удочка - знание не о том, как НАДО писать, а о том, как писать НЕ НАДО. Никогда и не при каких обстоятельствах.
А во-вторых, информация имеет свойство устаревать. Это 2х2=4 незыблемая истина в последней инстанции, а все, касающееся человеческих предпочтений, течет аки горный ручей. И если один "учитель" напирает на то, что нельзя постоянно употреблять слово "было", то спустя пару лет оное "было" становится модой и его суют куда попало. Ну или же авторы попросту не знакомы с антибыльским учением и преспокойно живут в неведении. Как и читатели. Поэтому основной темой моей работы станут текущие ошибки. Так как если писательских высот я и не достиг, то уж ошибаться научился дай бог. Возможно, на кое-какие из описанных грабель вы не наступите на своем творческом пути.
Главный вопрос
Методов написания малых и крупных форм придумано целый вагон. Одни учат правильно закручивать сюжет, другие грамотного его раскручивать, третьи описывать персонажей, четвертые разрабатывать идею, а пятые и вовсе продавать неготовый продукт. Но ни один из этих методов не отвечает на один простой вопрос:
Чем ваша книга лучше других?
Я недаром выделил его. Ведь именно с этого вопроса должна начинаться работа. Ни с идеи, ни с проработки мира, сюжета и персонажей. Прежде этого вы должны точно выяснить: чем ваше творение лучше соседей? Вы же не собираетесь тратить время ради крохотного местечка на пыльной полке посредственности и серости? Вы хотите выстрелить. И не качайте головой, я точно знаю. А стреляют только наиболее интересные или оригинальные работы. Причем неважно, какого они качества - это тоже учитывайте. Вы можете закончить десять литературных институтов, прочитать всех писательских учителей и в идеале владеть русским языком, но ваша книга не переплюнет тех же "50 оттенков". Почему? Потому что приступая к работе, вы не ответили на простой вопрос: чем ваша книга лучше других?
Несколько советов по этой теме.
Ответ можете дать лишь вы сами. Спрашивать у знакомых бесполезно: сколько людей - столько и мнений. А нести ответственность за провал или успех будете только вы. Глупо выглядит отмазка: да мне дядя Ваня сказал, что моя книга лучше всех. А что, если ваша книга - первая, которую прочел дядя Ваня? Так что думайте сами, сравнивайте и анализируйте. Ведь вы, становясь на стезю писателя, наверняка прочли много книг. Если нет - то вы либо гений, либо идиот. Иного не дано.
Ответ должен быть очевиден, а не надуман. Моя героиня лучше остальных, потому что у нее сиськи крупнее. Герой лучше остальных, потому что он мускулистее и нагибает всех подряд. Серьезно? Это ваши критерии качества? Все психотипы давно изучены и использованы, а размеров сисек всего шесть. Ну, бывают, конечно и больше, но это уже раковые опухоли, а не груди. В это же ведро можно набросать удивительные и уникальные миры (есть и получше, уж поверьте), необычайные приключения и прочее, выпускаемое каждый месяц по десять штук. Более того, вариантов сюжетов около десятка, не более. И они придуманы задолго до вас.
Суть не плавает на поверхности. Суть в идее. Вы должны придумать мысль, разительно отличающуюся от всего посредственного. А уж в какую обертку ее завернуть - дело десятое. Для примера: самая примитивная идея "добро против зла". Кто у вас будет на стороне добра (эльфы, орки, бомжи, космодесант) и на стороне зла (эльфы, орки, бомжи, космодесант) вообще не имеет никакого значения. Это даже в стебном примере в скобочках видно.
И еще один пример, который доказывает, почему выстрелили "50 оттенков". Ведь идея книги не в том, что богатый мальчик сперва любит бдсм, а потом любит героиню. А в том, что высокая любовь сильнее животных наслаждений. Ведь если заменить богатого мальчика на алкаша, а бдсм - на пьяные побои, ничего же не изменится. Суть останется та же самая. А эта суть, хочу заметить, в последнее время теряет актуальность под напором потреблядства и товарно-денежных отношений.
Аудитория
Целевая аудитория - это ваше постоянное большинство читателей. Костяк, основа, называйте как хотите. Но помните, ЦА - это не все, заглянувшие на огонек, а те, кто остались.
Если вы автор-мужчина - вашей целевой аудиторией станут мужчины. Без вариантов. Если вы, конечно, не пишите под женским псевдонимом. Половой шовинизм (особенно та таких сайтах как samlib, fan-book и lit-era) цветут и пахнут махровым ковром. Если вас зовут Ваня Иванов - восемьдесят (а то и девяносто) процентов женщин вас попросту проигнорируют. Даже если ваша книга называется "Приключения принцессы" или "Академия любви".
Почему? Потому что разница между ногами. Ну а если серьезно, то можно диссертацию написать на эту тему, но уж поверьте моему опыту. Если вы будете пытаться угодить и тем и другим, то получите по шапке и от тех, и от других. Не пытайтесь гоняться за зайцами, пишите только для своей ЦА. О последней подробнее.
У жанра "фэнтези" ЦА - подростки от 12 до 18 лет. Отсюда вал мерисьюшных фэнтезийных героев. Максимализм и желание показать всем, какой он крутой и необычный - неотъемная черта подростка. Да и вообще все сказки, из которых вытекло фэнтези, состоят из мерисью целиком и полностью. Иван Царевич, Иван Дурак, три богатыря, Емеля - эталонные представители непобедимых и невероятно удачливых героев. Так что нефиг идти против канона и подсовывать уязвимых персонажей с мотивацией, отличной от паладинской. Иначе их обзовут тряпками и рохлями. Ну и вас заодно.
У литрпг ЦА такая же.
Космическую фантастику любят в основном суровые мужики советско-патриотической закалки. Если вы будете писать не про великий русский флот, покоряющий космопиндосов, вас с огромной вероятностью закидают колами и обольют дерьмом. А еще назовут либерастом и западной подстилкой, даже если ваша книга о международной экспедиции на Марс. Увы, таковы реалии.
Постапокалипсис предпочитает аудитория постарше фэнтези (16-25), но той же политической ориентации. Хотя в случае с "Метро" все несколько иначе, но там взгляды автора зашифрованы слишком хорошо для среднестатистического читателя.
Твердую научную фантастику любят взрослые и технически подкованные люди. Так что если в вашей книге по Луне ездит трактор на бензиновом двигателе - вас съедят с потрохами. И правильно сделают.
Вот основные направления в современной мужской фантастике. Если вы девушка и вдруг невесть каким образом читаете это - просто пишите академии и не парьтесь. Фан-фики же я не рассматриваю, ибо вообще не считаю их серьезной литературой.
Из всего написанного вытекает один простой тезис: дай народу то, что он хочет, и он даст тебе то, что хочешь ты. Ведь ты хочешь бешеной посещаемости, высоких оценок и добрых комментариев. И не качай головой, меня не обманешь.
Ну и напоследок: идея ни в коем случае не должна идти вразрез с чаяниями ЦА. Если капитан вашего несокрушимого космического линкора - гей (а ведь это оригинальная идея), ничего хорошего из такой книги не выйдет. Даже если она написана профессионально, а в конце герой исправляется и меняет ориентацию на традиционную. Цистерны дерьма вам обеспечены. Впрочем, если вы пишете подобное трололо ради, то все средства хороши.
Я в свое время этими советами пренебрегал. Результат налицо.