Во время одного из путешествий, в семидесятых годах прошлого столетия, я был свидетелем и участником необычного и в то же время забавного происшествия.
Двое мужчин показали мне странный фокус, граничащий с юмористическим спектаклем. Вот как всё случилось:
Мой давний знакомый, армянин М. Кочарян, узнав, что я отправляюсь на Кавказ в Кисловодск, дал мне адрес своего дальнего родственника и написал записку, в которой просил принять меня, если будет в том необходимость. Хотя я собирался жить в санатории, с радостью взял письмо, в надежде, что оно предоставит возможность побывать в тех замечательных местах приэльбрусья. Я ехал в этот район Кавказа впервые и мне, было интересно побывать в горах воспетых поэтами. Начну свой рассказ с того момента, когда приехал с письмом в не большой городок Учкекен, где жил тот самый родственник моего знакомого. Хозяин принял меня очень радушно, познакомил со всем своим семейством, долго расспрашивал о Кочаряне, сообщил мне, что в данное время находится в отпуске, и что завтра к нему приезжает его товарищ из Армении. Он предложил мне пожить у него и обещал, что они с другом смогут показать мне местные достопримечательности. Я обрадовался этому предложению и остался. Моего нового знакомого звали Хорен, что, если перевести на русский язык, означает, Солнце. И действительно, это был удивительно солнечный человек, во всем его облике всегда сквозило лучезарное веселье и живость.
Утром следующего дня, рейсовым автобусом из Кисловодска, приехал товарищ хозяина, звали его Кореном. Интересным для меня было то, что имена друзей отличались только первыми буквами, но в их звучании было нечто объединяющее этих мужчин, несмотря на то, что они отличались друг от друга внешне.
От невысокого солнечного Хорена, его друг Корен, отличался красотой и статностью. Он был высок, строен, с задумчивой улыбкой и мягким голосом. Я сразу же почувствовал себя в обществе этих людей уютно, без какой- либо скованности и стеснения.
Через два дня, по предложению Корена, мы вчетвером, к нам присоединился еще младший брат Хорена, отправились на местный целебный источник, каких очень много в окрестностях Кисловодска. До родника мы добрались за час или полтора. Каждый из нас принял ванну в небольшой яме, наполненной невероятно чистой и холодной водой. Мне сказали, что эти ямы черкесы вырыли еще двести лет назад. Приём ванн происходит по простой схеме.
Пять минут сидишь в родниковой воде, потом сразу же уходишь на открытое место под огромный камень и ложишься на разогретый солнцем мелкий щебень.
Мы так и сделали.
Расположились кому как удобно. Наслаждались солнцем и запахами леса, обсуждали ощущения от процедуры, строя догадки о том, как могли местные жители узнать о целебных свойствах источника и угадать рецепты его применения?
Примерно через час, друзья решили повторить купание, я же вежливо отказался, боясь простудиться. Оставаясь на солнечной поляне, я слышал голоса купальщиков, определил, что они перед этим сходили выше по тропе в близь лежащую, орешниковую рощицу и вскоре появились на горячем щебне. Что они делали в лесу, мне неизвестно.
Минуло ещё с полчаса. Увидев, что Корен, задремал, положив голову на кучку песка, я спросил его друга о нем. Интересно было узнать, чем он занимается у себя дома в Карабахе? Я уже знал от него самого, что он женат и имеет детей и что родители его живут в том же поселке, где живет он сам. Отвечая на мой вопрос, Хорен рассказал, что его товарищ живет в том же поселке, в котором родились, они оба. Этот поселок расположен в южной части Нагорного Карабаха, там живут все его родственники и что они занимаются в основном домашним хозяйством: выращивают скот, ухаживают за виноградниками. Еще он сказал, что все взрослые его сородичи, в том числе и Корен, являются членами, какой- то религиозной секты. Мол, эта секта очень древняя, и ее центр находится где-то на территории Турции и Ирака. В Карабахе, как я понял Хорена, сектантам приходится туго от происков безбожной власти.
Выслушав Хорена, я высказал, некоторое сомнение по поводу его друга, сказав, что мало верю в то, что такой умный и красивый мужчина может быть сектантом.
