Аннотация: Нашим фехтовальщикам на Олимпиаде в Рио посвящается
ПРОЛОГ
=========
ЛадИслав Ставицкий и СтанИслав Козицкий дружили давно. Ходили разговоры, что они выросли в одном дворе, а дружба их начиналась еще с дружбы их родителей. Вроде бы, и учились они в одной школе, а затем вместе поступили в институт, который вместе же и окончили.
Оба происходили из старинных польских аристократических фамилий, в которых значительное внимание уделялось традиционному дворянскому воспитанию. Этим, вероятно, и объясняется их интерес к классической польской литературе, поэзии, музыке. Но главным увлечением для них стало фехтование, которому оба друга посвятили свою жизнь. Начав заниматься им еще в одном из сохранившихся с досоветских времен фехтовальном клубе, они продолжили обучение в одном из столичных институтов физкультуры, и, с отличием окончив его, вернулись в свой родной город, где устроились тренерами в специализированную фехтовальную школу.
Теперь, когда вы познакомились с главными действующими лицами этой истории, можно, пожалуй, приступить к нашему повествованию...
ГЛАВА 1.
=========
К тому времени, когда Леха переехал с родителями в этот небольшой западно-украинский город, он уже успел сменить множество самых разных занятий - от разведения аквариумных рыбок и собирания марок, до футбола и музыки. В каждом из них он довольно быстро достигал заметных успехов, после чего так же быстро охладевал к ним. Исключение составили лишь занятия музыкой, которые, благодаря настойчивости матери, были доведены до логического завершения в виде диплома с отличием об окончании музыкальной школы по классу фортепиано. Остальные увлечения оставили после себя лишь множество спортивных значков, медалей и грамот, бережно хранимых матерью в большой красивой коробке из-под конфет.
Попав на новое место, Леха, к тому времени уже вполне сформировавшийся 15-летний подросток, долго не мог выбрать, чем же заняться теперь. В новой школе его спортивные способности заметили быстро, и вскоре он уже был включен в состав, практически, всех школьных команд - по футболу, волейболу, баскетболу и даже настольному теннису, в котором, справедливости ради нужно отметить, особых результатов не показал, поскольку ничем, кроме природных способностей, похвастать не мог.
Но все эти занятия, несмотря на регулярное участие во всевозможных соревнованиях и даже поездки в другие города, не приносили ему особого удовлетворения. Для него это было, своего рода, повторением уже пройденного, а ему страстно хотелось чего-то нового и необычного. И здесь, как затем случалось неоднократно, помог случай. Возможно, именно тогда Леха вывел для себя собственное жизненное кредо, которому следовал неукоснительно всю дальнейшую жизнь - ни один случай не случается случайно. Это, как вы понимаете, еще даже не кредо, а некое философское наблюдение, из которого он уже вывел и само кредо - любую представившуюся возможность следует максимально использовать, поскольку она, скорее всего, больше не повторится. Легко заметить, что в основу своей жизненной философии Леха положил самый откровенный и неприкрытый авантюризм, и, что любопытно, всегда страшно гордился этим. Но вернемся к тому случаю, который, собственно, и дал начало его новому увлечению...
В школу, находившуюся на другом конце города, Леха добирался на трамвае, но чтобы не петлять вместе с ним по кривым узким улочкам, Леха выходил уз дома чуть пораньше, "срезал" путь через несколько проходных дворов и, добравшись до Ратушной площади, уже там дожидался своего трамвая. И вот, в одном из этих проходных дворов, в сводчатом полумраке арочного прохода, выводящего на Ратушную площадь, его внимание неожиданно привлекла огромная дубовая дверь с тяжелой почерневшей от времени кованой ручкой в виде лошадиной головы. Рядом с дверью красовалась вычеканенная на тонком бронзовом листе ажурной вязью надпись - "En Garde", а чуть ниже более мелкими буквами было написано "Фехтовальный клуб ".
