Я решил описать странную историю, которая произошла со мной десять лет назад во время туристического похода по прекрасным землям Иркутской области и Бурятии. Происшествие было настолько невероятным, пронизанное мистикой и странными иллюзиями, что долгое время не было силы даже помышлять рассказать кому-нибудь о тех необъяснимых событиях. Мне казалось, заикнись я о случившемся то слушатель, немедленно заподозрит меня в глупом фантазёрстве или ещё хуже того повертит пальцем у виска решив что я тронулся умом.
Однако я всё же с трудом, но принял решение изложить историю, и постараюсь поведать о случившемся таким образом, чтобы читатель хотя бы на половину смог поверить мне.
Более того я решил ничего не приукрашивать, а как раз наоборот упустить некоторые особенно мистические и поэтому необъяснимые вещи, произошедшие со мной и моим нечаянным спутником в заключительном пешем походе. Именно этот человек как раз и оказался виновником и инициатором похода в странное и невероятно таинственное место расположенное где-то на южной окраине Восточного Саяна.
Загадочные события охватили моё сознание и воображение во время путешествия по левым притокам Ангары и рекам, которые несут свои воды в озеро Байкал.
Задуманное путешествие обещало быть необременительным, так как я вообще не планировал передвигаться пешим порядком, а посещать только те места, где проложены железные или автомобильные дороги.
Первая половина туристической поездки действительно была спокойной и лёгкой.
Вот как всё начиналось.
По железной дороге я приехал в Тайшет и пересел там, на поезд, идущий по БАМу в сторону Братска. Доехав до берегов реки Чуны, я несколько дней жил в районном центре, затем переехал в город Братск. Из Братска уже по автомобильной трассе, проложенной вдоль реки Ия, добрался до Тулуна, а оттуда переехал на железнодорожную станцию Зима, что стоит на Транссибе.
Спустя несколько суток, обогнув на пассажирском поезде южный берег Байкала, я прибыл в столицу Бурятии Улан-Удэ.
На следующий день на рейсовом автобусе отправился на экскурсию в село Верхняя Иволга, где располагается знаменитый Иволгинский дацан буддистов. Мне хотелось взглянуть на нетленное тело самого знаменитого бурятского монаха Хамбо - ламу Итигэлова. К тому времени всем россиянам было известно о чудесном сохранении после смерти тела этого человека. Не было секрета, что организм Итигэлова в течение семидесяти лет прибывало в могиле в специальном кедровом ящике. Говорили, что лама и сейчас выглядит как живой. Учёные этот факт нетленности тела монаха подтвердили, а некоторые из них утверждают, что лама жив до сих пор, что он никогда не умирал. Объяснения этому феномену пока нет.
В помещение, а это специально построенный дворец, где находится тело ламы меня и ещё нескольких любопытных туристов не пропустили. Оказалось, что к телу Итигэлова имеют доступ всего несколько человек - это глава буддийской церкви России и хранители. Всех остальных любопытных пускают во дворец только в определённый день.
Осмотрев дацан, я решил вернуться в город и на другой день отправиться на север Бурятии в Бургузинский заповедник, полюбоваться красотами Забайкальской тайги.
Однако моим планам не суждено было воплотиться в жизнь.
В автобусе моё место оказалось рядом с мужчиной сурового вида в добротной таёжной одежде, обутого в крепкие сапоги местного пошива. Мужчина лицом был мало похож на бурята. Густые тёмно-рыжие волосы не выдавали в нём представителя этой национальности. Он был не ускоглаз, хотя цветом глаза были карими. На вид ему было явно за сорок, но в теле чувствовалась сила и здоровье.
Мужчина кивком головы поздоровался со мной и далее до самого города, не проявил никакого интереса к моей персоне.
К моему удивлению человек вышел на той же остановке, что и я. Маршрутка ушла дальше, а мужик скупо улыбнулся и сказал.
- Мы живем в одной заезжей. Я ещё вчера заметил тебя, но утром уехал в Верхнюю Иволгу первым рейсом, поэтому мы не столкнулись на автостанции и потом в Дацане наши пути разошлись. -
Мы не спеша пошли в сторону гостиницы. Я вдруг почувствовал, что человек в странных не очень современных одеждах чем-то меня заинтересовал, в душе появилась некая волнующая тревога.
Я помнил, что во время путешествий у меня частенько появлялось подобное чувство, особенно тогда, когда я сталкивался с чем-то загадочным. Этот человек показался мне именно таким. Что-то таинственное скрывалось в облике нового знакомого.
Мужчина не спрашивая разрешения, обращался ко мне на "ты" и поэтому я решил не ломать предложенную морфологию диалога и спросил.
- Ты что же приезжал в дацан с целью увидеть тело знаменитого ламы? И вообще, откуда ты приехал? Признаться, я не могу определить, к какой национальности принадлежишь. Мне кажется ты не бурят, но и не русский.
- Давай зайдём в столовую и съедим по котлетки? - Предложил он. - Потом я тебе расскажу кое-что, и тогда поймёшь, откуда я приехал и кто я такой. -
После этого предложения тревога моя только усилилась, но я не отказался. Зачем было отказываться от увлекательного знакомства и предстоящего не менее увлекательного путешествия, о котором вскользь заикнулся мужик? Ведь цель моей поездки совпадала с предложением нового знакомого.
По дороге в столовую состоялось моё знакомство с загадочным человеком.
- Я знаю, тебя зовут Александром Васильевичем. Слышал твоё имя у гостиничной стойки. Меня можешь называть просто Матвеем, а фамилия не о чём не скажет. Ещё я понял, что ты приехал сюда или из Тувы, или Хакасии? - Он вопросительно дёрнул рыжей головой.
Я автоматически кивнул, удивляясь проницательности собеседника и сказал.
- В отличие от тебя я не могу угадать твоего места жительства.
- Я из Бурятии. Живу почти в самой западной точке республики, на границе с Монголией. Так сказать в паре сотен от черты, разделяющей два государства. Там прекрасные места и я предлагаю тебе посетить их. -
На моём лице мелькнула растерянность, и мужчина уловил это.