Очевидно, это мое замечание послужило сигналом для друзей и они начали странную "игру", в которой я мало что понимал. Хорен осторожно поднялся на ноги, подмигнул мне и сказал, что сейчас постарается развеять мой скептицизм по поводу своего рассказа о товарище и принадлежности его к таинственной секте. Он поднялся осторожно на ноги и чтобы не разбудить друга, тихонько смастерил из орешника небольшую гладкую тросточку и, держа её в вытянутой руке двинулся в сторону Корена.
Я отчётливо видел, как он подкрался к спящему другу и начертил вокруг него палочкой смастерённой из орешника круг, затем вернулся, и беззвучно улегся на прежнее место.
Я, переходя на шепот, спросил его, что это все значит?
Хорен так же шепотом велел мне просто наблюдать за другом, что я скоро пойму, в чем тут дело? Спустя какое-то время, Корен окружённый чертой, очнулся от дремоты и внимательно осмотрелся вокруг. Я не помню, чтобы он заговорил с кем-нибудь из нас. Мужчина уселся посреди нарисованной площадки и стал безучастно смотреть в одну точку, где-то поверх наших голов.
Выполняя просьбу Хорена ни во что не вмешиваться, я с любопытством наблюдал за всем происходящим, стараясь меньше разговаривать с участниками события.
Через некоторое время братья решили подкрепиться.
Младший принес на поляну сумку с провизией, которая лежала в тени у источника. Выложив еду на не большую скатерть, мы с аппетитом поели, иногда перебрасываясь словами.
Сидящего в кругу Корена, никто не позвал, сам же он никак не реагировал на наши действия и казалось даже не замечал того, что мы устроили пикник у него под носом.
Наконец я не выдержал и спросил у Корена, почему он к нам не присоединяется. Тот посмотрел на меня безучастно, и продолжал сидеть в центре места очерченного его товарищем. Хорен ткнул меня легонько рукой, делая знак, чтобы я не разговаривал с застывшим, как изваяние мужчиной, хотя при этом сам что-то сказал ему на родном языке. Корен, даже не посмотрел в его сторону, как будто не расслышал его голоса. У меня появилось подозрение, что друзья попросту разыгрывают спектакль, и я вроде бы согласился сам с собой участвовать в представлении, которое мне не нравилось, и было не понятным.
После обеда мы повалялись еще немного на горячем щебне, и засобирались в обратный путь. Тут меня признаться охватило настоящее волнение, я видел, что Корен, никак не реагирует на наши сборы и намерение уйти без него. Тогда я вопреки запрету подошел к нему поближе и спросил, почему он не собирается домой. Мужчина не ответил, а только чуть повернулся, давая понять, что не желает со мной разговаривать. Я успокоил себя, уверенный, что представление продолжается, хотя невольно вспомнил слова Хорена, что его друг у себя на родине принадлежит какой-то таинственной религиозной секте.
Мы ушли, оставив сектанта сидеть на солнцепеке все в той же позе безучастного созерцателя местного ландшафта. Пройдя примерно треть пути в обратном направлении - к дому, мы остановились отдохнуть у ручейка пересекающего нашу тропу. Я подумал, что остановка предпринята специально, чтобы дождаться Корена, но время шло, а мужчина не появлялся. Я спросил об этом моих спутников. Хорен покачал головой и сказал мне, что нам не дождаться этого чертового сектанта и предложил мне вернуться и посмотреть, что он там делает. Более того он попросил меня, чтобы я выручил друга, если он еще продолжает сидеть в магическом круге, освободил его от чар наведённых им лично. Хорен сказал, что надо просто стереть нарисованную линию вокруг этого беспечного сони.
Далее Хорен в шутливой форме заверил меня, что запер своего друга в круг, и что он ни за что не сможет самостоятельно разрушить наведенный на него запрет - покидать своеобразную тюрьму. После этих его слов я еще больше утвердился в мысли о том, что товарищи разыграли меня с целью заставить еще раз проделать путь по тропе к источнику.
Несмотря на охватившие меня юмористические чувства, по поводу происходившего, я без всякого сожаления отправился обратно к той чудесной поляне с зеркальным водоёмом.
К тому же я в душе надеялся, что Корен всё же идёт следом, и вскоре я его повстречаю? Тогда мы вместе с ним посмеемся над такой безобидной шуткой веселых товарищей.
Однако я ошибался в своих предположениях.