Леха попытался открыть дверь и неожиданно обнаружил, что конская голова на самом деле - дверной молоточек, вроде тех, которые он видел в исторических фильмах. Однако и на стук никто не отозвался. Наконец он сообразил, что еще нет и восьми утра, и в клубе, наверняка, никого еще нет. "Ладно, после уроков зайду, посмотрю!" - решил он, и побежал к своему трамваю, который как раз со звоном выворачивал из-за угла на площадь.
Весь день в школе Леха сидел как на иголках, с нетерпением ожидая окончания уроков, и заработав, в конце концов, замечание в дневник. Однако это его нимало не огорчило, поскольку воображение уже рисовало красочные картины, как он со шпагой в руке сражается с толпами гвардейцев кардинала, или, вооружившись двуручным мечом, вызывает на смертельный поединок загадочного французского рыцаря - история, вычитанная им совсем недавно в романе Артура Конан Дойля "Белый отряд". На перемене он поделился "находкой" со своим новым дружком - Вовкой Волковым по прозвищу Козел. Прозвище, на первый взгляд, совершенно не соответствовавшее его фамилии, Волков получил после того, как на уроке математики пригрозил учительнице, собиравшейся ему поставить очередную двойку, что если она не откажется от своего намерения, то он, Волков, тут же прилюдно съест герань, стоявшую в кабинете математики на подоконнике. Учительница в угрозу не поверила и, как оказалось, напрасно - Волков, под общий хохот одноклассников, ничуть не смущаясь, принялся жевать листья цветка, держа при этом горшок обеими руками. Его, разумеется, изгнали из класса, но урок, к всеобщей радости, был уже безнадежно сорван. С тех пор за ним и закрепилась эта кличка - Козел, что, впрочем, его совершенно не огорчало, позволяя еще долгое время находиться в центре внимания всех одноклассников. Впоследствии эта кличка постепенно трансформировалась в банального Кузю, и уже к окончанию школы мало кто помнил, с чего все, собственно, начиналось.
- Что-то я ни разу не замечал там никакого клуба! - удивился Козел Лехиному "открытию". - Клуб - это значит должны люди приходить, тренироваться... Народ, короче, должен вокруг крутиться, а там всегда темно, как в подвале, и - ни души! Может, это какое-нибудь тайное общество?
Эта мысль очень понравилась обоим друзьям и еще больше подогрела их интерес к необычному клубу, и, едва прозвучал звонок с последнего урока, они, не дожидаясь трамвая, рванули бегом на Ратушную площадь...
ГЛАВА 2.
=========
К немалому удивлению друзей, за дверью оказался просторный, ярко освещенный зал. Высокие "в рост" зеркала, занимавшие одну из боковых стен, придавали ему сходство с танцклассом хореографического либо балетного училища. Посредине зала были постелены три узкие длинные дорожки, на которых парами, словно в странном танце, двигались облаченные в белоснежные бриджи и куртки пары. Головы их были скрыты за темными масками из тонкой сетки, а в руках каждый держал клинок.
Леха заметил, что клинки у каждой из пар были разными. У одних они были треугольной формы и казались длинными и тяжелыми. Сжимавшую клинок руку закрывала широкая и глубокая металлическая чашка. У других - напротив, клинок выглядел коротеньким, тонким и плоским, а чашка, закрывавшая руку, продолжалась тонкой дугой до самого запястья. И лишь у третьих оружие вполне соответствовало привычным представлениям друзей о "шпагах". Клинок был в меру длинным, не слишком толстым и не слишком тонким, а чашка больше походила на обычное чайное блюдце.
По-разному выглядели и движения сражавшихся. Одни, максимально вытянув вперед руку с оружием, старались им, словно иголкой, хоть немного кольнуть противника. Другие же, как показалось Лехе и Володьке, размахивали клинками влево-вправо, точь в точь, как обычные дворовые мальчишки, играющие в мушкетеров. У зеркальной стены несколько спортсменов без масок повторяли какие-то сложные и непонятные движения, шаги, перебежки. У некоторых при этом даже не было в руках оружия.