- Ты планировал путешествовать вокруг Байкала, а я предлагаю совершить поход в сторону самого глубокого озера Монголии. Оно называется Хубсугул. Говорят, его глубина достигает 280 метров, но мне известно, что водоём имеет второе дно, оно расположено на сотню метров ниже первого. Удивительное озеро. Когда-то это было жерло вулкана. Так думают геологи, но мне кажется, они ошибаются. Когда придём на место, сам поймёшь, в чём тут дело и почему это не бывший вулкан.
- Я рад бы посетить те места, о которых ты так красочно рассказываешь, но как видишь, экипировка не позволяет мне совершать пешие маршруты, да ещё в такой дикой горной местности. Саянские хребты не любят расхлябанности и пустой бравады. Я родился и вырос в этой горной стране и хорошо знаком с хребтами Западного Саяна и Танну-Ола. -
- Хорошо. Тайгу и горы знаешь. Насчет одежды не беспокойся. Это дело поправимое. Я обеспечу тебя всем необходимым и буду прилежно выступать в роли проводника.
- Что ж я согласен поехать в тот край, тем более я там бывал однажды. Летал на вертолёте вместе со своим другом работавшим в те времена геологом в Саянской комплексной экспедиции.
- Вот видишь, как всё удачно складывается. Когда вернёмся в гостиницу, ты мне расскажешь о своём путешествии, а я постараюсь подготовить тебя к предстоящему походу. Тогда надеюсь, ты не передумаешь? -
Мы на скорую руку перекусили в столовой и отправились в гостиницу. Матвей, не спрашивая разрешения, зашёл ко мне в номер и продолжил прерванный разговор.
- Ты спрашивал, откуда я приехал? Для тебя это обыденный вопрос, интерес обычного туриста, я же никогда и никому не рассказываю где мой дом. -
Он пытливо посмотрел мне в глаза и неожиданно признался.
- Можешь считать меня отшельником. Я догадываюсь, что ты путешествуешь частенько и не только на транспорте и возможно встречался с людьми, ведущими отшельнический образ жизни. Раньше таких одиночек или пар было много по всей стране и за её пределами, особенно в Монголии и Тибете, но отъявленные романтики, хоть и редко всё же встречаются и сейчас, особенно в тайге или вдоль рек. - Он скупо улыбнулся. - Считай, что я один из них.
- Мне кажется имя у тебя другое. Что-то на Матвея ты не похож если отшельник. - Перебил я оратора.
- Видишь, догадался. Значит, проникся к моему предложению. Утром уедим в Монды. Это посёлок так называется, оттуда путешествовать начнём по-настоящему. В окрестностях посёлка самая высокая вершина Восточного Саяна.
- Знаю я этот Монды, Я же говорил, что летал на вертолёте в те края. В Орлике на обратном пути заправлялись - это столица сойотов. Может быть, ты относишься к этому племени каким-то боком.
- Да, мой род имеет связи с этим малочисленным народцем. - Он стал что-то рассказывать о сойотах.
В моей голове, между тем, поплыли картины того давнего воздушного путешествия, о котором я упомянул.
Было так.
Хороший товарищ в те времена работал начальником геологической партии и однажды предложил мне слетать с ним на буровую, на ней гидрогеологом трудился мой младший брат. Я согласился. Почему не слетать на дармовщинку, порыбачить на глухой горной реке, в которой рыбы больше чем леса на её берегах.
Авиаторы перебрасывали продовольствие и снаряжение не только в Тоджинскую котловину, но ещё дальше в вершину реки Бирюсы.
Пока вертолёт облетал все отряды, я рыбачил на реке Ия. Меня забрали на другой день к вечеру, а заправляться улетели в Бурятию в село Орлик. Здесь ночевали, и я с удовольствием ознакомился с посёлком сойотов и его ближними окрестностями.
До этого я встречался с сойотами в Тоджинском районе республики Тыва. Это племя азиатов родственное Тувинцам, небольшое их количество проживает в упомянутой выше котловине. Они всегда занимались оленеводством.
- Ты припомнил о давнем путешествии на мою малую родину, но хочу сказать, что я не сойот, хотя как уже говорил, с ними соприкасаюсь. Мой прадед был русским казаком, но женился на цаатанке. Цаатаны - это родственное племя сойотов. Они живут в Монголии, вокруг озера, о котором я упоминал и самой высокой священной горы. Ты наверно в курсе? Их называют цаатанами по причине того, что этот народ всегда занимался оленеводством и разводил сарлыков.
- Что же подвигло твоего прадеда взять в жёны дикую по тем временам азиатку?
- Я думаю причина одна. Русских баб в казачьих поселениях почти совсем не было, а старообрядцы не выдавали своих девок за казаков, вот они и жили полулегально с бурятками, сойотками, тофаларками, а мой предок пошёл ещё дальше, в Монголии жену нашёл. Когда народился мой дед, перевёз семью в Бурятию. - Матвей покачал задумчиво головой и сказал.
- История нашего рода удивительная. Сам всё поймёшь, когда приедем на место. Одно могу сказать, дед какое-то время жил в небольшом поселении в Туве, на берегу знаменитого озера Азас, но потом вернулся под гору Мунку-Сардык. Именно там для нашего рода был особый интерес. Я всё тебе расскажу на месте и даже покажу. Чтобы ещё больше заинтересовать тебя, признаюсь, до сегодняшнего дня никто кроме самых близких родственников не знает тайну рода.
- Что за тайна? Ты можешь хотя бы намекнуть, чтобы я обдумал, стоит ли пускаться в предложенное тобой путешествие?
- Ты уже дал согласие. Что касается тайны, тут надо увидеть и прочувствовать всё лично и на месте. Можешь не опасаться, твоей жизни ничто не угрожает. Я предлагаю побывать в одной тайной пещере. Её кроме меня и ещё нескольких моих родственников никто не знает, причём родственники живут в Монголии в районе озера Хубсугул. -
Матвей помолчал, что-то обдумывая, и сказал.