Когда я дошел до места, Корен по-прежнему сидел в позе созерцателя. Он даже не посмотрел в мою сторону. Ни слова не говоря, я подошел к неподвижному мужчине и быстро затоптал образующую магический круг глубокую черту, как и учил меня Хорен. Как только я это сделал, Корен, поднялся на ноги, улыбнулся мне, поблагодарил за то, что я не поленился вернуться, и освободил его из магической западни. Еще он пообещал, что обязательно врежет своему другу по шее, за подобную проделку с ним. Когда мы спускались обратно к месту отдыха наших друзей, я, скромно посмеиваясь, сказал бывшему пленнику, что уверен в розыгрыше необычного спектакля, предусматривающего его неподвижное сидение в нарисованном веткой орешника кругу. На что тот ответил мне загадочно и вполне с серьезным видом.
- Я мог бы конечно кричать и браниться, находясь в этом магическом круге, но от этого ничего бы не изменилось, и пока кто-нибудь из вас не "сломал" бы его, проявив волю, мне все равно не удалось бы из него выйти.
Встреча моих знакомых у ручья была бурной, но в ней угадывались шутливые нотки. Друзья громко что-то выясняли друг у друга на родном языке, при этом Корен несколько раз крепко ткнул своего товарища кулаком, тот весело смеялся в ответ, показывая в мою сторону. Позже он шепнул мне и попросил, чтобы я не говорил Корену, что знаю о его принадлежности к секте. Я дал обещание скрыть наш разговор на эту тему, но признался Хорену, что до сих пор не верю, в мистику произошедшего и считаю, что друзья договорились о своих действиях, чтобы спектаклем скрасить активный отдых.
По возвращению домой, я в красках рассказал М Кочаряну о пребывании в гостях у его родственника. Узнав, что к Хорену приезжал его друг, он обрадовался и сказал, что знает его с детства. Тогда я подробно описал все, что случилось с Коренном, о его "смешном" сидении в магическом круге. Кочарян рассмеялся и уверил меня, что друзья большие шутники и любят всякого рода розыгрыши. Однако, что касается принадлежности, Корена к секте сущая правда. Кочарян сказал, что в той деревне, где он живет, почти все являются ее членами, но никакой тайны из этого не делают. Упомянул, что секта откололась когда-то от религиозного течения езидов, которые в основном расселены за пятьсот километров от Карабаха в районе Иракского Мосула и в горах Синджар в Турции.
В отличие от истинных езидов, мужчины этой секты стригут волосы и бреют лицо. Есть и ещё некоторые отличия. Так в ритуалах многое взято у зороастризма. Но более всего, по словам армянина, на секту влияют так называемые марабуты, хотя их родина Марокко находиться за морем. Очевидно это одна из многочисленных сект суфийского или дервишского ордена? Он сказал, что в эту секту не может вступить любой желающий, и другим людям совершенно не доступна вера этой организации. Так, что ее в какой-то мере можно считать тайной.
- На родник они тебя повели не случайно. - Сказал Кочарян. - Я знаю это место, а яма называется кониясы - "белый родник". В таких бассейнах сектантами совершаются ритуальные омовения и крещение младенцев. Езиды часто устраивают игры, приглашая на них всех жителей деревни, пусть они даже будут не верующими. - Он согласился со мной в том, что друзья могли подшутить, разыграв представление с кругом, но заметил, что однажды, еще в детстве, встречался с подобным феноменом. Тогда одного мужчину, члена этой секты заперли в магический круг. Узник просидел в нем почти двое суток.
Они - дети, тогда тайно наблюдали за его поведением и убедились, что очарованный сектант вышел из круга только после того, как другой человек стер глубокую линию окружающую его. Кочарян сказал, что такое поведение сектанта, напугало их, и дети долго боялись даже подходить к тому месту.
В конце, концов, всех успокоил, все тот же Корен.
Узнав о том, что мальчишки, очевидцы этого происшествия, боятся магии случившегося, он спокойно потоптался на участке, где раньше сидел мужчина, и как ни в чем не бывало, покинул загадочное место.
Рассказ Кочаряна, заставил меня задуматься над тем, что произошло с самим Кореном, во время нашего отдыха у источника. Из слов рассказчика выходило, что тогда в детстве у ребятишек не было никакого повода думать, что кто-то их разыгрывает. Я думаю, что во всем произошедшем, есть доля мистики. Очевидно, психика членов секты запрограммирована магическим ритуалом на "стояние" на магическом месте и при определённых обстоятельствах человек не может разорвать созданный адептом колдовской круг?