Пока Леха со своим другом пялились во все глаза на эту картину, к ним подошел высокий худощавый светловолосый мужчина в спортивном костюме. Поверх костюма на нем был надет толстый стеганый жилет из грубого серого сукна.
- Спортивная форма с собой имеется? Тогда переодевайтесь - раздевалка справа от входа, вон дверь, видите? - и подходите ко мне. Посмотрим, что из вас может получиться.
Когда переодевшись в новенькие "олимпийки", вернулись в зал, мужчина уже был не один. Рядом с ним стоял среднего роста широкоплечий, поджарый молодой человек, одетый в белый фехтовальный костюм. В одной руке он держал клинок, а другой прижимал к груди маску. На черной сетке маски причудливым вензелем выделялись сделанные, очевидно, белой краской буквы "СК".
- Ну, что, давайте знакомиться! - сказал высокий. - Меня зовут Ладислав Юзефович Ставицкий.
- А это, - он положил руку на плечо стоявшего рядом молодого человека, - Станислав Томашевич Козицкий.
Ребята назвали свои имена, которые Ставицкий записал в небольшой блокнот.
- Обращаться к нам следует либо "пан тренер", либо "пан Ладислав" или "Станислав". По отчеству у нас обращаться не принято, так что - привыкайте! А теперь давайте посмотрим на ваши способности.
Оба тренера внимательно осмотрели ребят и, как показалось Лехе, осмотром остались не очень довольны. Негромко посовещавшись между собой, они, наконец, вынесли какое-то заключение, которое изложил Ставицкий:
- Рост у вас, конечно, не очень...
"Дался им этот рост!" - возмущенно подумал про себя Леха, - "Вон, сам этот Козицкий - тоже, небось, не гигант!" Заметив его недовольный косой взгляд, Козицкий усмехнулся:
- Думаешь, видно, что я и сам не слишком высокий? Не обижайтесь, парни, мы вовсе не собираемся обсуждать ваш рост. Пан Ладислав хотел сказать совсем о другом: нам сейчас не хватает шпажистов, а для шпаги нужны высокие ребята. Значит, остается либо сабля, либо рапира.
При слове "рапира" у обоих ребят вытянулись лица. По их представлению рапира предназначалась лишь для тренировок и даже не являлась сколь-нибудь серьезным оружием.
- Кстати, - словно услышав их мысли, отметил Козицкий, - я сам специализируюсь как раз на рапире.
- И, между прочим, является призером чемпионата страны! - вмешался в разговор Ставицкий. - Но давайте вернемся к вашему вопросу. Так чем вы сами хотели бы заниматься?
- Ну, тогда, наверное, лучше саблей... - неуверенно протянул Володька.
- Саблей? - Ставицкий еще раз внимательно посмотрел на Волкова, несколько раз согнул и разогнул его руку, ощупал икры ног. - А что, возможно, тебе это как раз подойдет...
- А мне? - поинтересовался Леха. - Мне сабля подойдет?
Козицкий тоже подвинулся ближе и уже вдвоем они стали разглядывать и ощупывать Леху.
- Скелет тяжеловат... кости крупные... мышцы рельефные, короткие... - бормотал про себя Козицкий, и, наконец, сделал заключение:
- Нет, для сабли нужен другой нервный тип, другая организация нервной системы.
- Какая еще другая? - растерялся Леха, чувствуя, что может вообще не попасть в секцию.
- Ну, вот ты, скажем, сангвиник! По биологии, наверное, уже проходили? То-есть, человек ты спокойный, вдумчивый, нервы у тебя крепкие. Да и реакция на внешние возбудители наверняка такая же спокойная. А сабля требует взрывной, мгновенной реакции! И таких же мгновенных действий! Нет, конечно, и в других видах тоже долго думать тебе никто не даст, но в сабле это ощутимее всего. Здесь нужен полный псих! Или, выражаясь научно - истерик или хотя бы холерик.