- Ты отдыхай. Выезжаем часов в пять утра. Я сейчас схожу к водителю грузовичка. Поедем с ним на ГАЗЕЛЕ. Помогу ему погрузить машину и денег дам на бензин.
- Возьми у меня рублей двести. Я располагаю деньгами. -
Мужчина не отказался. Забрав деньги, ушёл не спеша в сторону продовольственных складов.
Загадочное путешествие действительно возобновилось в четыре часа утра.
Собирались недолго.
К заезжей подъехала газель, мы с Матвеем забрались в кузов закрытый добротным тентом и удобно расположились на каких-то мягких тюках с вещами. Автомобиль сразу же тронулся с места. Когда выехали за город, рассвело. Водитель молодой бурят свернул заднюю стенку тента и нашему взору, открылась окрестная панорама вдоль тракта. Так и ехали пять или шесть часов, нигде не останавливаясь.
В посёлок приехали во второй половине дня. Грузовичок тормознул у самой крайней избы. Можно сказать, дом стоял чуть в стороне от дороги, на отшибе.
Поселение Монды накрывал липкий холодный туман, сквозь который невозможно было разглядеть снежных вершин Мунку-Сардыка.
- Ещё насмотришься на семизубого. - Успокоил меня Матвей, махнув в ту сторону, где должна быть гора.
Мы спрыгнули с кузова, поблагодарили водителя и, прихватив с собой небольшой брезентовый мешок с продуктами, пошли именно в крайнюю избу.
Хозяин дома выглядел ещё более сурово, чем Матвей и явно был старше моего проводника. Он поздоровался, взял из рук Матвея мешок и надолго замолчал. Ходил по избе что-то делал, и казалось, понимал Матвея без слов. Я не заметил, чтобы они обменивались знаками, но вскоре он принёс из кладовой ворох добротной одежды и несколько пар сапог, точно такие же были на нём и на ногах Матвея.
- Подбирай себе одежду и сапоги. В ичиги заправь носки из конского волоса, это спасёт ноги от воды, а значит от холода. Здесь тепла не бывает. В горах и тайге можно высушиться только у костра, а носки из волоса просто выбивают о камень или дерево. -
Одежду и снаряжение подобрал быстро. Всё подошло впору и сидело на мне как влитое. Было удивительно и немного тревожно осознавать, что Матвей и его родственник имеют запас снаряжения для опасного и тяжелого похода. Я решил, что мой новый знакомый специально выбрал в напарники меня, зная наперёд, что сможет без труда снарядить мужика моей комплекции.
Надо признаться, я всё ещё размышлял над вопросом, почему Матвей решил, что я ему подхожу для предстоящего похода и открытия какой-то важной тайны его рода. Порой в мою голову лезли мысли о заговоре, но я тут же отбрасывал их, понимая, что не представляю для странного человека ни опасности, ни выгоды, что им движет что-то иное.
Нарядившись в новые одежды, я стал ждать момента, когда пойму что задумал мой добровольный проводник. Я теперь мысленно стал так называть Матвея.
Раньше мне уже случалось пользоваться услугами этой категории людей, однако их нанимал всегда я, а теперь получилось всё наоборот и именно этот факт, не давал мне покоя.
Спустя час Матвей ушёл из дома. Он сказал мне и хозяину, что вернётся к вечеру и приведёт с собой пару вьючных животных.
Чтобы скоротать ожидание проводника я прогулялся по посёлку.
У гостиницы скопилось множество легковых автомобилей. Какой-то прохожий сказал мне, что почти сотня туристов из Иркутска и Улан-Удэ ожидает улучшения погоды, чтобы совершить восхождение на высочайший пик Саянского хребта Мунку-Сардык. Мужчина так же сказал, что основная группа альпинистов живёт в районе перехода границы в палаточном лагере.
Бродя по селу, я подошёл к магазину и там вновь встретил водителя, с которым мы с Матвеем приехали в Монды. Мужчина улыбнулся широко и поинтересовался у меня, когда мы отправимся с его знакомым на монгольское озеро. Я сказал парню, что Матвей ушёл за лошадьми.
- Он не ездит на лошадях и пошёл на стойбище за сарлыками. По его тропе в Монголию могут пройти только специально обученные яки. - Он вновь широко улыбнулся и спросил.
- Ты знаком с сарлыками?
- Да. Я живу в Туве, и там тувинцы спокон веков разводят этих горных животных.
- Ну и хорошо. Бояться не будешь. У Матвея сарлыки красивые и крупные, так называемые - дзо. Особая порода, даже не порода, а дикий вид. Он своих быков маленькими телятами поймал в горах и приручил особым способом. Очень крупные быки и невероятно выносливые. -
Мы ещё поговорили о погоде, о туманах и дожде, а потом я вернулся в дом.
Когда на посёлок спустились сумерки приехал Матвей. Одного яка он вёл в поводу, на другом ехал сам, но без седла. Сёдла я видел в кладовой, и вьючные кожаные торбы лежали там же.
И вновь, как и накануне, Матвей разбудил меня в четыре часа утра.
Яки уже стояли навьюченными, видно постарался хозяин дома. Мы плотно позавтракали и двинулись в путь. Пересекая узенькую асфальтированную трассу, остановились на минуту, чтобы согласовать дальнейший маршрут.
- Эта дорога ведёт к пограничному переходу. Все туристы едут туда, чтобы забраться на Сардык по самому лёгкому маршруту. Мы пойдём другим путём. Я знаю тропу, по ней и будем добираться до границы. Сегодня будет солнечный день, и путешествие обрадует наши глаза. Яки очень чуткие к смене погоды и по их поведению можно понять, что нас ожидает в ближайшие несколько дней.
- Нас могут задержать пограничники. - Сделал я замечание, пропуская мимо ушей рассуждения о погоде. Было ясно, что в дождь Матвей не рискнул бы отправляться в путь по опасной горной дороге.
- Ничего подобного. Мы пересечём запретную линию или по подземному ходу, или по тайной тропе. Этот маршрут знают только несколько человек. - Он взмахнул успокаивающе рукой.
