| Аннотация:Аннотация.  Дискуссия о личности Сталина и его роли в истории обычно ведется в плоскости морально-этической, тупиковой из-за  известного субъективизма как в различении, так и в оценивании добра и зла.   Но у этой социологической проблемы, кроме гуманитарного измерения, имеется еще и не менее значимое социально-экономическое. В этой плоскости все намного определеннее, поскольку здесь имеются более точные критерии и, самое главное - результаты тех или иных событий и процессов достаточно очевидны и менее спорны.    Автор данного эссе, не позиционируя себя "по ту сторону добра и зла" и опираясь на современные представления о цивилизационном прогрессе (детальное описание см., например, в книге автора "Негапология прогресса. Столкновение цивилизации с прогрессом"; М., 2013 г., изд. Грифон), обнаружил ряд парадоксов в исторической картине времен правления Сталина и его последователей. Обсуждению этих парадоксов - с акцентом на два основных из них - и посвящена настоящая работа.  Парадокс 1.  Наша страна была в состоянии отвечать всем вызовам второй мировой войны и, консолидировавшись вокруг личности Сталина, одержала  в ней безусловную военную победу. Но в течение нескольких последующих десятилетий выяснилось ее катастрофическое несоответствие потребностям регулярного цивилизационного развития, и, в условиях жесткой мировой конкуренции, произошел ее политический и территориальный распад.   Парадокс 2.   Судя по его публичным выступлениям и сочинениям, Сталин был ортодоксальным марксистом, поэтому его социально-экономическая модель основывалась, в теоретическом плане, на идеях и концепциях марксизма, одного из самых прогрессистских (по своим декларациям) учений XIX века. Однако реализация модели привела к построению опухолевидной индустрии и тоталитарного социума с признаками рабовладельческого строя - вместо предсказанной "научным социализмом" передовой общественной формации.   Онтологической основой обоих парадоксов является то, что догматически следуя учению Маркса, Сталин добросовестно и с присущей ему волей и энергией претворял в жизнь учение, о котором многие мыслители говорили как о социологически несостоятельном (Л.Н. Толстой определял его как ложное и опасное).   Одно из основных заблуждений марксизма - идея о классовой борьбе как основном содержании исторического процесса. Но исторический процесс - это сотни тысяч лет доклассового развития человеческого общества, а с возникновением классов - длительный поиск социального согласия, достигнутого теперь во многих странах на приемлемом для всех уровне.  Реальным содержанием исторического процесса является непрерывная, как само время, эволюция человека и общества от животного и стайного состояния до нынешнего патологически интенсивного прогрессирования в обеих ветвях прогресса - материальной и антропологической. И основным движителем этой эволюции всегда были и остаются потребительские запросы субъекта  исторического процесса - человека.  Для закрытого, тоталитарного общества характерно жесткое сдерживание извечного инстинктивного порыва каждого человека к прогрессу, необходимым условием которого является свобода - свобода мысли, чувствования, воли и действования. Это неизбежно приводит такое общество к чреватому социальным  взрывом отставанию от более свободных и открытых обществ, что и произошло с мировой социалистической  системой в конце ХХ века.   Поскольку эта система строилась под руководством Сталина на основе ложного по сути своей социологического учения, ее цивилизационный крах высветил и всемирно историческое значение этой личности - как могильщика марксовского социализма.
 |