- Это получается, что я - истерик? - возмутился Володька.
- Ну, в какой-то мере... - спокойно подтвердил Козицкий. - Признайся, ты ведь частенько делаешь что-то, даже не задумываясь о последствиях, верно?
- Да он никогда не задумывается! - рассмеялся Леха. - Сознайся, чего там!
- А твой друг, - продолжил, не обращая внимания на реплику Лехи, Козицкий, - сразу видно, что привык обдумывать, взвешивать свои действия. А с такой реакцией в сабле делать нечего. Пока ты будешь думать, противник тебе уже десяток ударов нанести успеет!
- Ну, и куда мне тогда записываться? На рапиру?
- Да ты не огорчайся раньше времени! - поддержал своего товарища Ставицкий. - Рапира - точно такой же вид фехтования, как и все другие. Даже больше того - это самый техничный вид, поскольку здесь уже на одной реакции, как в сабле, или длине руки, как в шпаге, не выедешь!
Нельзя сказать, чтобы эти слова полностью успокоили Леху, но выбора, судя по всему, у него не было.
-Ладно, хватит обсуждать теорию! - прекратил разговоры Козицкий. - Давайте посмотрим лучше на ваши физические кондиции!
Он протянул клинок Лехе и предложил:
- Попробуй расписаться в воздухе! Ну, как ты обычно расписываешься на бумаге. Только постарайся сделать это быстро и не слишком размашисто.
Леха долго пытался зажать неудобную ручку рапиры в своей руке, пока Ставицкий, сжалившись, не показал ему, как это правильно сделать. Несмотря на это, держать клинок было все равно очень неудобно, и Леха, стараясь изо-всех сил, кое-как изобразил в воздухе некое подобие своей подписи.
- Ну-ка, ну-ка, еще раз! - удивился Козицкий. - Распишись еще раз, только помедленнее!
И, когда Леха принялся снова чертить в воздухе свои закорючки, тренер неожиданно легонько сжал его ладонь своей рукой.
- Чем занимался? - спросил он.
- В каком смысле? - не понял вопроса Леха.
- Ну, музыкой, рисованием... - пояснил тренер.
- "Музыкалку" закончил по фортепиано, - ответил Леха, и гордо добавил:
- С отличием!
- С отличием - это хорошо! Это просто замечательно, что с отличием! - весело рассмеялся Козицкий и, повернувшись к своему товарищу, сказал:
- Взгляни, как он управляет клинком! Да если его по остальным вопросам подогнать - цены ему не будет! Все, беру к себе!
Леха недоуменно посмотрел на свою ладонь, затем на тренера.
- Ничего, после поймешь! - все так же улыбаясь, ответил на его немой вопрос тренер.
ГЛАВА 3.
=========
...- Ну, и чего тебе непонятно? - внешне флегматичный Орест Стахевич остановился, стараясь отдышаться после показанного приема. - Вот, гляди еще раз! Ты просто быстро показываешь удар то слева, то справа от клинка противника. Это движение называется "купе". Стань еще раз в стойку! Смотри...
Орест снова, наступая вначале коротким классическим шагом, а затем, постепенно переходя на бег, провел атаку. И снова Леха ничего не понял...
- Ладно, пойдем к Ромке! - Орест решительно снял шлем и, сойдя с дорожки, направился к соседней, где на саблях сражались маленький Ромка и Володька Волков.
- Гей, Ромчыку, зупынысь хвылынку! - по-украински обратился он к парню.
Ромке Дахно было всего 11 лет, но он уже заслуженно считался лучшим саблистом в клубе. Совсем маленького росточка, щупленький, но подвижный и быстрый, словно солнечный зайчик, казалось, постоянно находившийся "на взводе", он больше всего подходил под определение, данное когда-то Козицким - "Полный псих!"