- Первых десять километров до пещеры и подземного хода тропа не опасна, а днём мы сможем преодолеть самый трудный участок пути, идущий вдоль берега горного ручья. - Он не спеша стал забираться на яка и предложил мне сделать то же самое.
- Садись в седло, половину маршрута будем ехать, а вторую идти пешком. Доберёмся до цели к трем часам дня и успеем кое-что сделать. -
Матвей помог мне забраться на яка, и караван в два всадника двинулся вперёд. Тропа плавно поворачивала влево, потом выровнялась и мы поехали строго на юг.
Теперь моя мысль неустанно работала над вопросом, каким способом можно пересечь запретный рубеж по подземному ходу? Воображение рисовало длинную тёмную пещеру, не меньше нескольких километров, так как иначе будет невозможно незамеченным пересечь границу. Тревога переполняла моё тело, но я никак не мог решиться и спросить Матвея как мы сможем преодолеть подземный отрезок пути. Яки в потёмках двигались споро и бесшумно, и мне казалось, что в данный момент не стоит нарушать тишину. Я почему-то решил, что Матвей специально покидает село тайно, чтобы никто не смог проследить направления нашего путешествия. Во всех действиях своего проводника я усматривал некую конспирацию, хотя с другой стороны водитель газели, по всей видимости, знал, куда мы отправимся.
Матвей почувствовал моё напряжение и негромко сказал, обернувшись в мою сторону.
- Ты можешь не волноваться. Наш род уже больше века пользуется этой дорогой и только одного человека настигла неудача. Этим человеком был мой прадед. Я тебе о нём рассказывал и ещё расскажу кое-что, когда заберёмся в пещеру.
- А куда мы денем быков? - Невпопад спросил я у Матвея.
- Сарлыки будут нас ждать в специальном загоне, там есть запас сена и овса. Я позаботился заранее. -
Он долго молчал и наконец, дополнил.
- Я в последний раз был в пещере год назад, потому-что ездил на озеро Азас к дальним родственникам. -
Я не стал его расспрашивать о путешествии в Туву, вдруг неожиданно ля себя более-менее успокоился и так в первозданной утренней тишине мы ехали не меньше четырёх часов. Спешились, только когда тропа уперлась в гору и завиляла между редкими корявыми лиственницами и каменными нагромождениями.
Туман постепенно рассеивался и на востоке появился белёсый диск светила. Преодолев первый подъём, расположились на кратковременный отдых.
- Яки могут дойти до пещеры без отдыха, но нам не выдержать их темпа. - Сказал Матвей, бросив попону на камень.
- Садись. Будем отдыхать. Я всегда останавливаюсь в этом месте. Дальше километра два подъём будет едва заметным, но кое-где можно будет ехать на быках.
Отдых длился минут десять.
За это время мы успели выпить по кружке какого-то отвара из горных трав. Напиток был вкусным. Я определил, что в нём есть горный мёд и чабрец.
Я с интересом поглядывал в ту сторону, куда уходила тропа. Её полоска тянулась прямо в сторону скалистой стены. Вокруг рос мелкий багульник, карликовая берёзка и чахлые кустики ольхи. Наконец Матвей бодро поднялся, сгоняя меня с тёплой подстилки, убрал вещи во вьюк своего быка и потянул его за повод, но не на тропу, а чуть левее, там вроде бы тоже виделись старые следы животных.
- Тропа идёт в ту сторону! - Воскликнул я.
Матвей остановился и сказал с улыбкой.
- По этой тропе мы будем возвращаться назад, а сейчас наш путь лежит сюда. - Он махнул рукой, указывая направление.
- Если пойти по наторенной дороге, то она, достигнув скалы, неминуемо повернёт налево и обязательно сойдётся с той, по которой ты намерен сейчас отправиться. - Возразил я и спросил на всякий случай.
- И почему назад мы должны будем вернуться по другой дороге? Мы что будем кружить по тайге и горам? -
Матвей оставил вопрос без ответа и предложил.
- Что же. Давай проведём эксперимент. Оставляй заметку на тропе. Брось на неё ветку багульника, начерти крест или вопросительный знак, оставь заметку на камне и ты убедишься в том, что я говорю истину. Всё станет ясно на обратном пути.
Запомни, человек никогда не ходит по одной и той же дороге. Даже в городе или в посёлке, мы всегда ходим другим путём. Такой феномен трудно осознать, но это факт, как и то, что мы сами изменяемся каждый момент нашего бытия. На нас и всё остальное действует время, пространство и то с какой скоростью вибрируют наши тела и все остальные вещи вокруг. Это случается примерно так же, как нельзя дважды забрести в одну и ту же воду. Тебе известна расхожая поговорка, однако она как нельзя лучше отражает течение жизни всех осознаваемых человеком и другими существами вещей. -
Мой проводник задумался на минуту, покачал головой и продолжил.
- Случается, когда люди по каким-то природным причинам живут то в одной, то в другой реальности. Этого почти никто не замечает, а если кто-то зафиксирует внимание на каком-то несоответствии, то долго не печалится, некоторые пугаются до потери сознания и срабатывает психический шаблон, который как раз и приводит их восприятие в норму. А некоторые просто смиряются с открытием новой реальности, и с ними ничего не происходит, они продолжают жить, так же как и жили. - Он скупо улыбнулся.
- Видишь, какой сегодня ясный день, но на небе мы невидим Луны. Раз невидим, то решаем, что она сейчас за горизонтом. Всё просто, у всего живого психика настроена таким образом, что место Луны или на небосклоне или с другой стороны планеты. Если бы ты сейчас вдруг твёрдо осознал, что этого спутника действительно нет, то перепугался бы до такой степени, что твоя психика немедленно вернула бы всё в привычную норму. - Он как-то смешно задрал руки и помахал ими в воздухе, словно разгонял туман или облака.
