Сократ участвовал в жизни своего общества, пытался улучшить его и как-то приблизить к идеальности. Тогда казалось, что любого софиста можно переубедить явными доводами, а уж тем более несложным казалось переубедить людей доксы. Постепенно эта тенденция прямого влияния философии на общество сошла на нет, и общество и философия разошлись навсегда.
Гильом Оверньский формулирует в досхоластическом средневековье так:
"Вот мой совет: в области философии всегда имей дело только с философами и избегай споров, конфликтов и пререканий с несведущими людьми, не заботясь об их мнении, потому что оно напоминает фантазии или бред"
Современное состояние дел таково, - понимание общества - это фантазии и бред, общество, софисты и люди доксы всю свою (полусознательную или квазисознательную) жизнь существуют в фантазиях и бреду. Философия - это лишь путь ко взрослому самостоятельному мышлению, изначально неудобный и непригодный для общества, - путь одиночек.
Почему так? Потому что мышление большинства остается на уровне имитации мышления. Дискуссии, производимые обществом, - это языковые игры, носящие учебный, - т.е. по сути, - игровой характер, и неспособные выводить куда-то за пределы тех данных, что заложены в пределы языковой игры. В дискуссиях, производимых обществом нет смысла, который может быть увиден за ними с первого взгляда - в обменах смыслами, которые люди доксы столь увлеченно производят, - нет собственно смысла. Это лишь игры вроде тех, которыми занимаются дети в песочницах, - сколько бы песок не перекладывался из одной формы в другую, из него никогда ничего не будет построено.
Цель споров - не поиски какой-то истины, а встраивание в иерархию. Может, это само по себе и неплохо, но неплохо понимать это "неплохо". Можно провести человека по цепочке доводов и показать ему истину, но нельзя привести всех к истине, имея в виду при этом истину как процесс, как самостоятельное выстраивание таких цепочек и движение по ним.
Сократ побеждал софистов в спорах, но софисты победили Сократа в главнейшем, в том, что оказались ближе к потребностям и природе человека. Кант пишет о диалектике как "логике видимости":
"Это было софистическое искусство придавать своему незнанию или даже преднамеренному обману вид истины, подражая основательному методу, предписываемому вообще логикой, и пользуясь ее топикой для прикрытия любого пустого утверждения"
Софисты использовали диалектику для более главного, чем отвлеченные достижения истин, - они использовали ее для достижения статуса.