- Ну, що тоби? - недовольно отозвался Ромка, не прекращая осыпать ударами, не успевавшего реагировать на этот град, Волкова.
- Та залышь ты цього вуйку! - насмешливо бросил ему Орест. - Краще, покаж Льохе, як ты робышь "флеш"! Тильки без нього... без Кузи!
В клубе Леха, разумеется, никому не рассказал об обидном школьном прозвище Волкова, оставив лишь более "нейтральную" кличку - Кузя.
Орест был для Ромки непререкаемым авторитетом и он, не споря, тут же продемонстрировал ребятам "флеш-атаку". Так же, как перед этим Орест, Ромка вначале двигался быстрыми приставными шагами, постепенно переходя на бег, а в конечной фазе - и вовсе вытягивался в прыжке в струнку - ту самую "молнию", которую и обозначало это красивое французское слово.
- Ты не на Ромку гляди! - подсказывал Лехе Орест. - Ты гляди, как он работает кистью!
Теперь Леха, наконец, обратил внимание, что во время атаки Ромкин клинок совершал быстрые и частые вертикальные перемещения, словно Ромка, одновременно с атакой, легкими быстрыми ударами выбивал пыль из невидимого ковра.
- Видишь - он все время переносит клинок то на левую, то на правую сторону, и противник не успевает реагировать!
- Здорово! Но это, же сабля! А на рапире что это даст? У нас клинок и длиннее, и тяжелее - так быстро не получится...
- А ты руку тренируй, и все получится! - рассудительно заметил ему Орест. - Да и не забывай, что у твоего противника точно такой же клинок! Значит, и ему будет труднее реагировать на твои финты.
За полгода занятий Леха уже полностью освоился в клубе, а фанатичная увлеченность, с которой он ринулся на освоение хитростей фехтовального искусства, позволили заслужить уважение у своих новых товарищей и одобрение тренера. Сейчас, стоя у манекена, изображавшего противника, и стараясь повторить показанные Ромкой и Орестом движения, он невольно вспомнил, как впервые принял фехтовальную стойку...
...- Вот смотри, - Козицкий присел на слегка расставленных ногах, мягко пружиня ими, - это называется фехтовальная стойка. Видишь, я в этой стойке нахожусь в постоянной готовности к быстрой атаке - к прыжку или быстрому шагу вперед. Ну, разумеется, и к отступлению тоже!
Он изящно, без какого-либо видимого напряжения, продемонстрировал Лехе движения в стойке.
- А теперь - ты!
Леха попробовал присесть на широко расставленных ногах. Мышцы с непривычки тут же свело. Казалось, в таком положении он не то, что прыгнуть - с места бы сдвинуться не смог!
- Нет, левую ногу разверни немного внутрь! - принялся помогать ему тренер. - Ступня должна быть отклонена от осевой линии градусов на 60. Вот, уже лучше... Теперь сдвинь ноги ближе друг к другу. Еще... Между ними должно помещаться полторы ступни, а ты их расставил, как на физкультуре, на ширину плеч!
Одновременно Козицкий руками поворачивал его корпус, придавая ему правильное положение.
- Корпус немного разверни в сторону противника. Я говорю - немного, а ты повернулся всей грудью! Правое плечо расслабь, локоть разверни вниз... Левую руку согни в локте и подними на уровень плеча. Запомни, левая рука у тебя "толчковая"!
- Это как? - не понял Леха. - "Толчковая" же бывает только нога!
- Да не в этом смысле! - рассмеялся Козицкий. - Вот смотри на меня! Вот я сижу в стойке... Теперь - выпад!
Он резко толкнулся левой ногой, одновременно выбрасывая правую ногу и руку вперед, а левую ногу распрямляя чуть ли не в положение "шпагата". Левая рука при этом резко распрямилась назад, придавая телу дополнительный мощный импульс.
- Понял! - радостно воскликнул Леха и попытался повторить движение тренера.
Получилось коряво, но довольно похоже.