- Я могу заверить - есть такие места, где Луны нет, а люди до сих пор помнят, что её когда-то не было на небе и в нашем родном мире, но считают это мифом. - Матвей хмыкнул чуть слышно. - Вернее Луна, возможно, была всегда и во всех мирах, но в некоторых из них вибрировала с такой скоростью, что человеческий глаз её не видел. Это тоже загадка природы. -
Проводник хитро осклабился и спросил.
- Если я скажу, что Луны в этом мире, где мы сейчас с тобой нет, ты поверишь?
- Я что дурак верить в такие нелепости.
- Вот видишь, это срабатывает психический шаблон, о котором я говорил. Раз ты не испугался этой, как ты говоришь, дурацкой информации, тогда нам один путь, в пещеру. Только там можно разобраться с твоим восприятием реальности и понять, что мы видим и осознаём только крохотную часть мироздания.
Ладно. Я думаю, когда-нибудь до тебя дойдёт, в чём тут дело с этой пресловутой Луной. -
Матвей вновь махнул рукой теперь в сторону скал и сказал.
- Вот когда будем идти с той стороны, мы придём к камню, на котором отдыхали по правому рукаву дороги. Даже не сомневайся. Я когда-то тоже не верил своему отцу, но он оказался прав. Я чувствую, тебе не терпится испытать путь и сходить к скалам, но поверь этого не стоит делать. Я в своё время провёл эксперимент и плутал несколько часов по каменным россыпям и стланцевым зарослям. Ничего там хорошего нет. -
Я дрожащими от волнения руками принялся оставлять метки, а проводник, как ни в чём не бывало, продолжал объяснять.
- Есть такие места, где мы пересекаем слои миров и если не знаем об этом, то начинаем блуждать. Это место как раз та развилка, которая не даёт возможности людям отыскать вход в тайную пещеру. Люди как ты знаешь, не отличаются любознательностью и вниманием - в этом их беда. - Он гмыкнул сокрушённо.
- Надо свернуть именно здесь, тогда обязательно выйдешь к нужному месту. Поверь испытанно много раз не только мной, но и моими предками. -
Матвей терпеливо дождался, когда я закончу работу по устройству знаков и предложил.
- Отпусти своего быка и посмотришь, куда пойдёт скотина. -
Я отвязал яка и хлопнул его ладонью по крупу. И действительно сарлык повернул налево и уверенно зашагал по еле приметной тропе. Он даже не сомневался, не взглянул в сторону той дороги, которая шла к скалам.
- Вот видишь? - Констатировал Матвей. - Животные никогда не ошибаются, они точно знают, что в ту сторону идти нельзя, там тупик, если двигаться отсюда. Звери, птицы и даже рыбы видят мир совсем иначе, чем человек. -
Матвей чуть слышно рассмеялся и спросил назидательно.
- А знаешь, почему им мир кажется другим? -
Я пожал плечами, не в состоянии сообразить, куда клонит мой проводник.
- Потому-что каждая тварь имеет свою частоту вибраций. Их тело вибрирует иначе только для того, чтобы они могли отделяться от всего остального, что их окружает в природе. Когда заберёмся в пещеру, там всё поймешь. Я не могу тебе объяснить доходчиво, почему вибрации всего и вся в мироздании играют такую большую роль в жизни всех вещей и живых существ нашего мира. -
Матвей тоже прикрепил повод своего яка к седлу и отправил животное вслед за сородичем. Сарлык резво припустил по левой тропе стараясь догнать напарника по каравану. Мы зашагали следом за животными. Матвей повернулся ко мне и сказал.
- На ходу не стоит разговаривать, это отнимает много силы, и мы тогда неминуемо отстанем от быков. Давай лучше помолчим до того времени пока не заберёмся на их спины. -
Некоторое время каравану пришлось подниматься по сложной тропе вьющейся среди обломков скал и редкой высокогорной растительности. Наконец быки подошли к бурному ручью и остановились. Мы не спеша устроились в сёдлах и переправились на противоположный берег потока.
- Этот ручей носит название Ажит, что в переводе с монгольского, бурятского и сойотского языков означает - Скрытный.
- На тувинском языке это слово имеет то же значение. - Заметил я.
- Сойотско-цаатанский язык очень близкий к тувинскому языку - это родственные племена, живущие в Саянских горах. - Согласился Матвей.
- Этот ручей известен не многим людям, так как оказаться на его берегах совсем непросто. Ты в том убедился, когда чуть было, не свернул на ложную тропу. Дальше мы будем подниматься в вершину Ажита, ключ вытекает как раз из той пещеры, о которой я тебе рассказывал. -
Матвей показал пальцем в сторону гольца и добавил.
- Под той горой Ажит впадает в небольшое, но очень глубокое озеро, поэтому его назвали Скрытным. Однако озеро никогда не переполняется водой, потому что она уходит по подземному руслу на юг и впадает на монгольской стороне в озеро Хубсугул. Из этого озера вытекает только одна речка Эгийн-Гол, она впадает в Селенгу, а та в свою очередь несёт воды в Байкал. Как видишь, вода связывает всё. Запомни, все водоёмы Монголии связаны с тремя Сибирскими реками, а хребты Саянские и Алтайские связаны тысячекилометровыми тоннелями пещер, по которым тоже движется вода. -
Географию я знаю неплохо, поэтому не стал удивляться и спросил.
- Люди здесь бывают, если речушке дали название. Она, по всей видимости, есть на карте местности? -
Нельзя было подумать, что приборы современной топографии могут пропустить водный поток образующий пусть даже небольшое озеро.
- Это навряд ли. Я же тебе говорил, что мы попали как бы в иной слой реальности, она недоступна чувствам обычных людей и приборов, так как имеет ритм колебаний более десяти герц, а всё остальное в нашем мире имеет ритм не более восьми с половиной герц.
- Ты говоришь какими-то загадочными терминами, и всё время делаешь упор на частоту колебаний материальных вещей. - Заметил я.
Мне не верилось, что возможно каким-то путём изменить закон природных явлений. Нет, я понимал, что каждая вещь в материальном мире поддаётся резонансу и что всевозможные вибрации и шумы могут влиять на человека как благоприятно, так и разрушительно, но понять, как можно применяя колебание окружающей среды оказаться в мире невидимом при обычном состоянии. Очевидно, Матвей уловил мои сомнения и сказал с какой-то лёгкостью, как само собой разумеющееся.