- Вот теперь вижу, что понял! - удовлетворенно произнес тренер. - Теперь вернемся к стойке. Ноги должны быть согнуты так, чтобы колено нависало над носком ступни.
Он с силой надавил Лехе на плечи, заставляя того опуститься ниже.
- А теперь короткими приставными шагами попробуй двигаться вперед. Отлично! Значит, на сегодня тебе задание - двадцать проходов в стойке вперед от стены до стены, и двадцать - назад. Затем передышка пять минут. До конца тренировки ты должен выполнить сто проходов в обе стороны.
- А когда же драться? - недовольно пробубнил Леха.
- А после можете немного подраться! - Козицкий ухмыльнулся. - Если останутся силы и желание!...
...Несколько дней Леха только и делал, что ходил в стойке от стены до стены. Как ни странно, с каждым разом стойка казалась ему все удобнее, и ходьба все менее обременительной. Теперь уже он сам пытался во время движения делать выпады, которые показал ему в первый день тренер, старательно толкаясь левой ногой и с силой отбрасывая левую руку назад. Получалось, как казалось ему самому, весьма неплохо.
Наконец, тренер решил, что уже можно переходить к упражнениям с клинком, и вручил ему рапиру. На себя он надел толстый стеганый нагрудник и взял маску, Лехе же дал только маску, объяснив, что колоть его пока что никто не собирается.
- Прежде всего, ты должен запомнить, что в фехтовании на рапирах зоной поражения является только корпус противника! - рассказывал Козицкий. - Ни руки, ни ноги или, тем более, голова к зоне поражения не относятся.
- А чего ж тогда саблисты лупят друг друга по маскам? - удивился Леха.
- Так это в сабле! - пояснил тренер. - У них зона поражения - вся верхняя часть тела, включая голову и руки. А у шпажистов, так вообще - все тело и даже ноги.
- Как - все тело? Получается, если я его уколю в палец на руке или ноге, так уже и выиграл? - не поверил Леха.
- Ну, да! - подтвердил тренер. - Ты посмотри, какой у них клинок! Таким клинком, если в настоящем бою, не то, что уколоть - палец сразу начисто отрубить можно! Там каждая рана получается крайне опасной и болезненной, поэтому и в наших схватках тоже учитывается каждый укол.
- Ну, так неинтересно! - разочарованно протянул Леха. - Что ж это за дуэль будет - я его в грудь, а он меня - в сапог!
Живо представив себе эту картину, Леха громко рассмеялся.
- Да, мне тоже не очень нравится шпага, - согласился с ним тренер. - Поэтому я тебе сразу сказал, что рапира - самый зрелищно красивый, благородный вид фехтования. А ты еще не хотел идти на рапиру!
- А сабля? - полюбопытствовал Леха.
- Сабля - это отдельная песня! Как поединок - нет ничего азартнее, увлекательнее, чем сабля! В рапире ведь можно только колоть, а в сабле основными считаются рубящие удары. Хотя и колоть никто не запрещает! Получается, что у них техника разнообразнее, а скорость боя - намного выше, чем в любом другом виде. Правда, зрелищно это выглядит не так эффектно, как в рапире. Попробуй разглядеть "попавший" удар, когда их наносится сразу несколько десятков! Причем, больше половины из них - финты или отвлекающие удары. А ведь еще нужно учитывать и "темп"!
- А это что еще такое? - спросил Леха.
- А это, попросту говоря - кто первый нанес удар. Когда ударов много, то часто случается, что оба противника наносят друг другу результативные удары. И здесь уже важно, кто из них был первым. Да еще нужно учитывать последовательность действий. Вот скажем, ты атакуешь, а я делаю защиты и наношу тебе ответный удар или укол. Но ты в это время продолжил атаку и тоже нанес мне удар - кто из нас выиграл?
- Не знаю... - растерялся Леха.