- Я не смогу объяснить упомянутое явление с научной точки зрения, да и никто не сможет, но многое можно будет понять, когда мы окажемся на месте. - Продолжал информировать Матвей.
- Я уже говорил, что в пещере многое становится ясным, но тайну раскрыть до конца невозможно и там. -
Следующий привал длился минут сорок. Мы остановились на небольшой полянке прямо на берегу ручья. Развели крохотный костёр, заварили запашистый чай. Быки мирно щипали горную траву. Вокруг простиралась горная тундра, чахлые деревца редкими кучками росли только на южных склонах. В скалах на противоположном берегу раздавался писк невидимых сеноставок-пищух, травяные кучки их виднелись повсюду. Прямо под ногами, рядом с бивуаком я обнаружил гнездо каменной полёвки. Матвей показал мне на торчащие в стороне скалки и сказал, что там есть гнезда сокола-балабана. И действительно вскоре я увидел, как птица стремительно камнем упала вниз и затем взмыла к возвышающимся над россыпями камням с добычей в когтях.
- Там на южном склоне в стланиках и лесных массивах обитает особый медведь пищухоед. Я встречался с таким зверем, он очень сильный, камни ворочает как пушинки, докапывается до пищух и сеноставок их ещё называют каменными зайчиками. Здешний медведь зверь умный и столкнуться с ним не так-то просто.
Ладно, нечего болтать. Сейчас вытьем чая с копчёным мясом и сухарями и пойдём дальше. - Он похлопал меня по плечу и предупредил.
- На голые камни отдыхать не садись. Сиди или лежи на войлоке у огня. -
Я так поступал всегда во время походов в Саяны. Мне было известно, что высоко в горах нельзя сидеть или лежать на голой земле и камнях.
Проводник быстро управился с едой и поднялся на ноги.
- Я говорил о медведях. Здесь в россыпи у меня карабин спрятан. Схожу за ним, а ты быков веди сюда и манатки во вьюк укладывай. -
Матвей растворился среди огромных камней и вскоре вернул с ружьё за плечами.
- Назад будем возвращаться, оставим карабин на старом месте.
- Так ты же сказал, что по другой дороге пойдём. - Удивился я.
- Место, где мы сейчас отдыхаем, всегда остаётся неизменным, это особое место, оно в стороне от аномальной зоны или как там эзотерики именуют такие участки? -
Мы вновь отправили яков по тропе первыми и двинулись за животными следом.
- Теперь будем идти только сзади быков. Зверь всегда нападает из засады, пропустит добычу на два три метра и прыгнет на шею. -
Матвей глянул весело в мои глаза и сказал нарочито громко.
- Ты не тушуйся Васильевич. Я думаю, медведь не станет нападать на караван. Здесь для косолапого еды много. Мирный зверь, хотя людей не боится, потому что не знает человека, а вот яков трусит. Хороший сарлык может за себя постоять. Наши быки в два раза тяжелее здешних медведей, а волки те никогда не нападают на взрослых космачей, боятся их рогов да копыт. Растопчут. -
Проводник весело рассмеялся и вновь одобряюще хлопнул меня по спине.
***
Завершающий отрезок пути мы прошли без отдыха за два часа и достигли небольшой поляны, окружённой скалками. Одна самая ближняя расщелина была прикрыта сверху жердями и ветками стланика. Внутри образовавшегося загона, когда-то давно, Матвей устроил огромную кормушку для яков и набил её сеном.
Сарлыков Матвей привязал на разных концах кормушки, предварительно напоив их до отвала. Я заметил, что у каждого края кормушки в камнях были выдолблены углубления, их заполнили водой.
- Возможно, в пещере мы задержимся пару часов, а может быть три четыре дня и сарлыкам, вода не помешает, а сена им хватит на месяц. - Объяснил Матвей.
- Где же ты тут сумел накосить травы? - Спросил я, не обращая внимания на чудовищный разброс во времени о котором сказал проводник.
- Привёз вьючно с тех полян, где мы с тобой обедали. Там у меня инструмент для косьбы припрятан в каменном гроте и ещё кое-какая утварь. Мне в том месте иногда неделями приходится жить. Я же недаром представился отшельником, вот и оправдываю звание. Я там каменную избушку смастерил, загляденье, а не избушка. Внутри пол деревянный и дверь и окно есть, а печь из хорошего камня сложена, не трескается.
- Ты что же цемент привозил, чтобы сложить дом из камня? - Спросил я.
- Нет. Зачем цемент. Я выжег много извести и на её основе замесил скрепляющий раствор. Очень крепкий материал, когда высохнет, лучше цемента. Я тебя не сводил к жилью, потому что ни к чему тебе его знать. Ты здесь только один раз оказался и больше никогда не придёшь. Места тут мистические, не каждому поддаются для путешествия. Тысячи туристов приезжают в Монды, чтобы подняться на священную гору Сардык, но этих мест никто не знает. Мы сейчас на другой стороне вершины. Граница рядом, места дикие и аномальные. Мы может быть даже уже на Монгольской стороне?
- И как давно ты ведёшь такой образ жизни?
- Отец умер в девяностом году и завещал мне пещеру. А до его смерти я всего несколько раз приходил сюда и только с ним, так сказать опыт перенимал. Отец учился у своего отца, а тот у своего. Так и идёт в нашем роду преемственность.
- Так, где же твоя таинственная пещера?
- Километр вниз по южному склону. Пойдём туда налегке. Путь очень трудный. -
Матвей достал специальную альпинистскую верёвку и два пояса.
- Привяжись ко мне и ничего не бойся. Я хорошо знаю дорогу и поэтому, нам ничего не может угрожать. -
Тревога с новой силой заколотилось в моём теле, разбитом от поездки на сарлыках и ходьбы меж каменных джунглей.
- Скажи, почему ты выбрал именно меня для такого таинственного похода? Мне кажется, в округе существует много более достойных туристов, которым ты бы мог показать свои заветные места. Может быть, намекнёшь, что нас ожидает в чреве твоей загадочной пещеры? - Спросил я не очень твёрдым голосом.
Уже не в первый раз мне стало как-то не по себе от всех мистических оборотов преследующих нас во время странного похода. Я не то чтобы чувствовал какой-то подвох со стороны проводника, но таинственные тропы, по которым мы двигались почти десять часов, которые, по выражению провожатого, могут завести туда, где Макар телят не пас, слишком взволновали меня, заставляли мучительно размышлять, о перспективах заблудиться в какой-нибудь иллюзорной стране без названия, дикой и непредсказуемой. Мой спутник постоянно говорил о превратностях восприятия человеком окружающей реальности, о том, что люди зависят от мифических вибраций, которые, якобы и определяют картину нашей действительности.
Мои размышления прервал возглас Матвея.
- Закидывай рюкзак за плечи, пора выходить. -
Он стоял передо мной в полной экипировке, но без ружья.
- Где твой карабин? - Спросил я.
Я, конечно, знал, что в пещеры не лазают с ружьями, но так же понимал, что Матвей взял оружие из тайника не ради забавы, что в этих местах оно может пригодиться.
- Там есть оружие. - Успокоил меня мужчина.
В следующую секунду он двинулся по тропе, слегка дёрнув за верёвку которой мы были связаны.
Через сотню метров мы перевалили гребень и тропа, устремилась вниз, постоянно поворачивая вправо.
Путь был скверным и, на мой взгляд, очень опасным, хотя Матвей ничуть не волновался, шёл раскованно и даже легко.
Мне же показалось, что спуск, а мы впервые за всё время похода стали спускаться, был гораздо труднее подъёма. Груз давил на плечи и цеплялся за углы скал и редкие корявые деревца. Еле заметная тропа, вскоре исчезла совсем и нам, приходилось выбирать на какой камень можно наступить, чтобы не свалиться на россыпь из его же сородичей самой разной формы и величины.
Наконец мы стали двигаться параллельно каменной стене не спускаясь и не поднимаясь и минут через тридцать упёрлись в скалу, взмывающую в небо под отрицательным наклоном. Здесь было что-то наподобие площадки, выложенной из плоского песчаника и кусков окаменевшей глины.
- Надо убрать вон те два камня. - Сказал Матвей. - Они загораживают вход в пещеру и установлены таким образом, что их можно легко кантовать по сторонам. -
Сбросив с плеч поклажу, мы в два счета откатили тонкие, будто сделанные специально плиты и перед нами открылась небольшая дыра, из которой наружу устремился поток воздуха, принёсший застоялый запах подземелья.
- Это очень древняя дыра. - Прокомментировал проводник. - Если быть точным, то все пещеры древние. Новых подземных пустот не бывает. -
Зацепив страховочную верёвку за выступ скалы, первым в пещеру спустился Матвей. Я полез в пещеру, как и договорились, через десять минут.
Освещая путь мощным фонарём, я без труда протиснулся через проход и затянул за собой рюкзак. Здесь тоже была каменная площадка и от неё вниз устремлялись довольно широкие каменные ступеньки. Внизу метрах в тридцати горели странные лампы. Их было не меньше десятка. Желтова-красный свет освещал огромное пространство и терялся в вышине. Я пригляделся и увидел вверху идеально ровный купол подземного храма.
Я бывал в разных пещерах Саян, Крыма, Алтая, но это подземелье отличалось от любой естественной пещеры. Здесь было всё устроено искусственно, руками человека и это сразу же бросалось в глаза.
Матвей двигался среди ровных каменных плит, разложенных по идеально ровному каменному полу сооружения и его тень, металась по блестящим от сырости таким же ровным стенам.
Я, держась за страховочную верёвку, без труда спустился вниз по ступенькам, подошёл к проводнику и сказал, задирая голову к потолку.
- Это не похоже на пещеру. Тут я вижу невероятно грандиозное каменное сооружение и не могу представить даже в воображении, как люди сумели выполнить такую немыслимую работу. Мне кажется даже при помощи современной техники, такого не построишь.
- Отец мне рассказывал, что тысячу лет назад это была пещера, но потом ламы с помощью магических приёмов расширили её и создали подземный храм. Я думаю, он знал точно, как они могли выполнить подобную работу.
- Но это невозможно построить. Если строительство пирамид как-то можно представить, но произвести грандиозные работы в скальной породе и ещё под землёй совершенно было не под силу в те времена, о которых ты говоришь. И откуда здесь могли появиться ламы? Им нужно было бы покинуть Тибет и пересечь бескрайние пространства Монголии.
- Об этом говорил отец, но мне кажется, он озвучивал только миф, но как говориться во всех мифах есть доля истины. Хотя существует ещё одна версия. Возможно, этот храм построили люди, которые пришли с Севера, с Урала, а потом ушли дальше через Тибет в Индию. Это тайна и она не разгадана, до сей поры. Тем более храм известен только нашей семье, а дорогу к нему я знаю один. Ты не в счёт. Я же говорил, что мы вернёмся назад другим путём и ты никогда не найдешь сюда дорогу ещё раз. Это то же самое, если бы ты стал искать дорогу в мифическую Шамбалу Тибетцев.
- Но тогда зачем ты меня привёл в этот мир, в это подземелье? - Воскликнул я.
- Ты скоро узнаешь, для чего люди построили чудесное сооружение. В отличие от пирамид этот храм до сих пор остаётся действующим ритуальным местом.
- Ты что же занимаешься шаманизмом, если говоришь о каких-то ритуалах? Твои рассуждения попахивают мистикой, в это трудно поверить.
- Нет. Я не шаман. Призываю тебя спокойно осмотреть подземелье, а потом приступим к экспериментам. Здесь есть всё необходимое для мистического ритуала, и он всегда проходит успешно. Пошли, тебе надо оглядеться. -
Мы медленно двинулись вдоль стен подземелья, обходя огромные и небольшие прямоугольные, квадратные и треугольные каменные плиты.