- А выиграл тот, кто выиграл "темп"! То-есть, те доли секунды, за которые твой удар может нанести противнику вред, а в реальной схватке - лишить его возможности продолжать поединок. Ладно, это все ты еще узнаешь, а сейчас давай учится просто правильно наносить уколы и защищаться! А начнем мы с зон поражения. Все тело соперника условно разбито на несколько зон, каждая из которых имеет свое цифровое обозначение от 1 до 9. Соответственно, когда ты наносишь укол или делаешь защиту, то так и произносят: "паре" - 4, "рипост" - 6. Это означает, что ты сделал защиту в зону 4, а ответный укол нанес в зону 6. Кстати, все термины в фехтовании французские, так что, понемногу привыкай и учи, чтобы не пришлось потом пальцем показывать, куда клинок направить!
ГЛАВА 4
========
Прошел год. Леха перешел в последний, выпускной класс и родители все чаще обеспокоенно напоминали ему об этом факте. Впрочем, самого Леху это беспокоило мало. Учеба давалась ему легко, и он уверенно "шел на медаль", несмотря на то, что занятия фехтованием отнимали все больше времени. Успехи в спорте были, на первый взгляд, гораздо скромнее, хотя тренер был убежден, что Леха еще не раскрыл весь свой потенциал. За этот год он поучаствовал в нескольких городских и областных турнирах, однако выше четвертого-пятого места так ни разу и не поднялся.
- Тебе не хватает спортивной злости, азарта! - говорил ему тренер после очередной "неполученной" медали. - Ты посмотри, ну чем эти парни сильнее тебя? Да у них техники никакой! Они ведь фехтуют, словно на улице дерутся - кто больше и сильнее стукнет! А ты ведь умеешь думать на дорожке! Ну, так думай же, думай!
Леха соглашался с ним, но на очередных соревнованиях вновь проигрывал заведомо более слабым соперникам. Наконец, Козицкий понял причину всех этих поражений.
- Ну, ты и жук! - удивился он во время очередного "разбора". - Я ведь только теперь понял - ты на соревнованиях просто отрабатываешь какой-то из вычитанных в книжках приемов, верно? Как на тренировке!
- Ну да! - обрадовался, казалось бы найденному взаимопониманию, Леха. - Вы знаете, пан Станислав, сколько у меня сейчас книг и журналов по фехтованию? Целая книжная полка! И на русском, и на польском, и даже на французском! На французском, правда, я читать не могу, но там же все изображено на картинках. Да и термины те же, что и у нас - "паре", "репете", "рипост"... А какие там приемы! Да если хотя бы некоторые разучить, я бы у всех выигрывал!
- Ну, пока что ты больше проигрываешь! - резонно заметил Козицкий. - Но если ты уж так увлекся, приноси свои книжки на тренировку. Будем разбираться вместе...
Из товарищей по клубу Лехино увлечение теорией фехтования никто не разделял. Старый дружок Кузя к тому времени занятия бросил, объясняя это необходимостью подготовки к выпускным экзаменам, хотя Леха был убежден, что тому, с его импульсивным характером, просто надоело постоянно заниматься одним и тем же делом.
Новые друзья, которые появились у Лехи в клубе, были более целеустремленными. Особенно выделялся среди них Орест Стахевич. Высокий, стройный и очень хорошо сложенный Орест был предметом тайного, а нередко и открытого обожания всей женской половины клуба. Мужественное лицо с крупными, выразительными, совершенно правильными чертами, обрамленное густыми, темными, слегка вьющимися волосами и томными темно карими глазами производило на девушек неотразимое впечатление. Фехтовал он тоже весьма неплохо, в полной мере используя дарованные ему от бога физические возможности - пластичность и гибкость, удивительно хорошо сочетавшиеся с быстротой и точностью реакции. Если добавить к этому, что занимался он уже более пяти лет, то становится понятным, почему он, будучи всего на полгода старше Лехи, уже имел звание КМС, тогда как Леха сумел "добраться" только до второго разряда.