- Зачем в пещере лежат тщательно обработанные неизвестным способом камни? - Спросил я.
- Камни выпилили из горы при помощи того же резонанса. Это плиты, на которых проводятся ритуалы. Потом увидишь и почувствуешь их силу. - Он остановился и сказал глядя в мои глаза.
- Я уже говорил тебе, что бояться нет причин. Я здесь бывал много раз и как видишь, со мной ничего не случилось. -
Мы продолжали осмотр.
Описать грандиозное сооружение не так-то просто. Подземелье было прямоугольным, и дальний его конец терялся во мраке.
- В целях экономии горючего я зажёг не все фонари. В них сгорает обычное сало животных, оно подогревается специальным образом. Последний раз центральные лампады мы заправляли ещё с отцом. Запас горючего материала храниться в специальной нише в дальнем углу храма. - Он задумался на мгновение. - Храмом рукотворное сооружение называем только мы, но мне кажется настоящее название подземного сооружения совсем иное.
- Как же древние люди сумели вырубить в скале такое помещение и создать идеальный купол? - Спросил я и продолжил стараясь объяснить своё затруднение.
- Я знаю, что существуют подземные религиозные помещения по всему Свету, но к ним легко подойти и подъехать. Люди и теперь и раньше выдалбливали горные породы вручную и вывозили её подальше от места работы. Сейчас копают разные тоннели, метро, всевозможные хранилища, применяя мощную технику, но в древности не было даже телег. Как можно было выдолбить такой храм?
- Здесь применялась фантастическая технология. - Ответил Матвей. - Я уже говорил, камень резали, применяя резонанс. С помощью его же поднимали отрезанные куски на поверхность и сбрасывали их на склон. Мы с тобой как раз шли сюда по отработанному материалу. Это не курумники, это рукотворные россыпи, только давно лежат пообветрили и разрушились от воды, морозов и Солнца. - Он вознёс руки вверх. - Работу древние строители начинали с купола, там раньше был вход в пещеру и с высоты через него, падала вода. Улавливаешь технику строительства?
- Я не верю, что можно путём каких-то заклинаний и звуков работать с камнем и тем более переносить его на расстояние.
- Я понимаю твой скепсис, на твоём месте засомневался бы любой, но факт налицо. В это действительно невероятно трудно поверить, но я намерен показать, как это делается. Что касается размеров храма, его купола, стен, канав и бассейнов для воды, все точно рассчитано для установки определённых вибраций, которые провоцируются звуками падающей воды, звоном специальных инструментов и голосами людей распевающих определённые для каждого случая мантры. Самая главная мантра - это ОМ или АУМ, она может звучать на любой ноте. Сам увидишь и услышишь. Надеюсь, раньше тебе приходилось распевать знаменитый звук? Запомни есть семь нот, семь цветов ими и будем оперировать, проводя эксперимент. -
Мы обошли подземное сооружение и вновь оказались в его центре.
- Основной секрет этого сооружения скрыт в движении воды, она хороший проводник любых вибраций - то есть звуков разной частоты. Всем известно, что киты, дельфины и другие обитатели океанов спокойно общаются на огромных расстояниях друг от друга. Вода для морских тварей служит проводом. - Он усмехнулся. - Это примерно как люди связываются с помощью мобильной связи, только морские существа способны улавливать сигналы определённой частоты, она принадлежит только их виду и фиксируется природным прибором, встроенным в тело особи. Если этот прибор выходит из строя, животное теряет способность ориентироваться и тогда выбрасывается на берег. В отличие от других созданий каждый человек имеет собственную частоту восприятия и поэтому не может улавливать мысли миллионов других людей. В этом мы убеждаемся постоянно, когда общаемся с подобными себе особями.
- Мне эта особенность восприятия известна. - Сказал я. - Однако я знаю, что есть и выродки, которые с лёгкостью обходят этот закон природы.
- Ты прав, есть такие умельцы среди нашего брата, кто может подстроиться к частоте любого человека и делает он это, исполняя ритуал. Так поступают все шаманы, маги, гипнотизёры и медиумы. -
Матвей прошёлся меж каменных плит, трогая их голой рукой и заявил.
- Мы сейчас находимся внутри устройства, которое можно назвать резонатором - это если опираться на физические законы всего что существует в материальном мире. Это не машина времени, так как, приведя её в действие, можно переместиться только в иную реальность, в так называемый параллельный мир. Эти места называют по-разному, но суть одна. Надеюсь, понимаешь, о чём я толкую?
- Как же этого можно достичь? - Задал я вопрос проводнику.
В моей душе ворохнулось нехорошее предчувствие. Созерцая грандиозное сооружение, я действительно поверил в чудо, но страх настойчиво дёргал за чувства, расстроенные необычной действительностью в мрачном подземелье.
- Если моё сознание не охвачено иллюзией, и мы действительно наблюдаем и ощущаем реальность, тогда я смею спросить. - Я обвёл рукой пространство подземелья. - Ты говоришь, что это сооружение существует несколько веков, но тогда почему оно не подверглось хотя бы частичному разрушению? Существует строгий закон, связанный со временем, который действует неукоснительно и он призван, всё изменять в материальном мире. Мне известно, что в природных пещерах происходит постоянный процесс образования и разрушения. Вода пробивает в толще породы новые ходы, растут сталактиты и сталагмиты, случаются обвалы, которые часто имеют такую силу, что навсегда ликвидируют подземные полости или наоборот, страшные природные трещины создают гигантские по длине и объёму подземелья, которые трудно представить человеческому воображению, потому что люди никогда их не видят.
- Это сооружение построено по особой технологии, здесь властвуют совсем иные вибрации, которые как раз и сохраняют в целостности подземную камеру.
Люди давно не удивляются тому, что древние пирамиды стоят много тысяч лет и не подвержены разрушению. Технология их постройки точно такая же, как и этого резонатора. Все подобные сооружения не подвластны времени, потому что вибрируют с частотой не свойственной окружающей природы. Они находятся как бы за временем. -